Резонерство мышления: что это такое в психологии, симптомы, примеры

  • Резонерство мышления: что это такое в психологии, симптомы, примерыПод резонерством понимают вид нарушения мышления, при котором больной много рассуждает без какой либо конкретики и целенаправленности, а также с бесплодным многословием.
  • Лучшее определение дал Иван Петрович Павлов: Резонерство мышления — это «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль».
  • При этом человек изъясняется используя какие-то сложные логические построения, использует редкие абстрактные термины, зачастую не понимая их истинного смысла.
  • Разговаривая с врачом — обычный больной стремиться максимально полно ответить на все его вопросы, чтобы по его ответам было максимально проще определить причину болезни.
  • При резонерстве пациент много рассказывает, но при этом создается впечатление, что аспект понимания его рассуждений врачом находится на первом месте с конца списка.

То есть ему интересен сам процесс рассуждений, а не конечный результат, при этом само рассуждение движется путано и без четкого содержания. При этом часты случаи абстрактных размышлений с полным отрывом от реальности, которые сочетаются с примитивностью высказываемых идей.

Причины резонерства

Причинами данного заболевания могут быть как некоторые психические патологии, так и нарушения в правом и передних отделах левого полушария головного мозга.

Определенные расстройства личности, такие как истероидный (жажда признания) и шизоидный (скрытные, замкнутые и оторванные от реальности) также могут стать причиной резонерства.

Резонерство мышления: что это такое в психологии, симптомы, примеры Образование астроцитома головного мозга может быть доброкачественным и злокачественным. Как выявить и охарактеризовать этот вид опухоли?

Вовремя начатое лечение сотрясения головного мозга значительно повышает шансы на полное выздоровление больного. Методики лечения вы можете узнать из нашего материала.

Виды патологии

Современная медицина выделяет 3 вида.

Классическое

Классическое (шизофреническое) — больной старается, что-то ПОВЕДАТЬ МИРУ! При этом идет зацикливание на незначительных деталях, о которых больной начинает сыпать абстрактными суждениями.

  1. При этом характерны особая лексика и пафос, поза излагающего и описываемое мелкотемье в содержании его речи, которая по сути является монологом.
  2. При обследованиях определяют на примере раскрытия смысла пословиц. Примеры данного вида резонерства:Резонерство мышления: что это такое в психологии, симптомы, примеры
  3. Врач предлагает пациенты объяснить смысл пословицы «не все то золото, что блестит» — пациент вначале отвечает стандартно: «Значение в том, что надо обращать на внутреннее содержание человека, а не на его внешний вид», но подумав добавляет (как в старом анекдоте): «Но с точки зрения диалектики (банальной эрудиции), это не правильно, так как есть понятие единства формы и содержания, и исходя из этого нужно обращать внимание на внешность».
  4. Резонерство может проявляться и у людей с нормальной психикой в сложных эмоциональных ситуациях, таких как экзамен и в большинстве случаев возникает произвольно, при патологии больной занимается резонерством вне зависимости от сложности темы рассуждений.

Эпилептический вид

Эпилептическое — больше похоже на резонерство нормального человека, чем на классическое, оно возникает в процессе общения и характеризуется компенсаторным характером, но при этом отличается особой окраской высказывания — морализаторством и нравоучениями.

Органическое

Органическое — имеет наибольшее сходство с резонерством здорового, идет адресация высказываний собеседнику и возникает при различных затруднениях в разговоре.

Характерная особенность — это комментирующая речь при выполнении тех или иных этапов программы и проявляется в виде громкой речи.

Для теста обычно используют «Доски Сегена» (доски с выемками под различные фигуры и составные части фигур). Причиной являются болезни поражающие правое полушарие и передние отделы левого.

Примеры резонерства

Резонерство мышления: что это такое в психологии, симптомы, примеры

«Ветер—прогноз будущего. Радиально льются звуки радио. Ветер мышления колышет радиацию излучения. Атомная материя сознательная. Будущее вселенной сказочное. Букет цветов, излучающий счастье человечества, радиально ароматирует его. Солнце внушает в нас сознание и порождает в нас мысль. Мысль человека, это аромат счастья во вселенной. Вселенная ждет человечество. Я иду по ступеням к атому земли, пульсирующему радиально, ведет меня разум солнца, открывается туч занавес».

Лечение

Так как резонерство является вторичным проявлением при эпилепсии, шизофрении, олигофрении и при некоторых поражениях мозга, то и лечение должно проводится сообразно первичному заболеванию.

Видео: Резонёрство о Юрие Хованском и его наглости

Пример резонерства во всей его красе. Рассуждения ни о чем и ни о ком, насыщенные большим количеством бессмысленных слов и словоформ.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/diagnostika/simptomy/rezonerstvo-v-obychnoj-zhizni.html

Классификация и характерные признаки резонерства. Диагностика и лечение

Резонерство мышления: что это такое в психологии, симптомы, примеры

Резонёрством называется расстройство мышления, для которого характерны длительные и детальные, но при этом не несущие реальной смысловой нагрузки и не отвечающие на заданный вопрос рассуждения. Больной оперирует поверхностными и общеизвестными фактами, делая из них очевидные выводы и преподнося их как невероятной важности и глубины информацию.

Такие больные крайне многословны, склонны использовать сложные словесные конструкции, запутанные логические цепочки. В результате целью рассуждений становятся сами рассуждения, а не ответ на заданный вопрос или решение задачи.

Характерные признаки резонёрства

Резонёрство проявляется типичными изменениями в суждениях, среди которых:

  • склонность к обобщениям при обсуждении даже самых незначительных объектов,
  • оценочная позиция больного,
  • выражения многословные, пафосные, явно не соответствующие ситуации,
  • больные используют характерные грамматические конструкции: особый синтаксис, лексика, в речи много вступительных слов и инверсий,
  • выбор предмета обсуждения не соответствует ситуации,
  • отсутствие самокритичности,
  • вычурность речи,
  • уверенность в значительности сказанного,
  • использование многочисленных терминов, часто не относящихся к обсуждаемой теме,
  • склонность к длительным, многословным рассуждениям.

Больные с резонёрством не нуждаются в слушателях. При внешне не нарушенном поведении и сохранной оценке окружающего мира они способны часами рассуждать на заинтересовавшие их темы, не проявляя никакого интереса к наличию или вниманию собеседников.

Ещё один очень характерный для больных с резонёрством мышления симптом – «разорванность» речи. Для этого нарушения характерны следующие особенности:

  • В длительных рассуждениях больного отсутствует какая-либо общая идея.
  • Больные не заинтересованы в внимании собеседников, они не проявляют никакого интереса к другим людям, их речи не предполагают отклика аудитории.
  • В речи больных невозможно выявить какой-либо определённый объект размышления.

Больные склонны к пространным рассуждениям об отвлечённых, не связанных с повседневной реальностью, вопросах. Их речь высокопарна, наполнена патетическими рассуждениями о банальных, повседневных проблемах.

Больные активно используют гиперболизацию и эпитеты, все прилагательные у них возведены в превосходную степень.

Члены предложения часто расставлены в нестандартном порядке для придания монументальности и торжественности фразам.

Резонерство мышления: что это такое в психологии, симптомы, примеры

Таким образом, речь больных с резонёрством лишена основных признаков, характерных для человеческого мышления и общения. Для больных речь не является способом донесения информации до окружающих, не используется ими как инструмент мышления.

При усугублении психического заболевания картина резонёрства меняется. Более явным становится психиатрический дефект и обеднение, уплощение личности. Речь больных насыщается автоматизмами и штампами, постепенно утрачивая содержательную сторону.

Причины резонёрского мышления

У больных с резонёрством отсутствуют нарушения непосредственно мыслительной или логической сферы. Данный синдром обусловлен изменениями в личностно-мотивационной сфере. Для таких больных характерна повышенная потребность в выражении своих личностных качеств и самоутверждении.

Резонёрство мышления может встречаться и у людей без явных признаков психического заболевания, при наличии у них характерных особенностей личности. При психических заболеваниях картина личностных особенностей отягощается нарушениями мышления, искажением системы ценностей и аффективной неадекватностью пациента.

Резонёрство наблюдается при следующих заболеваниях:

  • шизофрения,
  • олигофрения,
  • эпилепсия,
  • органические поражения головного мозга.

Классификация резонёрства

Выделяют следующие типы резонёрского мышления:

  • Манерно-резонёрский тип характеризуется преобладанием в речи рассуждений на различные темы с обсуждением преимущественно формальной стороны вопросов. Больные склонны использовать стереотипные, шаблонные выражения, высказывать банальные мысли. Их рассуждения не содержат рациональных моментов.
  • Вычурный тип резонёрского мышления отличается сочетанием эмоционального уплощения и эстетичности, наблюдательности, тонкости восприятия. Рассуждения характеризуются аутистичностью позиции.
  • Педантичный тип резонёрства характеризуется склонностью к плоским шуткам и показному остроумию в сочетании с непониманием юмора. Больные достаточно контактны, однако у них отсутствует чувство такта, свои суждения они преподносят с пафосом, несмотря на их банальность.

Эти особенности в большей мере определяются личностными особенностями больного и не связаны с заболеванием и типом его течения.

Диагностика резонёрства

Резонерство мышления: что это такое в психологии, симптомы, примеры

Резонёрство выявляется при беседе с больным. Для этого используют патопсихологический эксперимент – специальным образом подобранные вопросы и задания. При построении этих вопросов учитывают личностные особенности больного для усиления его оценочной позиции и выяснения мнения больного по разным поводам. Например, классическим способом выявить нарушение логичности мышления является трактовка пословиц – больного просят объяснить, как он понимает данное выражение. Для выявления резонёрства пациента дополнительно просят высказать своё отношение к данной пословице. Другим способом спровоцировать резонёрские суждения является просьба дать определение понятию.

Характерным примером резонёрского мышления являются рассуждения больного о законе всемирного тяготения, Ньютоне и науке в целом в ответ на просьбу пояснить пословицу «Яблоко от яблони недалеко падает».

Пример стихотворения, написанного больным резонерством.
А свет колеблющейся лавой
в чащобу темную скакал,
где пожирающей оравой
зубов округлился овал.
Не ночи реющей твердыней
с туманом, сотканным со льда,
а перезревшей желтой дыней

катилась поздняя луна.

Безумец выстругал поделку.
То был его живой портрет.
Портрет тот двигал челюстями

И делал страшные глаза.

Нагайкой свинцово-гетманской удар нанесен.
В голове пролетарской отца земля закружилась.

Он упал, сохранить баланс планете стремясь…

Лечение

Специфического лечения резонёрства не существует. Его коррекция осуществляется параллельно лечению основного заболевания. Соответственно спектр используемых методов достаточно широк – от психотерапии до активного медикаментозного лечения нейролептиками, противосудорожными препаратами или транквилизаторами.

Успешность лечения зависит от степени выраженности причинной патологии. При раннем начале лечения возможно улучшение состояния.

Источник: http://onevroze.ru/klassifikaciya-i-xarakternye-priznaki-rezonerstva-diagnostika-i-lechenie.html

Резонерство мышления — что это такое?

Резонерство мышления: что это такое в психологии, симптомы, примеры

Нет ни одного человека, который бы не сталкивался с людьми, которые говорят красиво и образно, используют многочисленные эпитеты и гиперболы, но понять, о чем они говорят, не представляется возможным. Такое поведение относится к личностно-мотивационным нарушениям и называется «резонерство».

Резонерство — что это такое?

Резонерство — это нарушение мыслительной деятельности, выражающееся в склонности к сложным запутанным рассуждениям, не ведущим к конкретной цели.

Лица, страдающие этим расстройством, велеречивы и многословны, но оперируют понятиями поверхностно, обращаются к прямому лексическому значению слов, не обращая внимания на нюансы их употребления и смысл повествования.

Резонер не нуждается в том, чтобы его услышали и поняли, он говорит исключительно ради процесса говорения.

Резонерство в психиатрии

Склонность резонерствовать часто становится спутником таких психиатрических заболеваний и расстройств, как:

Согласно исследованиям Т.И. Тепеницына, резонерство – расстройство не только мышления, но и личности в целом и его возникновение обусловлено:

  • аффективным мышлением;
  • желанием подвести обыденные обстоятельства под какую-то «идею».

Зачастую резонера можно отличить даже не исходя из особенностей его речи, а просто по интонациям: все говорится пафосно, с особым смыслом, значительно.

В психиатрии для диагностики этого расстройства просят объяснить пословицу, поговорку или крылатую фразу.

Читайте также:  Шизоидный тип личности - что это в психологии, признаки, виды, лечение

Больные могут привлечь закон Ньютона к пословице про яблоко и яблоню или идею о единстве формы и содержания к поговорке «не всё то золото…».

Резонерство мышления: что это такое в психологии, симптомы, примеры

Иногда резонерство встречается и у людей, не страдающих расстройствами психики, например, на экзаменах или публичных выступлениях без подготовки. Но оно носит эпизодический характер и может быть осознанно прекращено говорящим. Как сопутствующее шизофрении заболевание, резонерство имеет следующие симптомы.

  1. Больной стремится не просто высказаться, но преподнести миру откровение.
  2. Высказывания затрагивают мелкие, обыденные темы, но для их аргументации используются философия, этика, космология (или то, что больной считает ими).
  3. Стремление оценивать.
  4. Шизофреническое резонерство появляется вне зависимости от того, существует ли для него объективная причина, не зависит от заинтересованности собеседника диалогом.

Виды резонерства

Кроме шизофренического, существуют и другие типы резонерства.

  1. Эпилептическое. Оно ближе к поведению нормального человека и нацелено на диалог. Резонёр в таком случае стремится быть услышанным, но его речь остаётся излишне пафосной, носит морализаторский, нравоучительный характер.
  2. Органическое – это самый лёгкий вариант резонерства, он нацелен на собеседника и чаще возникает из-за каких-то затруднительных обстоятельств. Но склонность к резонерству такого вида всё равно болезненна и неконтролируема, в речи появляются элементы неуместных пафосности и морализаторства.

По преобладающим особенностям речи и самым привлекательным темам, резонерство классифицируется так.

  1. Манерно-резонерский тип. Характеризуется склонностью к обсуждению формальной стороны проблемы, стереотипичностью и нерациональностью мышления.
  2. Вычурный тип. Здесь преобладает манерность, больной стремится выражаться эстетично и тонко, его суждения аутистчны.
  3. Педантичный тип. Больные мыслят шаблонно, позицию свою высказывают пафосно, склонны к плоским шуткам в сочетании с отсутствием чувства юмора.

Резонерство — лечение

Для лечения такого расстройства, как резонерство мышления, не существует специальных методик. Резонерство лечат параллельно с основным заболеванием, и выбор коррекционных воздействий зависит от характера и тяжести болезни. Это могут быть как сильнодействующие лекарственные препараты, так и психотерапия.

Источник: https://womanadvice.ru/rezonerstvo-myshleniya-chto-eto-takoe

9 нарушений мышления: Резонерство, разноплановость, отсутствие саморегуляции, бредовые идеи, ускорение, сверхценные идеи, бессвязность, замедление, патологическая обстоятельность

Мышление является опосредствованным и обобщенным процессом, познающим объективную реальность. Нарушения мышления могут быть различными, например, по скорости:

  1. Ускорение — это, когда заметно растет количество ассоциаций в течение какого-то периода времени.
  2. Предельное ускорение — большой скачок идей.
  3. Замедление — это, когда реально снижается количество ассоциаций за период какого-то времени.

Или же расстраивается стройность:

  1. Разорванность — это, когда видимо нарушается логическая связь предложения, но грамматическая сохраняется.
  2. Легкая разорванность — уход в сторону от основной идеи или темы.
  3. Бессвязность — здесь уже нарушается как логическая, так и грамматическая связь предложения.

Либо расстраивается целенаправленность:

  1. Разноплановость — это, когда суждения формируются по различным принципам.
  2. Обстоятельность — трудно образовываются новые ассоциации из-за того, что преобладают предыдущие.
  3. Резонерство — когда начинает бесплодно мудрствовать.

А также расстраивается продуктивность:

  1. Ход навязчивых мыслей — насильственное возникновение мыслей, которые осознаются совершенно бесполезными. Они могут быть в виде страхов, сомнений, воспоминаний, влечений и сопровождаться приступом.
  2. Навязчивые действия — когда самопроизвольно на автомате совершаются какие-то одни и те же движения, и человек старается их силой воли удержать.
  3. Сверхценные идеи — возникновение суждений, в основу которых положены реальные факты, которые по своему значению слишком преувеличены, особенно, когда отсутствует критика.
  4. Сущий бред или бредовые идеи — возникновение ошибочных суждений, в которых заложена болезненная основа. Они полностью подчиняют себе сознание пациента и не поддаются коррекции, в особенности, когда отсутствует критика.

Резонерство

Резонерство выражается у человека в том, как сказал И. П. Павлов, бесплодно мудрствовать, а еще назвал это явление словесной опухолью. В речи в изобилии присутствуют сложные логические построения, вычурные абстрактные понятия, термины, чаще всего употребляемые без малейшего понятия, какое их истинное значение.

Когда пациент старается как можно обширнее дать ответ на поставленный вопрос врачом, то для страдающего этой болезнью вообще не является важным, понял ли его врач. Такие пациенты кайфуют от самого процесса нарушения мышления, а не от конечной мысли. Поэтому она получается аморфной, и не имеет четко выраженного содержания.

Во время обсуждения бытовых вопросов, у больных явно выражена затруднительная формулировка предмета разговора, бросаются витиеватыми выражениями, смотрят на существующую проблему сквозь абстрактные науки такие как философия или космология. Такое проявление пространных бесполезных философских рассуждений нередко можно услышать в связке с абсурдными увлечениями.

Бывают случаи, когда лишь по одной интонации можно определить сказанное как резонерское. Поэтому у резонерства наблюдаются различные психические патологии:

  1. Шизофреническая, которая является классическим резонерством.
  2. Эпилептическая.
  3. Органическая.

Нарушения мышления: разноплановость

Такая разновидность нарушения мышления как разноплановость выражается расстройством суждений о чем-либо, находящемся на различных уровнях плоскостей.

Одновременно нарушается их последовательность, в разной степени обобщаются, и временами у человека наблюдается невозможность правильного рассуждения, не видно в его действиях целенаправленности, им теряется изначальная цель, и он не может справиться даже с самым простым заданием.

Такими расстройствами страдают шизофреники, когда их мысли в одночасье текут различными руслами, не охватывая самой сути обсуждаемой проблемы, не ставя перед собой цель переключаться эмоционально и субъективно.

Поэтому разноплановость становится причиной эмоционального насыщения обыденных предметов, которые воспринимаются как символы. Например, у пациента явно выражен бред самообвинения.

Когда ему дают печенье, то он сходу делает вывод, что до вечера он будет сожжен в печи, так как печенье у него символизируется с печью.

Возникновение таких абсурдных рассуждений связано с тем, что происходит эмоциональная захваченность, разноплановость в мышлении, поэтому у человека при виде любых предметов, проявляется искаженное и неадекватное их рассмотрение.

Нарушение саморегуляции

Под нарушением саморегуляции подразумевается несостоятельность целенаправленно организовать свои мысленные действия. Одновременно с этим у испытуемого может появиться доступ к сложным обобщениям, логическим операциям, и как результат все расплывается, отсутствует целенаправленность, и в итоге он неспособен решить поставленные задачи. Это также относиться к больным шизофренией.

Саморегуляция может нарушаться и у эпилептиков. В их мыслях проявляется ригидность, и тяга все обстоятельно детализировать. Происходят нарушения регулятивного аспекта образования целей, а у шизофреников наблюдается снижение целеустремленности.

Психопатология рассматривает нарушения мышления, как расстройства с ассоциативным процессом, патологию рассуждений, и патологию развития мыслей по скорости. Возникновение расстройств с ассоциативным процессом связано с болезненным изменением скорости, нарушением строя и целенаправленности мыслей.

Бредовые идеи

Такие нарушения мышления как бредовые идеи — это набор ложных и ошибочных умозаключений, причиной возникновения которых является болезненная основа, и для них недоступна критика, а также коррекция. Если человек совершенно здоров, но он заблуждается, то в этом случае его можно хоть как-то, но переубедить, либо же он сам разберется в своих ошибочных взглядах.

Тогда как в другом случае, бред является проявлением расстройств психики, и устранить его можно только при специальном лечении. Исходя из психопатологических механизмов, бредовые идеи могут быть первичными и вторичными.

При первичном бреде, человек интерпретирует из-за нарушения мышления, устанавливаются неправильные связи, неправильно воспринимаются реальные объекты и их взаимоотношения. Первичный бред в основном присущ легким психическим заболеваниям.

При вторичном бреде, идеи происходят первичного расстройства, коим может быть любая эмоция, сознание, память или восприятие. Бредовая идея может быть:

  1. Галлюцинаторной.
  2. Депрессивной.
  3. Образной.
  4. Конфабуляторной.
  5. Маниакальной.

Из выше перечисленного становится понятным, что возникновение вторичного бреда связано с более глубоким уровнем расстройства психики.

Нарушения мышления: ускорение

Ускорение — эти нарушения мышления формируются беспрерывным потоком речи и ассоциаций. Мысли вместе с речью все время скачут и не имеют между собой связи. Происходит спонтанное возникновение ассоциаций, образов и умозаключений.

У них поверхностный смысл и их может вызвать любой раздражитель. Речь человека льется без остановки, из-за этого он может охрипнуть или произойти полная потеря голоса. Но, по сравнению с бессвязным мышлением, здесь высказывания обладают определенным смыслом.

Ускоренное мышление проявляется в следующем:

  1. Быстроте и хаотичности ассоциаций.
  2. Повышенной отвлеченности и спонтанности ответов.
  3. Экспрессивной жестикуляции и мимике.
  4. Осознанности действий, понимании ошибок и способности их исправления.

Сверхценные идеи

Нарушения мышления связывают еще с такой закономерностью как возникновение сверхценных идей. Это происходит за счет логически обоснованных убеждений, которые имеют большой эмоциональный заряд, тесную связь с мировоззрением человека, и основываются на реальных событиях.

В жизненном процессе человека они занимают неадекватную по своему значению доминирующую позицию, подминают под себя всю его жизнедеятельность, что чревато дезадаптацией.

Сверхценные идеи по своему содержанию отражают мировоззрение человека, при этом наблюдается отсутствие критики, либо она есть, но формально. Они дают человеку толчок к действиям, соответствующим их содержанию.

За счет такой организации мыслей происходит сужение круга интересов человека, появляется избирательная восприимчивость реалий. Спустя какое-то время сверхценные идеи становятся неактуальными. Их содержание может быть связано с переоценкой таких моментов:

  1. Придается превосходство биологическим свойствам человека, то есть ему свойственно преувеличивать насколько он болен, или же в такой же форме убеждать в наличии биологических дефектов и недостатков.
  2. Преувеличиваются психологические свойства собственной личности, например, возникновение идей чрезмерной талантливости или реформаторства.

Бессвязность мышления

Характерным явлением для бессвязного нарушения мышления является абсолютная хаотичность и не имеющий никакой смысловой нагрузки ассоциативный процесс, состояние речи определяется отдельными словами, между которыми нет взаимосвязи. В этом немного угадывается шизофазия, но отличие бессвязности от нее в том, что ее возникновение происходит за счет нарушения сознания. Рассмотрим ниже некоторые варианты, связанные с:

  1. Патологией суждений, которая выражается навязчивым состоянием, сверхценными и бредовыми идеями.
  2. Навязчивым состоянием, то есть разнообразием мыслей, влечений страхов, сомнений…, которые непроизвольно появляются в сознании пациента, очень даже хорошо понимающего всю их абсурдность и одновременно не может их побороть. Происходит этакое навязывание человеку идей, от которых у него не получается избавиться по собственной воле. От эпизодического появления навязчивых мыслей не застрахованы даже психически здоровые люди. Это может происходить от переутомления либо при недосыпании. Это могут быть какие-то навязчивые воспоминания какой-то мелодии, строки из песни, набор чисел, имена и др.

Нарушения мышления: замедление

Нарушения мышления могут сопровождаться замедлением, при котором может прогрессировать не только замедленный темп речи, но и ограниченное возникновение ассоциаций.

По этой причине речь получается односложной, она не имеет развернутых определений и объяснений.

Происходят затруднения процесса, во время которого должны формироваться умозаключения, поэтому пациенту трудно осмысливать набор сложных вопросов, он не может сосчитать, при этом создается такое впечатление, что он интеллектуально занижен.

Но, замедленное мышление чаще всего выступает в качестве временного обратимого симптома, и когда психоз разрешается, происходит полное восстановление мыслительных функций. Часто замедление у пациентов связывают с депрессивным состоянием, либо легким расстройством сознания.

Читайте также:  Симптомы и лечение тревожного расстройства личности

Патологическая обстоятельность

Нарушения мышления могут еще выражаться в качестве патологической обстоятельности, или вязкости. Причиной ее появления является тугоподвижность мысленного процесса. Речь у больного в этом случае является не только медленной с растягиванием слов, но бывает и слишком многословной.

Больному присуще «обсасывать» каждую деталь, и постоянно свою речь сопровождать несущественными уточнениями. Если предложить ему ответить на любой вопрос, то у пациента созревает мысль о том, что вам что-то непонятно, и он снова начинает свою речь.

В такой способ, через сложные сплетения, он самостоятельно достигнет того момента, которому он так тщательно пытается дать пояснения. Такое состояние мыслительного процесса называют еще «лабиринтом».

Патологическая обстоятельность может проявляться за счет органических заболеваний мозга, в особенности у эпилептиков. К глубокому сожалению это является необратимым симптомом. Основной причиной такого диалога является то, что пациент не может отличить главную часть от второстепенной. Поэтому такой набор уточняющих подробностей для него составляет также большую важность.

Источник: http://www.dlya-sebya.com/garmoniya/narushenie-myshleniya

Резонерство — это… Что такое Резонерство?

Основная статья: Мышление (психология)

Резонёрство — один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.

По классификации нарушений мышления Б. В. Зейгарник, резонёрство (наряду с разноплановостью и разорванностью) относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

Клиническая феноменология

Резонёрство — «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль» (И. П. Павлов). Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения.

Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонёрством не важно, понял их собеседник или нет. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление становится аморфным, лишенным чёткого содержания.

Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии).

Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией).

Психологические исследования

Таким образом, с точки зрения клинической психиатрии резонёрство является патологией собственно мышления, однако психологические исследования (Т. И.

Тепеницына) показали, что это нарушение не столько интеллектуальных операций, сколько личности в целом (повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже самое незначительное явление под какую-то «концепцию»).

Исследования показали, что «…неадекватность, резонёрство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к „оценочным суждениям“» (Зейгарник Б. В., 1987).

Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом.

Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонёрское (поэтому то, что описывается в учебниках по психопатологии, выглядит так блекло — нет эмоциональности интонаций).

Типы резонёрства при различной психической патологии

Шизофреническое (классическое) резонёрство

Аффективно насыщено, есть потребность «что-то поведать миру». Склонность больного к выражению абстракции по отношению к мелкому объекту суждения; претенциозно-оценочная позиция. Больной вещает! Особый пафос, особая лексика, особые обороты, особая позиция говорящего, особая пафосная интонация при «мелкотемье» в содержании монолога. Больные-резонеры склонны писать трактаты.

В патопсихологическом обследовании. Пример: объяснение пословиц. «Не все то золото, что блестит».

Больная: «Это значит, что надо обращать внимание не на внешность, а на внутреннее содержание», и тут же добавляет: «Но все же я должна сказать, что с точки зрения диалектики, это не совсем правильно, ведь существует же единство формы и содержания, значит, надо обратить внимание и на внешность».

Резонёрство в норме возникает в сложной и эмоционально-значимой ситуации (напр., на экзамене) и зачастую произвольно или полупроизвольно; в патологии же все наоборот: резонёрство возникает вне зависимости от трудности заданий и эмоциональной нагруженности ситуации.

Эпилептическое резонёрство

Иное, чем при шизофрении. Оно более сходно с резонёрством нормальных людей: возникает в процессе диалога, носит компенсаторный характер. Отличие от нормы: выраженная потребность говорить с яркой аффективной окраской высказывания, с особой лексикой — морализаторство, нравоучение.

Органическое резонёрство

Наиболее сходно с резонёрством у здоровых людей: все адресовано партнеру, возникает в ситуации затруднений. Главная особенность: комментирующий характер; резонёрство наблюдается во вне, вынесение в план громкой речи отдельных этапов выполняемой программы. Пример: резонёрство при выполнении пробы «Доски Сегена».

Следует также отметить наличие резонёрства при некоторых расстройствах личности. В первую очередь, оно наблюдается при истероидном (гистрионном) расстройстве личности и при шизоидном.

См. также

Литература

  • Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962.
  • Тепеницына Т. И. Психологическая структура резонёрства // Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965.
  • Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1987.
  • Марилов В. В. Общая психопатология. М., 2002.

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1119195

Симптомы расстройства мышления, часть первая

dpmmax 

  • Выискивает, собака,
  • Мыслящих инако.
  • © Леонид Филатов

Положа руку на сердце, следует признать, что отыскивать какие-то закономерности в мыслительном процессе — дело чрезвычайно сложное и неблагодарное. Если уж одно и то же усреднённое яблоко, соприкоснувшись с головами представителей статистически достоверной подборки, может дать на выходе что угодно — от набора сложных многоэтажных синтаксических конструкций, кои не могут быть приведены в отчёте, минуя вывод о необходимости носить каску, до закона всемирного тяготения — что говорить о предпосылках, дающих в сумме такой результат! А уж нарушений, которые могут произойти в столь сложном процессе, так и вовсе легион. И всё же, некоторые общие закономерности описаны.

  1. Рассматривая симптомы нарушения мышления, уместно будет выделить отдельно нарушения (патологию) ассоциативного процесса мышления и нарушения (патологию) суждений.
  2. Патология ассоциативного процесса
  3. В зависимости от того, какая часть ассоциативного процесса мышления пострадала, можно условно разделить эти нарушения следующим образом.
  4. По темпу:
  5. Ускорение темпа мышления, когда человек совершает обработку информации, принимает решение и генерирует идеи заметно быстрее окружающих. Очень характерно для маниакальных состояний, где это ускорение может быть выражено вплоть до «скачки идей»;

Замедление темпа мышления. Обдумывание и принятие решений затягивается, иногда настолько, что попытка беседы превращается в обоюдную пытку для её участников, а если второй собеседник будет к тому же ещё и в маниакальном состоянии (см. предыдущий абзац) — недалеко и до членовредительства.

Ментизм — непроизвольный наплыв мыслей, когда эти самые мысли вторгаются помимо воли человека в его размеренный мыслительный процесс, здорово мешают и дезорганизуют его деятельность. Как бы вам понравилось, скажем, если бы наплыв размышлений о судьбах отечества застал вас за просмотром порнофильма?

Остановка (закупорка, шперрунг) мышления — непроизвольный обрыв, остановка течения, отсутствие мысли. Думали, думали — и всё. Тупик. Обрыв. И никаких мыслей. И что ни диалог продолжить, ни дело сделать нет никакой возможности. Застыли, ждём, когда всё снова тронется.

По подвижности, живости процесса:

Детализация — в процесс мышления постоянно вовлекаются второстепенные несущественные подробности. Это как если бы вас в непринуждённом разговоре о погоде осчастливили бы классификацией облаков и среднегодовыми нормами температуры и осадков.

Обстоятельность — выраженная детализация с систематическим застреванием на деталях и побочных ассоциациях. К предыдущим деталям наверняка добавилась бы роза ветров, обсуждение испорченной экологии и координаты наиболее достойных доверия бюро прогноза.

Вязкость — ярко выраженная обстоятельность, при которой мышление становится непродуктивным, отследить изначальную мысль не представляется возможным, равно как и то, в каком направлении шёл разговор изначально — в общем, к четвёртому часу дискуссии вы, скорее всего, будете мучительно решать, кому бить морду: Гринпису, метеорологам или собеседнику.

По грамматическому строю речи:

Речевые стереотипы — штампованные обороты или использование вопроса для построения ответа; это когда в речи используются клишированные, штампованные обороты («итак, о чём я говорил….

», «ну, как говорится, вернёмся к нашим баранам», «как говорил один мой знакомый — впрочем, вы его не знаете…

»), а также использование вопроса для построения ответа: «Как моя фамилия? А фамилия моя слишком известная, чтобы я вам её тут называл!»

  • Вербигерация — бессмысленное повторение одних и тех же слов, фраз, окончаний слов или отдельных звуков;
  • Бессвязность — «словесная окрошка», набор отдельных слов или словосочетаний, лишённых логического и грамматического строя (не путать со стихотворением «Мама, папа, ложка, кошка»)
  • По целенаправленности:

Витиеватость — это когда, чтобы выразить даже простую мысль, человек прибегает к массе сравнений, выдержек из различных источников, метафор и поговорок, формул и научных терминов там, где надо было просто сказать: «иди в задницу». А теперь представьте, как будет звучать объяснение в любви.

Соскальзывание — его можно представить следующим образом. Пациент рассуждает, к примеру, о кошках. Рассуждает вполне связно и здраво. Вдруг, зацепившись за то, что некоторые из них бывают серыми, вспоминает сентенцию «в темноте все кошки серы» и далее выдаёт пространное рассуждение на тему взаимосвязи кошек, темноты, демонического начала в кошачьей душе…

после чего как ни в чём не бывало возвращается к обсуждению того, какие они, в сущности, милые и пушистые создания.

Почему соскальзывание? Потому что выглядит, будто пациент, идя по дорожке рассуждений, поскользнулся, опершись на незначительную, слабую, не имеющую прямого отношения к делу ассоциацию и какое-то время проехался на ней, после чего вернулся на прежнюю, проторенную дорожку.

Резонёрство — многословное мудрствование, переливание из пустого в порожнее, пространные словоизвержения на незначительную тему — без цели, без какой-либо направленности. Кто встречался с флудом в х, реплик этак на двадцать-тридцать,меня поймёт.

Формализм мышления — это когда всё внимание и вся сила интеллекта брошены не на постижение сути вопроса, а на чёткое исполнение протокола и буквы устава.

Разноплановость — когда пациент может рассматривать предмет или явление с нескольких точек зрения, исходя из нескольких критериев оценки, постоянно меняя уровни обобщения , но так и не может прийти к решению, чему же в данной конкретной ситуации стоит отдать предпочтение.

Так, попросив его исключить из картинок с изображением зАмка, замкА и шалаша что-то одно, вы так и не добъётесь от него ответа, поскольку он скажет, что в той или иной мере все картинки взаимосвязаны и ничего лишнего на них нет и вообще, специально, что ли, такую неразрешимую задачку подбросили?

Читайте также:  Расстройство личности: классификация, виды, диагноз, симптомы, лечение

Аморфность — нечёткое, противоречивое использование понятий. При этом речь построена синтаксически и грамматически правильно, но понять, О ЧЁМ в ней говорится, не представляется возможным, поскольку нет ни основной идеи, ни выводов — просто набор фраз, которые самому пациенту кажутся логичными.

Если бы вы спросили такого пациента, как жизнь, ответ вполне мог бы быть таким: «Ну, как сказать? То есть, сказать обязательно надо. Потому что сам понимаешь, где разница между тем и этим. Нельзя ведь всё только в одну сторону. Справедливость, хоть и восторжествует, но это когда ещё мы второго такого вождя найдём — объективных условий не напасёшься.

Когда верхи не могут, низы не хотят. А когда переполнится — уже поздно будет говорить. Так-то.»

Паралогическое мышление — это нарушение логики мышления, т.н.

кривая логика, когда страдают либо предпосылки, либо доказательства, либо процесс установления связи между причиной и следствием (это разграничение условно). Пример? Пациент принципиально не пьёт соки.

Почему? Сок-это здоровье. Здоровье — это спорт. Спорт — это много денег. Много денег — много женщин. Много женщин — это СПИД. СПИД — это смерть. Нафиг мне такое счастье?

Символическое мышление — мышление, основанное на псевдопонятиях, на символах, смысл которых понятен и доступен только самому пациенту.

Так, он может говорить об особом значении того, в какой цветовой гамме сегодня оделись его сотрудники и что это может означать.

Или заявлять, что для него все цифры имеют, помимо основного, ещё и дополнительное, тайное значение, благодаря которому каждая новая дата — это зашифрованное послание с руководством к действиям.

Патологический полисемантизм — это когдапациент обнаруживает в словах новый смысл, основываясь на том, сколько в них, к примеру, гласных или согласных, рифмуются ли они с тем или иным словом — скажем, с такими, как «смерть», «любовь», «измена»…

Аутистическое мышление — этомышление, мало соприкасающееся с окружающей пациента реальностью, понятное и доступное только ему, отражающее его мир, в который посторонним вход воспрещён, фантастическое и причудливое, но не лишённое собственной вычурной логики, «пир за закрытыми шторами» © Е.Блейлер.

Вот пример, приведённый им же: «Пациентка Б.С. в работе Юнга о раннем слабоумии является Швейцарией, она также — Ивиков журавль; она — владелица всего мира и семиэтажной фабрики банковых ассигнаций; она также — двойной политехникум и заместительница Сократа.

Все это кажется, на первый взгляд, полной бессмыслицей, и, действительно, является бессмыслицей с точки зрения логики. Но если мы присмотримся внимательнее, то мы найдем понятные связи: мысли, по существу, подчиняются аффективным потребностям, т. е.

желаниям, а иногда и опасениям; пациентка является Ивиковым журавлем, потому что она хочет освободиться от чувства виновности и порочности; она Швейцария — потому что она должна быть свободна.»

Архаическое мышление — мышление, когда за основу построения берутся суждения «времён очаковских и покоренья Крыма», взгляды и стереотипы, к примеру, тех же раскольников-староверов. Или неандертальцев — тут уж как повезёт…

Персеверация (лат.

perseveratio — настойчивость, упорство, от persevere — упорствую, продолжаю) для иллюстрации есть анекдот: доктор, я всё делаю четыре раза, четыре раза, четыре раза, четыре раза, я очень устаю, очень устаю, очень устаю, очень устаю, но жена довольна, жена довольна, жена довольна, жена довольна…

Этоустойчивое повторение или продолжение однажды начатой деятельности, фразы, причём это повторение продолжается даже тогда, когда уместный для него контекст исчерпан. Например: «Как тебя зовут? — Лёша. Сколько тебе лет? — Лёша. Ты тормоз, что ли? — Лёша. Где ты учишься? — Лёша. А кто твои родители? — Я не тормоз…»

Разорванность — отсутствие логической связи между отдельными умозаключениями, суждениями, понятиями при формальном сохранении грамматического строя речи. Если разорванность мышления приобретает крайнюю степень выраженности — начинает страдать и грамматический строй речи.

Пример: «Я считаю необходимым применение крайних географических, конституционных и нецензурных условий, чтобы всякого рода, и вида, и пола, и вероисповедания вы сами поняли кто, не могли помешать выполнению возложенной на нас великой, ужасной, но крайне приятной миссии членства в Совете Федерации»

Источник: https://dpmmax.livejournal.com/87266.html

Резонёрство

— Нельзя бороться с дураками и резонёрами их оружием, — отхлёбывая какао,

сказал я. — Почему? — Они этим оружием лучше владеют, поверь.

  • Либо проиграешь, либо шерсть из ушей полезет.
  • Сергей Лукьяненко. Временная суета
  •       Резонёрство как качество личности – склонность вести пространные рассуждения (обычно нравоучительного характера),  рассуждать о нравственности, утомляя длинными рассуждениями и глупыми противоречиями.

    Кто такой резонёр? Согласно Историческому словарю —  сценическое амплуа: актер, исполняющий роли рассудочных людей, склонных к назидательным рассуждениям. В широком значении — человек, склонный к пространным рассуждениям, нравоучениям.

    Согласно словарю литературоведческих терминов – резонёр — (от франц. raisonner — рассуждать) — персонаж драматургического или эпического произведения, не принимающий участия в развитии действия, но произносящий речи, отражающие взгляды автора, его мнение о событиях, персонажах, эпохе. Популярен в просветительской литературе (романы Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро) и драматургии классицизма.

Типичными резонёрами являются Клеант в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера и Стародум в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Склонность к резонерству обнаруживается в Чацком («Горе от ума» А.С. Грибоедова) и Кулигине («Гроза» А.Н. Островского). В настоящее время термин «резонер» обычно употребляется для характеристики художественно неубедительных, слишком прямолинейно морализаторствующих персонажей.

    Под резонерством в клиническом плане понимают вид нарушения мышления, при котором больной много рассуждает без какой-либо конкретики и целенаправленности, а также с бесплодным многословием. Лучшее определение дал Иван Петрович Павлов: Резонерство мышления — это «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль».

      Особенно вредно и опасно резонёрство при воспитании детей.  Философ Жан-Жак Руссо писал по этому поводу: «Никогда не следует прежде времени рассуждать с детьми о высоких материях, резонерствовать.

Ничего нет пошлее детей, с которыми резонерствовали. Рассудок развивается после всех других способностей, и начинать с него — значит начинать с конца.

Если бы причины, резоны всех вещей были понятны детям, тогда их нечего было бы и воспитывать».

   Резонер склонен к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям. Это проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. При этом цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление  резонёрствовать.

    В чём причины резонерства? Прежде всего, в гордыни, чрезмерной потребности в «самовыражении» и «самоутверждении».

    С.В. Познышев  исследует разницу между идейными преступниками и резонёрами: «Между ними большая разница. Первые совершают преступление ради торжества известной моральной или социальной идеи, которой они подчиняют свою личность и поведение.

Вторые пытаются подвести идейный базис под свое стремление к удовлетворению известных своих потребностей; они прикрывают личные цели известными общими идеями и через посредство последних получают особую энергию для достижения этих целей.

Одни приносят в жертву торжеству известных общих идей свои личные интересы, а иногда и целиком свою личность. Другие пользуются известными общими идеями для торжества своих личных целей. Не следует думать, однако, что в резонерстве есть элемент сознательной лжи.

Нет, настоящее резонерство бывает вполне искренним, а его своекорыстный, личный элемент может быть скрыт под общими фразами так глубоко, что станет незаметен самому субъекту. Разница между теми и другими преступниками в самом содержании идей, лежащих в основе их предрасположения к преступлению.

В одном случае, это моральная или социальная идея, которая получает свое осуществление в чем-либо объективном, по отношению к данному субъекту, и если приносит ему какую-либо пользу, то как отражение известного объективного порядка.

В другом случае, это идея, осуществляющаяся в рамках жизни данного субъекта, в известных формах его существования и, притом, идея всегда ложная, так как только ложная идея может разрешить человеку преступление ради его личных целей. У преступников-резонеров мы встречаем кривую логику, софистические уловки. Отсюда не следует, конечно, что те идеи, которыми руководятся идейные преступники, всегда верны. Нет, и они часто ложны, но могут быть и верны».

      Яркое олицетворение резонёрства – Виталий Коротич.  Олесь Гончар оставил в своем дневнике следующую любопытную запись: “Просто диву даешься, читая, как самоуверенно, с каким апломбом В.

Коротич… поучает читателей “Огонька”, с пасторским благолепием наставляет их на стезю моральности… За кого они нас принимают, подобные морализаторы? Неужели и вправду думают, что Союз писателей уже забыл, кто чем занимался и кто чего стоит?” В статье  С.

Гаража «Клуб резонёров» журналист рассказывает, как  в своем резонерском монологе на телевидении В.

Коротич в очередной раз заявил о своем неприятии коммунистической идеологии (он это делает всенепременно при каждом появлении на публике, приправляя признания той или иной дозой словесного яда), присмотримся повнимательнее, “чем занимался и чего стоит” наш оппонент.

      В.Коротич, в частности, сокрушался, что в нашем нынешнем обществе то и дело проявляется чувство ненависти. Эта ненависть, заявил резонер, “заимствована из советских времен”. Если допустить, что это так, то кто же был ревностным носителем, распространителем, провод­ником ненависти? В 1985 году именно В.

Коротич был удостоен Государственной премии СССР за книгу “Лицо ненависти”, содержавшую убийственную критику Соединенных Штатов Америки. Олесь Гончар записал в те дни в дневнике: “Я не воспринимаю писаний, которые культивируют ненависть. А некоторые литераторы именно этим и заняты, скажем наш Виталий Коротич.

Было время для науки ненависти, и литература сказала тогда свое слово”.

    Другой крупный писатель, на этот раз русский, Валентин Распутин писал об этой же связке — В.

Коротич и тема ненависти — в 1998 году: “Небезызвестный Виталий Коротич, сбежавший от плодов своей “деятельности” в Америку, читает в Бостонском университете курс лекций на тему “Ненависть как основная категория общественного сознания” — речь идет о России.

Ненавистник России, он пытается свою душонку выдать за душу страны, которой пакостил”.
В Москве В.Коротич возглавил редакцию журнала “Огонек”. 19 августа 1991 года, в день “путча ГКЧП”, В.Коротич внезапно исчез из Москвы, но тут же “нашелся” в Соединенных Штатах Америки.

В прессе отмечалось, что слово “предатель” было самой мягкой из характеристик, что прозвучали в коллективе редакции “Огонька” вслед главному редактору, без предупреждения бросившему журнал и людей, в нем работавших, на произвол судьбы.

Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/rezonyorstvo/

Ссылка на основную публикацию