Семейная психотерапия: что это такое, системный подход, техники и методы, упражнения

Семейная психотерапия: что это такое, системный подход, техники и методы, упражнения

Системная семейная психотерапия — подход, где человек не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она — объект психотерапевтического воздействия.

Системная семейная психотерапия является одним из направлений системного подхода.

Можно назвать следующие виды системной психотерапии: классическая системная семейная психотерапия (ССП) с такими подразделениями, как стратегическая ССТ, структурная ССТ, миланский подход, подход Мюррея Боуэна; постклассическая системная терапия: — нарративная психотерапия, ориентированная на решение, краткосрочная психотерапия, нейролингвистическое программирование. Все эти виды психотерапии основываются на системной теории.

Системная теория, или теория систем, является не вполне психологической теорией. Практически одновременно системные идеи развивались в кибернетике (Н. Винер, Р. Эшби и т.п.), в биологии (В. Вернадский, Н. Бернштейн, К. Лоренц, Н. Тинберген), антропологии (М. Мид) и затем проникли в культурологию и психологию (Г. Бейтсон, Т. Лири, Р.А. Вильсон, А. Кожибский).

Одной из разновидностью системной семейной психотерапии является методика ресурсных семейных расстановок, разработанная профессором, доктором психологических наук Коваленко Н.П.

Системная семейная психотерапия рассматривает как организм и всю семью в целом, и членов этой семьи↑. Члены семьи в представлении приверженцев этого подхода за свое поведение не отвечают и всерьез корректировать его не способны, их поведением руководят динамические отношения, закономерности системы, а не они сами.

При этом одной из наиболее часто рассматриваемой в ССП причин действий людей является та или иная бессознательная или плохо осознаваемая внутренняя выгода. Как пишет А. Варга↑, » системная логика не отвечает на вопрос «Почему?», она отвечает на вопрос «Зачем?» Можно предложить много версий того, «зачем» маленький Ганс боялся выходить из дома:

  1. чтобы мама меньше занималась сестричкой, чтобы система не переходила на следующую стадию жизненного цикла;
  2. чтобы родителям было о чем говорить друг с другом, вместо того чтобы: ругаться, заниматься сексом, умиляться, глядя на дочку;
  3. чтобы у отца был предмет для обсуждения с З. Фрейдом, его наставником и консультантом».

Ребенок болеет, чтобы помочь семье

В системной семейной терапии бытует представление, что ребенок более или плохо себя ведет не потому что, а для того чтобы: чтобы отвлечь родителей от их ссор и конфликтов. Диалог на эту тему ведут психолог Павел Зыгмантович и проф. Н.И. Козлов. См.→

Литература

  • Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию.docx. Речь 2001.
  • Семейная психотерапия: что это такое, системный подход, техники и методы, упражнения

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/sistemnaya-semeynaya-psihoterapiya

Семейная психотерапия

Семейная психотерапия является большим и значимым разделом в системе построения отношений между супругами. Можно с уверенностью сказать, что это не просто наука, а целое искусство, секреты которого необходимо знать каждому.

Ведь постоянные конфликты и ссоры, неумение уступать и прощать негативно, а то и пагубно сказывается на самых любимых и дорогих ее жителях – детях. Они впитывают модель поведения своих родителей и в будущем будут копировать технику их взаимоотношений, создавая свои собственные семьи.

Поэтому, чтобы предотвратить такие последствия, и существует данное направление в психотерапии. Это «служба помощи» в семье и через семью.

Семейная психотерапия: что это такое, системный подход, техники и методы, упражнения

Главные цели и задачи семейной психотерапии

Работа с семьей начинается с определения тяжести «недуга» и составления плана по ликвидации причин, вызвавших такое состояние.

Основная цель терапии состоит в изменении личности каждого обратившегося за помощью члена семьи таким образом, чтобы возникли новые пути взаимодействия, базирующиеся на нынешней реальности.

Неосознанные отношения прошлого должны постепенно исчезать. Главная цель имеет разделение на подцели нескольких уровней. К ним относят:

  • индивидуальные цели, которые хочет достичь каждый член семьи;
  • общие стремления всех;
  • отношения семьи и общества в целом;
  • ожидания самого психотерапевта при работе с данной семьей.

Исходя из многогранности поставленных целей, психотерапевтическая работа имеет краткосрочные и долгосрочные задачи. Они взаимосвязаны, и каждый психотерапевт должен так спланировать свою работу, чтобы задачи отдельно взятой сессии были направлены на одну самую важную – налаживанию межличностных отношений и сохранению семьи.

Стратегических задач несколько. К ним относят:

Семейная психотерапия: что это такое, системный подход, техники и методы, упражнения

  • преодоление эгоизма по отношению к лидерству;
  • налаживание внутрисемейных взаимоотношений;
  • взаимное уважение, проявляемое к интересам всех членов семьи;
  • эмпатия и взаимопонимание;
  • спокойное отношение к существующим различиям во взглядах;
  • выработка навыков решения возникших проблем всей семьей;
  • формирование баланса между стремлениями к независимости и движению к сплоченности.

Все вышеперечисленные цели и задачи имеют тесную связь с той стадией жизни семьи, которую они переживают в данный момент. Это могут быть периоды кризиса в семейных отношениях, наличие детей дошкольного или подросткового возраста.

Осознание семьей того, что возникшие проблемы мешают им нормально жить и развиваться – это и есть предпосылкой для постановки правильных целей и задач.

Источник: https://1popsihologii.ru/stati/semejnaya-psixoterapiya.html

Системная семейная психотерапия – что это?

Семейная психотерапия: что это такое, системный подход, техники и методы, упражнения

1950-е. Системная семейная терапия возникает одно-временно в США и Европе, вбирая идеи кибернетики и теории коммуникации. Врачи, антропологи, математики и психологи разработали представления о структуре семьи, ее кризисах, системе обратной связи. Психотерапевт Вирджиния Сатир (Virginia Satir, 1916–1988) была первой, кто рассматривал как клиента семью в целом. Британский антрополог Грегори Бейтсон (Gregory Bateson, 1904–1980) создал теорию двойного послания. Это сообщение-парадокс: например, мать словами выражает любовь к ребенку, но ее поведение говорит о враждебности.

При системном подходе клиентом становится не один человек, не пара, а вся семья в целом. Любая проблема рассматривается не как особенность поведения или ощущения кого-то из членов семьи (включая детей), а как результат функционирования семьи в целом как системы, которая постоянно развивается. Все процессы, происходящие в семейной системе, одновременно и причина, и следствие друг друга.

Проблемы одного из членов семьи указывают на нарушенные отношения внутри семьи. Психотерапевт старается выявить, какой цели служит симптом, который стал поводом для терапии.

Системная семейная психотерапия исследует то, как члены семьи общаются друг с другом, и часто проходит с использованием ролевых игр. В некоторых случаях рассматривается еще и семейная история, которая также может быть источником нынешних проблем.

В ходе терапии меняется вся семья и система отношений в ней, и вследствие этого меняется поведение ее членов.

Системный семейный терапевт может работать со всей семьей, с парой или отдельно с кем-то из членов семьи, в том числе с ребенком. В ходе беседы он анализирует привычные формы поведения клиента и его способы эмоционального реагирования на слова и поступки значимых людей.

Также рассматриваются семейные правила (например, как и на что тратят деньги) и семейные мифы (представление семьи о том, кто такие «мы»; например, в мифе «дружная семья» тот, кто плохо подумает о родственниках, считается плохим).

Затем совместно с клиентом терапевт ищет новые способы взаимодействия, которые повышают качество жизни и взаимоотношений клиента или семьи.

В работе может быть использована генограмма – нарисованная со слов клиента схема, отражающая события в семье и взаимоотношения между ее членами (любовь, зависимость, разрыв). Анализ генограммы помогает обнаружить скрытый в семейной истории источник проблем, который заставляет членов семьи вести себя определенным образом.

Отношения в паре, сексуальная дисгармония, трудности в общении между родителями и детьми, сложности с созданием длительных отношений, утрата близкого человека, развод, психосоматические расстройства, нарушения поведения ребенка, эмоциональные проблемы детей – темой для консультации может стать любая ситуация, которая беспокоит семью.

Семейные терапевты работают и с проблемами подростков, такими как зависимость, попытки самоубийства, нарушения пищевого поведения. Некоторые заболевания, например депрессия или фобия кого-то из членов семьи, затрагивают семью в целом.

Семейная системная терапия помогает справиться с этими проблемами, если становится понятен скрытый смысл симптома.

Прием длится 1–1,5 часа. Обычно встречи происходят раз в неделю. Семейная система обладает достаточной гибкостью, поэтому в каких-то случаях бывает достаточно одной или нескольких консультаций, но иногда требуется и длительная помощь (до 30–40 консультаций). Цена одного приема в среднем 2500 рублей.

Источник: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/sistemnaya-semeynaya-psihoterapiya-chto-eto/

Семейная психотерапия — цели, методы, техники

Семейная психотерапия: что это такое, системный подход, техники и методы, упражнения

Ликвидацией и профилактикой нарушения эмоциональной атмосферы в семье занимается семейная психотерапия. Это узкоспециализированное направление в психологии представляет собой методику, которая главным образом фокусируется на анализе и коррекции межличностных отношений как таковых. Если говорить более точно, это помощь любому индивиду в рамках его близких, семьи, а также посредством них.

Мишенью для терапии может быть не только семья в стадии своего «разрушения», но также и любая другая, которая испытывает кризисный момент в той или иной сфере своих взаимоотношений.

При этом стоит отметить, что ведущим моментом является не внешнее воздействие.

А общий поиск внутренних семейных ресурсов, которые могут послужить основанием для формирования необходимой общности, концентрации внимания участников семьи на решении взаимных проблем.

В зависимости от типа применяемой техники психотерапии, цели данной методики могут кардинально меняться. Чаще всего речь идет о создании актуального вопроса для всех членов семьи и их вовлеченности в процесс решения проблемы, понижение эмоционального напряжения в семье, поиск общего компромиссного варианта решения конфликтов и тому подобное.

Системная семейная психотерапия

В понятие «семейной психотерапии» Эйдемиллер внес некогда свои поправки, тем самым расширив рамки данного метода.

С его точки зрения, данная техника является не только лишь влиянием на конкретного индивида, но способом воздействия на семью как на открытую живую систему с целью улучшения и оптимизации ее функционирования.

Сама методика сформировалась и развивалась относительно недавно, наряду с кибернетикой, чем обусловлен ее системный подход. Наравне с другими узконаправленными техниками в психиатрии, системная семейная психотерапия является самой «молодой».

Данная методика, будучи направленной на работу с внутренними связями в коллективе и решение возникающих межличностных конфликтов, рассматривает в качестве базиса системную структуру семьи как коллектива и особенности семейных взаимоотношений для данного конкретного случая.

Система семьи находится в очень тесном контакте с окружающим миром, постоянно проводя в нем те или определенные действия, которые так же могут влиять на внутреннее состояние семьи. Таким образом, семья как система является системой открытой.

При этом главной ее особенностью является тот факт, что генератор, то есть «ядро» направления действия как бы размещено внутри системы. Из этого легко сделать вывод о том, что поведение всех участников семьи напрямую зависит не от внешних факторов.

а от их личностных идей, мотивов, а также потребностей. А если рассматривать иерархическую систему положения элементов, то по отношению к индивиду, как элементу, составляющему систему семьи, эта система является первичной.

Таким образом, в рамках психотерапии, разумнее воздействовать не на конкретную личность, а на саму систему.

Под системой семьи, как правило, понимают группу людей, которые объединены между собой общим местом проживания, бытом, идеями и целями, а также, прежде всего, взаимоотношениями. Весьма часто встречается такое явление как «тотальность системы».

Под ней подразумевается ситуация, когда происходящее в семье практически не зависит от индивидуальной мотивации, планов и намерения определенного субъекта, поскольку состояние семьи регулируется лишь самой системой.

Если говорить о различных подходах и техниках, то наиболее популярным в наше время является метод Варга. Этот специалист весьма углубленно и точно изучил особенности семейной структуры, ее эмоциональные состояния, стадии формирования и перемены в структуре.

При чем он рассматривает все эти элементы в рамках русской семьи, что весьма важно, так как семейная система во многом зависит от менталитета.

перейти наверх

Цели семейной психотерапии

Как уже говорилось, семейная психотерапия выступает в качестве особого, узконаправленного метода, главной задачей которого является анализ состояния семьи, диагностика межличностных взаимоотношений в рамках системы и их коррекция. При этом сама терапия может длиться совершенно разное время – от нескольких сеансов до нескольких лет.

При этом главная задача заключается во влиянии на так называемого «носителя симптома», а эффективность проведенного лечения оценивается с помощью анализа состояния всех членов семьи. Обычно сеансы проводятся не так часто, и с течением времени их частота все больше уменьшается.

В среднем, на начальной стадии терапии предполагается посещение семьей врача дважды в неделю. Затем число сеансов сокращается до одного посещения в неделю, а позже и раз в несколько месяцев.

Базисной задачей, которая представляет собой своеобразный необходимый минимум от проводимой терапии, является уменьшение проявления симптоматики со стороны всех членов семьи, а также профилактика возможных обострений возникающих проблем или конфликтов.

При этом основная зада как терапевта. Так и всей семьи, является формирование понимания у членов системы того факта, что убежденность в каком-либо варианте успеха – это не просто пассивное ожидание, а последовательный ряд активных действий, выраженной инициативы, постоянного поиска возможностей и доступного внутреннего потенциала всей семьи.

Таким образом, можно говорить о том, что цели семейной психотерапии выражаются в ряде определенных стратегических пунктов:
1. Поддержка и оптимизация семейного микроклимата.
2. Формирование у членов семьи чувства того, что их индивидуальность и потребности уважают окружающие.
3.

Помощь в преодолении позиции, с точки зрения которой все семейные проблемы являются следствием решений и поведения одного конкретного члена семьи.
4. Воспитание у участников эмпатии. Умения ощущать и сопереживать окружающим.
5. Формирование у членов семьи более толерантного отношения к условному главе семьи и его решениям.
6.

Оптимизация навыков и умения всех участников системы коллективного, семейного решения возникающих проблем.

7. Воспитание в семье сбалансированного соотношения индивидуальности и независимости каждого наравне со сплоченностью и чувством долга, ответственности перед семьей.

перейти наверх

Методы семейной психотерапии

По ходу работы с определенной семьей, специалист может использовать совершенно различные методы семейной психотерапии. Во многом это зависит не только от специфики проблемы или даже особенностей самой семьи, но также и от этапа, который на данный момент осуществляется в терапии.

Таким образом поэтапность проведения данной техники в психиатрии должным образом структурирует процесс лечения вообще, обуславливает определенный подход, выбор того или иного метода, и даже продолжительность проведения терапии.
Например, первым и начальным этапом всей терапии является так называемый «диагностический этап».

На его протяжении врач старается приобщиться ко всему семейному коллективу, буквально постепенно влиться в него, чтобы методом постановки и проверки различных гипотез в конечном счете поставить общий диагноз.

В дальнейшем происходит этап решения конфликта, во время которого психотерапевт прежде всего обнаруживает определенный источник, который является причиной возникающего конфликта. Устранение же его достигается посредством регулирования эмоциональных ответов со стороны всех семейных участников сформировавшегося конфликта.

Это состояние достигается посредством общения всех членов семьи с психотерапевтом, который заранее налаживает с ними контакт, чтобы иметь возможность выступать в роли своеобразного «посредника». Таким образом, буквально передавая сигналы между членами семьи, специалист приобщает их к тому, чтобы сформировать общий понятный для всех язык.

На следующем этапе, который считается этапом восстановления или же реконструкции, происходит уже общее, коллективное обсуждение семьей имеющихся проблем, а также принятие вариантов их решения. Также применяются различные тренинги, которые помогут всем участникам выработать необходимые положительные линии поведения и умение адекватного общения и взаимоуважения.

Последний поддерживающий этап использует более простые методики, задача которых заключается в закреплении или корректировке полученных на протяжении терапии навыков. Также проводится оценка результатов и осуществляется дальнейшая необходимая консультация.

перейти наверх

Групповая семейная психотерапия

Конечно, в данном направлении часто проводятся индивидуальные сеансы, однако по сути своей семейная психотерапия рассчитана на проведения одновременного сеанса с несколькими супружескими парами, вплоть до семи.

Разумеется, необходимо подбирать для одномоментного сеанса пары, которые схожи между собой по возрасту, социальному положению, образования, менталитету. Один из положительных моментов, которыми обладает групповая семейная психотерапия, является повышенная эффективность освоения различных коммуникативных способностей.

Кроме того, участники лучше осваивают возможности более мягкого и адекватного общения, учатся слушать собеседника.
В большинстве своем, техники, что применяются при групповых сеансах, практически не отличаются от индивидуальных.

Разница в том, что во время групповых занятий у каждой пары есть возможность перенимать опыт, полученный при наблюдении за другими участниками лечения. К тому же, такой опыт положительно влияет на процессы общения и коммуникации, а также позволяет рассматривать альтернативные методы подходов к решению проблем.

Перед началом полноценной терапии, как правило, специалисты разделяют общую группу на две. В одной из них учувствуют только мужчины, а во второй, соответственно, женщины.

Такая тактика обусловлена тем, что позволяет подготовить обе стороны к дальнейшему лечению и тем самым уменьшить риск чрезмерного проявления привычных защитных реакций.

Это связано с тем, что весьма нередко люди приходят на сеансы психотерапевтического лечения лишь по причине своего нежелания до конца раскрыться своему партнеру и окружающим. К сожалению, бывают и такие случаи.

Когда после каждого сеанса лечения супруги по приходу домой в тот же день повторяют свою ссору. В связи с этим, большой популярностью пользуются методики, широко задействующие основы биохеверизма, направленного на организацию и оптимизацию умения позитивного мышления и адекватного, конструктивного диалога.

перейти наверх

Техники семейной психотерапии

Под понятием «техники семейной психотерапии» обычно подразумевают ряд приемов и методик, которые направлены на понимание и положительное видоизменение семейной структуры, которые позволят в дальнейшем улучшить ее внутренний микроклимат и взаимоотношения как таковые.

К примеру, существуют так называемые «социометрические» техники. Они достаточно просты и актуальны с точки зрения потребности проанализировать жизнедеятельность семьи во всех социальных сферах. А также внести некоторые изменения в структуру.

Помимо всего прочего, социометрические техники также позволяют снизить возможное сопротивление системы семьи к вмешательству в ее привычную структуру, которое осуществляется специалистом.

Также применяются поведенческие техники, во многом основывающиеся на принципах биохевиризма и выработке положительных линий и шаблонов поведения, а также другие «парадоксальные» методики.

В любом случае, терапия не может проходить без вмешательства «из вне», то есть без участия специалиста. При любом подходе происходит не просто анализ и конструктивное решение с помощью психотерапевта, но также требуется и активное участие в этом процессе всех членов семьи.

Источник: http://PsyTheater.com/semeynaya-psihoterapiya.html

Основные техники семейной системной психотерапии

Приводимые упражнения даны по этапам развития процесса семейной психотерапии, объединены по темам и задачам при преимущественной ориентации занятий на взаимодействие «здесь-и-теперь».

Мы выделяем в процессе семейной системной психотерапии 2 этапа.

На первом происходит присоединение психотерапевта к семейной системе, выявление, дифферен­циация, и усложнение когнитивных сценариев, с помощью ко­торых происходит регуляция семейных отношений. На втором — реконструкция семейных отношений.

Техники первого этапа семейной психотерапии.

На первом этапе перед психотерапевтом вставала задача создать и усилить мотивацию у обратившихся за помощью (как правило, «инициаторами обращения» выступали мать и ребенок — «носитель симптома») на то, чтобы пригласить на следующий сеанс всех совместно проживающих членов семьи.

Такое предложение часто встречало сопротивление, которое могло быть ослаблено одним из следующих приемов.

Во-первых, необходимо предоставить информацию о роли семьи в происхождении нервно-психических расстройств у детей и подростков и особо подчеркнуть, что в любой семье заключен не только и не столько патогенный фактор, сколько — саногенный.

Во-вторых, можно сделать положительное эмоциональное подкрепление самой попытки обратиться за помощью — «Только очень ответственный человек, как Вы, мог проявить инициативу придти на прием. Думается, что это качество поможет Вам повлиять и на остальных членов семьи».

В-третьих, можно апеллировать к чувству справедливости у «инициатора» обращения — «Вы с сыном вслух обсуждаете свои проблемы, а у других членов семьи такой возможности нет». Наконец, следует указать и на такое негативное последствие сепаратных встреч с несколькими членами семьи при невовлеченности в психотерапию других как неполноценное решение проблемы, неравномерность в распределении усилий по решению ее — «Пока мы здесь с вами работаем, они там придумывают что-то свое. Они не помогут нам, а мы — им». Таким образом, в каждом сеансе принимают участие те члены семьи, которые проживают вместе и находятся в психологи­ческой зависимости друг от друга.

Следующая задача — присоединение психотерапевта к семье.

Сам психотерапевт стремится в своем ролевом поведении проделать динамику от «наблюдателя», «вершителя судеб», «мага», «всесильного волшебника», роли которых пытаются приписать ему семьи, к роли одного из элементов семейной системы — «того, кто говорит, как мы», «того, у кого, оказывается, есть такие же проблемы, но он их уже решил» и др.

Присоединению к семье способствует соблюдение важного правила — сохранение семейного статус-кво. Если в семье есть явный лидер, который жестко предписывает поведение остальным членам семьи, который привык говорить за других, лишать их голоса, быть «граммофоном», озвучивать мысли своих родственников, то все обращения к семье психотерапевт делает через лидера.

«Могу ли я спросить Вашу жену?» — обращается психотерапевт к лидеру-мужчине и т.д. Когда члены семьи начинают свой рассказ о. проблеме, то им очень трудно разобраться, что в их сообщении важно, а что второстепенно. Поэтому психотерапевт с целью структурирования информации обычно в сжатой форме повторяет наиболее важное из сказанного: «Насколько я понимаю, речь идет о… «.

Семья как система обнаруживает перед психотерапевтом такое свое качество, как определенный язык вербального и невербального поведения, с помощью которого ее члены обеспечивают свою интеграцию и целостность. Бывают повышенно-экспрессивные семьи с быстрой речью, активными жестами и мимикой, бывают очень сдержанные, контролирующие как проявление эмоций, так и произносимые слова.

С помощью приема mimesis'a (подражания) психотерапевт старается вступить в общение на том языке, который понятен и свойственен данной семье. Другие психотерапевтические приемы, используемые нами, преследуют цель скрыть то управление и оказание эмоциональной поддержки членам семьи, когда они формулиру­ют семейную проблему.

Эти приемы — «лидерство за спиной» и «демонстрация личной сопричастности психотерапевта к се­мейной проблеме». Недирективное лидерство («лидерство за спиной») осуществляется тем, что психотерапевт междометиями и репликами типа «Надо же!», «Как интересно!», «О!», «Мммм», а также жестами помогает участнику психотерапии соприкоснуться с чем-то для себя важным.

8 то же время словесный «шлак» не получает какого-либо подкрепления со стороны психотерапевта. В тех случаях, когда члены семьи рассказывают о проблемах, которые были или являются акту­альными для психотерапевта, то он не скрывает этого, а на­оборот показывает, насколько это ему близко. Это еще один способ убедить участников, что психотерапия — реальная работа реальных людей с терапевтической целью, в отличие от распространенных в обществе иллюзорных представлений о та­инственных возможностях манипулятивных видов психотерапии.

Стало очевидным в процессе семейной психотерапии, что на первых сеансах не следует тестировать эмоциональные реакции, анализировать мотивацию поведения участников на сеансах, пользоваться оценочными суждениями, так как это, с одной стороны блокирует личностный рост членов семьи, ставит их в явно неравные условия, с другой — усиливает механизм как индивидуальной, так и групповой психологической защиты. Мы пришли к выводу, что не следует стимулировать участников психотерапии к ускоренному освоению навыков общения и анализа в ситуации «здесь-и-теперь», как это бывает в некоторых моделях групповой психотерапии, т.к. потребность высказаться и искать причину не в настоящем, а в прошлом, в обследованных семьях сильно выражена. Этот прием нами назван «плавный перевод» анализа из ситуации «там-и-тогда» в ситуацию «здесь-и-теперь». Нами разработана специальная программа психотерапевтических упражнений, цель которых развить навыки невербальной коммуникации, эмпатии, экс­прессии своих переживаний, развития и обогащения когни­тивных сценариев. Эта программа осуществлялась либо на па­раллельных основной психотерапии занятиях, под руководством ко-терапевта, либо дробно и последовательно включалась в процесс семейной психотерапии.

Второй этап — реконструкция семейных отношений. Критерием оценки того, что семья готова конфронтировать со своими неосознаваемыми проблемами, служат доверительность и свобода, с которой члены семьи начинают рассказывать о себе, приводить такие факты, которые ранее вызывали у них выраженные негативные реакции.

Психотерапевт, используя свой личностный и профессиональный потенциал, проводил последовательную фрустрацию у участников различных подсистем с помощью ряда приемов: изменение рассадки, разъединение членов семьи и объединение в новые коалиции, положительное подкрепление участников одних подсистем и блокировка — других.

Анализу подвергались мысли, чувства, поступки, возникающие «здесь-и-теперь».

Актуализация и структуриро­вание полученного материала осуществлялись с помощью разы­грывания ролевых ситуаций, упражнений гештальттерапии: «раундов», диалога частей «Я» члена семьи и невербального диалога между участниками разных подсистем семьи.

Исходя из конкретной ситуации, мы давали разработанные нами своеобразные домашние задания, которые можно разделить на три вида: прямые директивы, метафорические, парадоксальные. Психотерапевт дает директивы как во время сеанса семейной психотерапии, так и в виде «домашних зада­ний». Цель этих заданий:

  • — изменить поведение членов семей;
  • — придать дополнительный стимул к построению отношений психотерапевта с членами семьи;
  • — изучение реакций членов семьи при выполнении ими заданий;

— осуществление психотерапевтом поддержки членов семьи, т.к. во время выполнения задания психотерапевт как бы незримо присутствует среди них.

Усиление мотиваций для выполнения заданий. Для успешности выполнения директив необходимо согласие в формулировании и достижении цели между членами семьи и психотерапевтом (эта ситуация чаще возникает на поздних сеансах второго этапа семейной психотерапии).

В данном случае задание дается в виде прямой инструкции. В случае косвенного инструктирования следует обсудить все те попытки решить ситуацию, которые предпринимали члены семьи ранее. Каждый вариант решения нужно заканчивать словами: «жаль, но и это не удалось…».

После этого члены семьи, как правило, с большим доверием отнесутся к директивам психотерапевта.

Если члены семьи проявляют отчаяние, которое находит отражение в репликах — «как нам плохо!», то психотерапевт соглашается — да, как вам плохо!». Происходит объединение на эмоции отчаяния. В случае выраженного сопротивления психотерапевт сопровождает свое задание словами: «Это настолько несущественно, что об этом не стоит и говорить».

Для семей, которые радуются крутым переменам в своей жизни, различным кризисам, следует подчеркнуть, что задание является чем-то очень важным. Кроме того, успешности в выполнении заданий способствует проявление власти психо­терапевтом, для чего он принимает роль компетентного экс­перта — «Я очень хорошо это знаю…», «Весь мой опыт го­ворит…

«, «В таких случаях известный американский психо­терапевт Сальвадор Минухин делает так-то…».

Если психо­терапевт полагает, что задание слишком неожиданно или может представлять угрозу гипернормативным установкам членов се­мьи, то директиву следует предварить такими словами: «Я хочу просить вас сделать нечто, что может показаться глу­пым, но я все равно хочу попросить сделать это».

Формулировки заданий должны быть четкими, понятными, конкретными. Необходимо следить за реакциями членов семьи, побуждать их к усвоению задания. Можно попросить участников психотерапии повторить словесные инструкции психотерапевта.

Примеры прямых директив.

Если психотерапевт замечает, что во время сеанса бразуется коалиция, к примеру, между бабушкой и внучкой, а мать девочки при этом лишается всякого влияния на нее, то можно попытаться изменить эту ситуацию, поскольку длительное переживание ее в семейной жизни обусловило симптомы невроза у девочки. Психотерапевт дает задание девочке сделать что-то, очень не нравящееся бабушке, а мать получает задание защищать дочь во что бы то ни стало. Результатом такого взаимодействия может быть увеличение дистанции между бабушкой и внучкой.

В случае конфликтных отношений между представителями подсистем семьи, как например, в случае матери, которая негативно относится к дочери при том, что отец либо не бывает дома допоздна, либо пассивно наблюдает за их ссорами, можно предложить «построить им стенку».

Психотерапевт во время сеанса лишает возможности мать и дочь общаться между собой — «Если хотите сказать что-либо друг другу, то делайте это через отца». Дома на протяжении определенного времени предлагается им не общаться друг с другом, а все свои пожелания передавать через отца.

Выполнение таких заданий приводит к ликвидации конфликта, а кроме того, ак­тивизирует роль отца, который, может быть, впервые начинает осознавать, что от него многое зависит, и это начинает ему нравиться.

Чтобы улучшить эмпатические способности матери, которая находится в симбиотической связи с ребенком, помочь ей установить дистанцию с ребенком и принять его автономность, ей можно предложить задание на дом: спрятать какую-нибудь вещь от ребенка, чтобы на поиски ее он тратил не более 10 и не менее 5 минут. Мать должна повторять это задание до тех пор, пока не добьется успеха. В случае депрессивных реакций у участников психотерапии им могут быть предложены серии заданий, которые требуют активности. Например, психотерапевт говорит: «А тебя я сейчас попрошу исполнить роль хронометриста, ты будешь считать про себя, сколько времени говорит каждый. Потом сообщишь результат». Выполнение такого задания может вызвать у исполнителя раздражение и даже гнев, что в конечном счете ослабит депрессивную реакцию.

Метафорические задания. Такие задания строятся на поисках аналогий между событиями, поступками, которые, как кажется, на первый взгляд, очень различны.

Блестящий пример метафорических заданий, которые применял в своей работе Milton H. Erikson, приводит Jay Haley 1976). Супружеская пара испытывает разочарование от монотонности своих сексуальных отношений, однако не решается на прямое обсуждение их. Психотерапевт придумал аналогию половому акту — совместный обед.

«Как вы обедаете? случается ли вам обедать вдвоем, получить удовольствие от еды?» — такие вопросы задает психотерапевт. Затем он побуждает обсудить такие аспекты еды, которые могут напоминать половую жизнь.

Например, сказать: «Иногда жене нравится поесть возбуждающих аппетит приправ перед едой, а есть медленно, в то время, как ее муж любит сразу накинуться на картошку с мясом». Или: «Некоторые мужья хвалят своих жен за то, что все так красиво, а другие совсем не обращают на это внимания, и поэтому их жены совсем не стараются».

Далее можно перевести разговор на какую-нибудь нейтральную тему, чтобы не испугать участников психотерапии, а затем коснуться и других аспектов обеда: «Некоторым нравится обедать с притушенным светом, при свечах, в то время, как другие любят яркий свет, при котором видно все , что нравится».

Под конец такого обсуждения психотерапевт должен дать задание супругам пообедать вместе. Они должны выбрать ночь, когда они остались вдвоем, и вместе приготовить приятный обед; им необходимо с уважением отнестись к вкусам друг друга, и они должны говорить только о приятных аспектах пирушки, а не о дневных заботах.

Жена должна постараться возбудить аппетит мужа, а он должен обеспечить все, чтобы порадовать ее. если обед проходит хорошо, то само переживание радости общения приведет супругов к половому акту. Стимул к изменению дея­тельности в данном случае действует на неосознаваемом уро­вне, а изменившееся поведение в дальнейшем приводит и к расширению осознавания своего опыта супругами.

Парадоксальные задания. В данном случае психотерапевт дает такие инструкции, чтобы члены семьи воспротивились их исполнению и тем самым изменили свое поведение в нужном направлении.

Применение таких техник оправдано в случаях выраженного сопротивления у членов семей терапевтическим изменениям. Задания даются как всей семье как целому, так и ее подсистемам.

Инструкции всей семье требуют очень тщательной подготовки и контроля за их исполнением.

В качестве примера парадоксального задания супружеской подсистеме семьи приведем тот, который мы часто используем в своей практике.

Супружеской паре, которая часто ссорится и неконструктивно решает конфликты, может быть дано задание: вернувшись домой, в определенные дни ссориться не менее трех часов.

Рациональное объяснение такого задания, которое дает психотерапевт, наблюдать и изучать друг друга во время ссоры. Цель такого задания — уменьшить количество ссор, так как люди не любят делать себя несчастными, если им это кто-то приказывает.

Каждое задание психотерапевта должно быть выполнено, за исключением каких-то объективных причин, которые препятствуют этому. Невыполнение задания побуждает заняться анализом причин этого, чтобы семьи смогли понять, что они несут ответственность за это и лишили себя возможности узнать о себе что-то новое и ценное.

Парадоксальные задания использовались нами и для прекращения психотерапии, когда появлялась уверенность, что семейная система изменила свое функционирование и стала эффективно решать свои проблемы.

Например, психотерапевт, до последнего времени игравший внешне незаметную роль и налаживавший коммуникации между подсистемами, вдруг заявляет: «Никто из вас не знает вашу проблему так хорошо, как я, поэтому делайте так-то и так-то…».

Такой контраст в поведении психотерапевта обычно вызывает у членов семьи протест, стремление сплотиться и перестать посещать так резко поглупевшего врача».

Другим примером парадоксального задания, адресованного супругам, для облегчения завершения психотерапии, может служить такое высказывание психотерапевта: «Мне кажется, что в ближайшее время вы поссоритесь». После этого у супругов появляется стимул к усилению сплочения и освобождению от влияния психотерапевта.

Успешному проведению семейной системной психотерапии в немалой степени способствует и директивная позиция психотерапевта.

Это связано с тем, что психотерапевт, на всем протяжении работы с семьей олицетворяет собой власть, которая используется им не только для инициации изменений во взаимоотношениях, но и для оптимизации функционирования подсистем семейной группы, сохранившей свое фундаментальное значение: супруги реализуют потребности во взаимности, родители воспитывают детей, дети социализируются и т.д.

В этом основное отличие позиции семейного психотерапевта по сравнению с моделью групповой психотерапии, в которой все участники могут претендовать на любые групповые роли, и поэтому не требуется столь явное управление процессом психотерапии.

В заключение дадим в краткой конспективной форме последовательность шагов при проведении семейной системной психотерапии. Разработанная нами модель семейной системной интегративной психотерапии может быть описана в виде следующих категорий:

Источник: https://cyberpedia.su/16x31da.html

Стратегическая семейная психотерапия

Стратегическая семейная психотерапия

Этот метод семейной психотерапии ориентирован на решение проблем, поэтому другие его названия – «короткая психотерапия», «проблеморешающая», «системная». Наиболее крупные представители стратегической семейной психотерапии – Джей Хейли, Клу Маданес, Карл Витакер и др. – в своей работе развивали опыт Грегори Бейтсона и Милтона Эриксона.

В своей работе психотерапевты этого направления не концентрируются на личностных особенностях членов семей, не ставят своей целью достижение клиентом или семьей инсайта (внезапного озарения или постепенного постижения тех аспектов собственного опыта, которые оставались неосознанными).

Теоретические предпосылки стратегической семейной психотерапии – общая теория систем и кибернетика. Термин «стратегический» принадлежит Джею Хейли, который на сеансах психотерапии брал на себя ответственность за создание стратегии решения проблемы клиента или семьи. Хейли и его сторонники в своей работе ставят ясные цели, включая снятие симптомов.

Данный подход характеризуется чрезвычайным вниманием к деталям симптома и меньшим интересом к семье, к ее росту и благополучию.

К 1970 г. стратегическая психотерапия стала настолько популярной, что произошло разделение всех семейных психотерапевтов на стратегических и нестратегических.

Аналитически ориентированные психотерапевты обвиняли стратегических психотерапевтов в том, что они – холодные манипуляторы, что они уделяют слишком много внимания силе и техническим приемам.

Стратегические семейные психотерапевты отвечали, что их критики не умеют мыслить системно, не понимают круговой причинности, лежащей в основе нервно-психического заболевания.

Милтон Эриксон – родоначальник методов системной и стратегической психотерапии – разрабатывал специфический подход и многообразные стратегии вмешательства в зависимости от того, с какой именно проблемой он имел дело.

Эриксон верил в то, что все проблемы и уникальны, и универсальны и могут быть решены многими способами.

По его мнению, пациенты склонны воспринимать свои проблемы как ловушку, из которой возможен лишь один выход, неизвестный им, а на самом деле у них есть широкий набор альтернатив.

Он энергично вмешивался, чтобы нейтрализовать симптомы и чтобы побудить пациента вести себя новым, более адаптивным путем. В отличие от большинства психотерапевтов, считающих, что ответственность за успех психотерапии лежит на пациенте, Эриксон считал, что он полностью отвечает за результат лечения.

  • Для его практики характерны два подхода, которые оказали большое влияние на других стратегических психотерапевтов:
  • 1) использование косвенных методов воздействия;
  • 2) принятие всего, что предлагает клиент.

Джей Хейли – самая крупная фигура после Эриксона в стратегической семейной психотерапии. Его перу принадлежат две наиболее интересные монографии – «Стратегии в психотерапии» (1963) и «Проблеморешающая психотерапия» (1967).

По мнению Майкла Николса (Nickols M., 1984), Мара Сельвини-Палаццоли принадлежит к стратегическому направлению семейной психотерапии, хотя она сама и все мировое психотерапевтическое содружество относят ее к системной школе. С 1977 г. училась в США.

Работала как психоаналитик, занималась психотерапией нервной анорексии. В 1967 г. основала в Милане Институт семейной терапии, где и работает в настоящее время. После того как знаменитая миланская бригада распалась, М.

Сельвини-Палаццоли стала работать либо одна, либо с напарницей.

Суть ее работы с семьями больных шизофренией заключалась в формировании контрпарадоксов в ответ на парадоксы семейных отношений и инвариантное предписание (см. раздел «Семейная системная психотерапия).

Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/13073

Профессиональная Психотерапевтическая Лига (ППЛ)

Положение дел в направлениях и методах (модальностях) психотерапии ОППЛ

Системная Семейная психотерапия (ССТ)

Системная Семейная психотерапия (ССТ) — подход, в основе которого лежат общая теория систем и идеи социального конструктивизма.

 В системной психотерапии семья рассматривается как единое целое, акцент делается на рассмотрении взаимодействия элементов внутри системы и взаимодействии социальных систем между собой.

 Методология и психотерапевтические техники системной терапии вытекают из взгляда на семью как социальную систему, которая является комплексом элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. 

Используемые методы и подходы семейной психотерапии:

  • Трансгенерационная терапия по методу Мюррея Боуэна;
  • Миланская школа системной семейной психотерапии в современных модификациях;
  • Стратегическая системная семейная психотерапия по методу Джея Хэйли и Клу Маданес;
  • Структурный подход Сальвадора Минухина;
  • Психотерапия супружеских пар с трудностями сексуального взаимодействия по методу Хелен Каплан;
  • Семейная реконструкция и семейная скульптура по методу Вирджинии Сатир;
  • Нарративная психотерапия, автор Майкл Уайт, Дэвид Эпстон;
  • Ориентированная на решение краткосрочная терапия, авторы Стив де Шейзер и Инсу Ким Берг;
  • Тренинг детско-родительского взаимодействия по методу Ш. Айберг;
  • Эмоционально-фокусированная терапия пар, авторы Сьюзон Джонсон, Лесли Гринберг;
  • Недирективная игровая терапия детей по Гарри Лэндрету;
  • Метафорические карты.

В Профессиональной психотерапевтической лиге ССТ представляет РОО «Общество семейных консультантов и психотерапевтов»— это общественная организация, созданная для повышения профессиональной квалификации семейных консультантов и психотерапевтов. Общество существует с 1998 года, является членом Тренингового Комитета Европейской Ассоциации Семейных Терапевтов (TIC-EFTA). Адрес: г. Москва, Брюсов переулок, 8/10, стр. 1, supporter.ru.

С 2015 года издается журнал «Семейная психология и семейная терапия» (ISSN 1990-9381, зарегистрирован в РИНЦ с 2008 года, подписной индекс Роспечати 47556). В редакционный совет журнала входят известные специалисты по семейной психотерапии.

Ежемесячно проводятся открытые заседания, на которых выступают и делятся опытом как представители модальности системной семейной терапии, так и специалисты смежных специальностей: психиатры, культурологи, религиоведы, наркологи и др. — к участию приглашаются все желающие.

В соответствии со стандартами TIC-EFTA разработаны программы обучения ССТ. Общая программа обучения составляет 910 часов, короткий вариант — 510 ч. С 2013 г.

проводится обучение в департаменте психологии Высшей школы экономики, магистерская программа, академический руководитель Варга А.Я.; с 2007 г. — в Институте групповой и семейной психотерапии, руководитель программы Черников А.В., с 2011 г.

— в Институте практической психологии НИУ ВШЭ, программа дополнительного образования «Психологическая помощь семье», руководитель Варга А.Я. Членами Общества созданы учебные центры: центр открытия новых возможностей «Потенциал», руководитель Манухина Н.М.

, центр нарративной психологии и практики, создатели Е.Жорняк, Е.Дайчик, Н.Савельева), центр системной семейной терапии, директор И.Ю. Хамитова.

Члены Общества выпустили ряд коллективных монографий.

Источник: https://oppl.ru/2016-vyipusk-8/sistemnaya-semei.html

Системный подход в консультировании и психотерапии

Все мы являемся частью семьи, организации и других систем отношений. Любая система – это больше, чем собрание отдельных личностей. Это органическое целое, которое функционирует по своим законам.

Поведение отдельного человека и его сложности зачастую являются результатом работы систем, в которые он включен. Поэтому многие проблемы клиента невозможно понять без учета влияния системных законов.

Знание этих законов – действительно сильный инструмент для понимания и решения человеческих проблем.

Системный подход возник в 50-ые годы XX века в период бурного роста разнообразия в психотерапии. В то время становилось ясно, что узкие берега классического психоанализа слишком тесны для накопившегося у психотерапевтов опыта.

Терапевтическая теория начинает активно расширяться, искать новые подходы, активно пользоваться достижениями философии и других наук. В этот период многие практикующие терапевты находили идеи, которые в дальнейшем легли в основу ныне признанных методов.

Стремительно расширялись и технический арсенал терапевта, и способы терапевтического видения.

Системная теория пришла в психотерапию из совершенно неожиданных областей. Представление о сущности систем и их влиянии одновременно созрело в разных областях.

Практически одновременно законами жизни системы заинтересовались разные науки: кибернетика (Н. Винер, Р. Эшби), биология (В. Вернадский, Н. Бернштейн, К. Лоренц), антропология (М. Мид), культурология и психология (Г. Бейтсон, Т. Лири, Р.А.

Вильсон). Это был совершенно новый способ понимания и анализа действительности.

Системный подход его создатели справедливо называли принципиально новым. Он не шел по пути углубления старых идей, а предложил переместить фокус зрения с изолированного клиента на всю систему его отношений, в которую включен клиент.

Вместо традиционной схемы «причина в клиенте – проблема как следствие» системные терапевты стали рассматривать проблему клиента как часть его взаимодействий в системе отношений. Это может показаться не новым: любая терапия предполагает рассмотрение отношений клиента с семьей и другими людьми, – но только на первый взгляд.

Системный подход обнаружил, что помимо индивидуальных особенностей, чувств и мотивов на жизнь клиента сильно влияют законы, по которым живет его семейная система. Эти законы до этого оставались за кадром терапии, словно клиент всегда руководствуется только своими личными процессами. Однако это не так.

Интересы семьи как целого оказывают огромное влияние на членов семьи как отдельных индивидов. В сущности никто из нас не существует в невесомости, вне систем, которые отчасти управляли бы нами. Без понимания этих законов, некоторые поступки и переживания людей невозможно объяснить.

Почему взрослый ребенок не уходит из родительского дома, хотя каждый член семьи согласен с тем, что это желательно? Почему сын конфликтует с мамой по несуществующим поводам, пока не появится отец? Почему в дружной семье, где никогда не ссорятся, один из членов семьи внезапно тяжело заболевает? Это примеры вопросов, ответы на которые можно найти только в системном видении, а не в личном анализе.

Первые системные терапевты, применившие системную теорию к психотерапии, справедливо ощущали себя революционерами. Сдвиг в способе терапевтического взгляда был радикальным. Вместо того, чтобы рассматривать клиента и его проблему как носителя изолированной интрапсихической жизни, системные терапевты смогли увидеть клиента как часть  различных систем.

Это позволяло по-новому объяснять самые разные явления: семейные трудности, поведение наркоманов и алкоголиков, нарушения поведения у детей, многочисленные эмоциональные нарушения и т.д.  Обычно психотерапия, сталкиваясь с проблемным поведением, задает вопрос «Почему?». Системный подход меняет угол зрения и ставит вопрос «Зачем?».

Проблема клиента рассматривается как часть дисфункций семейной системы, к которой он принадлежит.

Система определяет поведение своих участников таким образом, чтобы стремиться к балансу и равновесию. Поэтому те действия индивида, которые выглядят абсурдными с точки зрения личной выгоды, будут совершенно логичны с точки зрения пользы для семейной системы. Например, живет семья: двое супругов и пожилая теща.

Живут, конфликтуя, без большого удовольствия от общения, к тому же тесно. У тещи есть возможность уехать жить туда, где она будет чувствовать себя гораздо лучше. Казалось бы, взрослым детям тоже будет лучше вдвоем. Однако она этого не делает, находя массу отговорок.

Можно возмутиться поведением тещи, можно пожалеть ее, жертвующую собой. Можно удивиться тому, что сами молодые внушают ей мысль оставаться с ними. Но изучив семейную систему, можно увидеть, что между супругами существует глубокий скрытый конфликт, напряженные отношения.

Мать помогает снижать напряжение в их паре своим постоянным участием в семейных играх и коалициях. Она – часть дисфункциональной системы и не может ее покинуть, хотя сама она этого не осознает.

Взрослые дети тоже не спешат «сепарироваться» – тогда им придется остаться один на один со своими трудностями, которые они не готовы решать. Таким образом сложившаяся ситуация поддерживает баланс отношений в этом удивительно стабильном треугольнике.

Системный подход разработал собственные уникальные инструменты для диагностики системы и терапевтического воздействия на нее. Они отличаются от традиционной фокусировки на проблеме клиента тем, что помогают собрать максимально полную информацию о взаимодействии всех членов семьи и увидеть те механизмы, которые руководят их поведением.

Известные методы, такие как расстановка, психодрама, проективные техники приобретают новые возможности, когда используются в системном видении.

Системный подход  может использоваться и в терапии пары, и в индивидуальной терапии, и в работе с организациями. Он совершенно незаменим в работе с детьми и консультировании родителей. А также для понимания процессов внутри организационной системы и любой группы.

Ясное понимание системных сил не делает человека изолированным от них, но помогает более осознанно и свободно выбирать свое место в системе и действительно становиться хозяином своих выборов.

Источник: http://iskit.info/nashi-stati/sistemnyiy-podhod-v-konsultirovanii-i-psihoterapii/

Ссылка на основную публикацию