Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

Расстройство экспрессивной речи, также называемое моторной алалией, характеризуется задержкой в развитии речи ребенка, он медленно увеличивает словарный запас, часто ошибается, используя слова, меняет в них звуки, соединяет слоги разных слов, окружающие с трудом понимают его речь.

Имеет разную степень тяжести, требует продолжительной коррекционной работы с логопедами и психологами.

О негативных проявлениях эмоциональной депривации у ребенка читайте здесь.

Что такое экспрессивная речь?

Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

  • Экспрессивная речь — механизм возникновения словесного высказывания, которое может быть выражено и устно, и на письме.
  • Первоначально человек обдумывает, что именно он хочет сказать, после выстраивает в своей голове реплику и лишь затем высказывает ее.
  • Расстройство экспрессивной речи широко распространено в группе детей дошкольного возраста — два-три ребенка из тысячи будут иметь ярко выраженные признаки нарушения.
  • Согласно другим данным, 3-10% детей-дошкольников сталкиваются с нарушениями экспрессивной речи разной степени тяжести.
  • Диагноз может быть впервые поставлен не только в дошкольном, но и в младшем, среднем или даже старшем школьном возрасте.

У подростков обычно обнаруживаются мягкие формы отклонения, которые становятся заметны, когда речь усложняется. Основная часть детей, страдающих расстройством, — мальчики, у них оно встречается в три раза чаще, чем у девочек.

Интеллект детей, имеющих речевую экспрессию, полностью сохранен: нарушение никак не связано с олигофоренией и сходными отклонениями.

Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

Дети развиваются полноценно, способны корректно выполнять задания, не связанные с речевыми умениями: указать на нужные кубики, выстроить игрушки в определенной последовательности.

Они хорошо поддерживают зрительный контакт, быстро обучаются правильно использовать предметы, понимают речь.

Причины развития расстройства

Основной причиной развития нарушения считается возникновение органических повреждений определенных участков мозга, контролирующих процессы формирования речи.

Эти повреждения могут возникать как до рождения ребенка, так и после.

В некоторых случаях моторная алалия сочетается с другими сходными отклонениями. Это происходит в тех случаях, когда церебральные дефекты оказываются достаточно значительными.

Ключевые причины развития отклонения:

    Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

  1. Дородовые неблагоприятные воздействия. Это могут быть инфекционные болезни, которые перенесла женщина в процессе вынашивания (к примеру, краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), острые и хронические отравления токсическими веществами, включая наркотики и алкоголь, нехватка кислорода, резус-конфликты (происходят, если кровь матери имеет отрицательный резус, а кровь ребенка — положительный; иммунная система матери начинает вырабатывать антитела, вредящие плоду), травматические повреждения, сильные стрессы, прием медикаментов, не рекомендованных при беременности.
  2. Родовые травмы, удушье. Крайне неблагоприятно на здоровье ребенка сказываются черепно-мозговые травмы и гипоксия.

    Чаще всего они происходят на фоне осложнений в процессе родовой деятельности: слишком медленные или стремительные роды, узкие бедра роженицы, удушение пуповиной, врачебные ошибки.

  3. Черепно-мозговые травмы, полученные в первые месяцы после рождения. Когда младенец начинает достаточно активно шевелиться, он может скатиться с ровной поверхности и удариться головой. Поэтому родителям важно не оставлять его надолго без внимания на подобных поверхностях.
  4. Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

  5. Осложнения после нейроинфекций. Менингит способен оставить после себя множество нарушений и затормозить процесс развития. Важно прививать ребенка согласно календарю и обращаться в больницу при появлении первых признаков инфекционных болезней, чтобы снизить риск возникновения менингита. А чтобы уберечь подрастающего ребенка от энцефалита, важно избегать областей с энцефалитным клещом либо ставить прививки.
  6. Внутримозговые новообразования (опухоли, кисты), затрагивающие центр Брока: область, ответственную за моторный контроль речи.
  7. Крайне неполноценное питание. Эта причина встречается нечасто в развитых странах мира, но широко распространена в неразвитых.

    Нехватка питательных веществ ведет к развитию гипотрофии, рахита и других болезней, способных серьезно замедлить процесс развития ребенка.

  8. Неблагоприятная психосоциальная обстановка. Если ребенка часто игнорируют родители, не беседуют с ним, не произносят эмоционально окрашенные высказывания, избегают телесного контакта, это негативно скажется на процессах формирования речи. Моторная алалия и другие нарушения часто встречаются у детей, разлученных с матерями и растущих в сиротских приютах.

Некоторые специалисты связывают развитие моторной алалии с наследственностью, но эту точку зрения разделяют не все.

Симптомы

Основная симптоматика:

    Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

  1. Задержка речевого развития. В наиболее тяжелых случаях ребенок с этим расстройством не говорит в течение первых нескольких лет жизни, а о своих желаниях и потребностях сообщает невербально: жестами, взглядом. В таких случаях диагноз выставляется уже на первом-втором году жизни. При более мягких формах расстройства дети осваивают некоторые слова, фразы, но могут совершать ошибки, их речь отличается от речи сверстников.
  2. Бедность словарного запаса. Дети медленно, с трудом усваивают новые слова, часто забывая ранее выученные.

    При этом пассивный словарь практически не страдает: дети хорошо понимают речь, обращенную к ним.

  3. Ошибки в произношении и использовании слов. Присутствуют различные речевые расстройства: например, ребенок может заменять или терять слоги, звуки в словах, заменять буквы на сходные по звучанию («б» превращается в «п» и так далее), комбинировать слоги разных слов, неправильно сочетать слова.
  4. Затруднения при попытке выстроить связную фразу. Предложения, которые выстраивают дети с этим расстройством, короткие, упрощенные, не соответствуют правилам грамматики: могут выпадать союзы и предлоги, часто отсутствует согласование по времени, падежам, могут неправильно выбираться слова. Также ребенку сложно повторить предложение или слово по просьбе взрослого.
  5. Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

  6. Поведенческие нарушения. У детей с моторной алалией часто обнаруживаются и другие отклонения: повышенная агрессивность, импульсивность. Они либо чрезмерно активны, либо малоподвижны, спокойны. Склонны к эмоциональной лабильности, тревожности, слезливости, плохо спят. Мелкая моторика недостаточно развита, координация движений также может быть нарушена.

Часто наблюдаются и другие нарушения когнитивных функций: дети с алалией хуже запоминают информацию, их мышление менее гибкое, им сложно долгое время концентрироваться на чем-либо. Их речевые отклонения затрудняют процесс адаптации в коллективах и обучения.

Диагностика

  1. Ребенка с любыми речевыми нарушениями важно показать педиатру: он осмотрит его, задаст вопросы родителю и направит к более узким специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, логопеду, психологу.

  2. Основная цель обследования — определить причины возникновения расстройства, отличить его от сходных нарушений и определить оптимальную тактику лечения.
  3. Процесс диагностики состоит из:
    Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

  1. Общего обследования. Специалисты беседуют с родителями, изучают анамнез, выясняют, были ли нарушения в процессе вынашивания ребенка и во время родов. Также проводится проверка рефлексов. После этого ребенка направляют на дополнительные обследования, перечень которых зависит от выводов специалистов. Как правило, в этом списке есть электроэнцефалография, МРТ или КТ головного мозга.
  2. Осмотра логопедом. Логопед определяет, насколько глубоки речевые нарушения, используя тесты, беседует с ребенком, подмечает, насколько хорошо тот владеет собственным артикуляционным аппаратом, как использует слова и строит предложения.
  3. Диагностики психической сферы. Проверки осуществляются детским психологом в форме игры. Он отслеживает особенности поведения ребенка, общается с ним. Также ребенок проходит тесты, определяющие степень развитости его когнитивных способностей и коэффициент интеллекта.

После комплексного обследования выставляется диагноз. Чем раньше будет начата коррекция нарушения, тем более благоприятным будет прогноз.

Методы лечения и коррекции

Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

  • В основе коррекции расстройства экспрессивной речи лежит продолжительная работа с логопедом и психологом.
  • Также ребенок проходит курсы физиотерапевтических процедур, принимает медикаменты, улучшающие функционирование мозга (церебропротекторы, витамины, минералы).
  • При наличии нарушений сна подбираются средства, обладающие успокоительным и снотворным эффектом (препараты на основе мелатонина, травяные седативные медикаменты).

Детям с речевыми расстройствами важно проходить обучение в специализированных детских садах, в которых есть опытные логопеды, педагоги и психологи. Наиболее высокую эффективность покажет коррекция, которая будет начата в раннем дошкольном возрасте (до трех лет).

  1. В процессе логопедической коррекции ребенок активнее наращивает словарный запас, учится правильно выстраивать предложения, в процессе коррекционных игр начинает понимать лучше, как поддерживать разговор, как реагировать на те или иные ситуации.
  2. Логопед помогает ему избавляться от ошибок в процессе использования слов, обучает умению мысленно формулировать фразы, верно использовать артикуляционный аппарат.
  3. Работа с психологом показана в случае наличия поведенческих нарушений, эмоциональной лабильности.

Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

  • Родителям важно поддерживать общение с логопедами и психологами, прислушиваться к их рекомендациям, выполнять упражнения дома.
  • Категорически не допускается обвинять ребенка, насмехаться над ним: это негативно скажется на его психике и значительно замедлит процесс коррекции.
  • Если мать или отец чувствуют внутренний дискомфорт, подавленность после постановки диагноза, им следует обратиться к психологу.

Прогноз зависит от тяжести расстройства, качества коррекционной работы и возраста ребенка. Мягкие формы моторной алалии легко поддаются коррекции, их можно быстро устранить полностью.

  1. Более тяжелые требуют комплексного и продолжительного лечения, но их также можно успешно скорректировать, если родители и логопеды приложат достаточно усилий.
  2. Если диагноз был поставлен со значительным опозданием, прогноз скорее неблагоприятен.
  3. Что такое алалия? Узнайте из видео:

Источник: https://psyholic.ru/deti/rasstrojstvo-ekspressivnoj-rechi.html

Расстройство экспрессивной речи у детей: лечение

Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

Как известно, каждый ребенок по-своему уникален, а его развитие порой выходит за рамки норм и правил. С одной стороны это неплохо, но при наблюдении очевидного контраста желательно обратиться к грамотному специалисту.

В обширной медицинской практике есть такое малознакомое обычному обывателю понятие, как «Расстройство экспрессивной речи», а диагностируется характерный недуг у каждого четвертого ребенка однозначно дошкольного возраста.

Читайте также:  Органическое расстройство личности и поведения: симптомы, постановка диагноза, лечение

Появляется он чаще у мальчиков, чем у девочек, а безграмотный обыватель на такой диагноз просто скажет, что девочки развиваются гораздо быстрее.

В любом случае, данное заболевание должно насторожить заботливых родителей, а своевременное реагирование на проблему и вовсе должно последовать незамедлительно.

Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

Итак, данная форма расстройства развития речи никак не связана с умственной отсталостью маленького пациента, мало того, также не объясняется нервным расстройством или нарушением слуха.

Проще говоря, у родителей отсутствует объяснение данной патологии, но вот факт остается фактом: ребенок плохо разговаривает.

Самое удивительное, что одновременно с этим он прекрасно понимает человеческую речь.

Прежде чем преступать к продуктивному лечению, врач старается разобраться, а в чем же причина его возникновения.

На самом деле этиология патологического процесса так до конца остается невыясненной, хотя имеются почти доказанные генетические предпосылки, родовые травмы, а также недоразвитие нервной системы и отдельных ее отделов.

Но опять-таки рассуждать можно до бесконечности, а ребенок по-прежнему плохо говорит, хотя его физическому и интеллектуальному развитию может позавидовать даже взрослый человек. Так что необходимо основательно разобраться в самой проблеме и ее распространении в детском организме.

Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

Заметить преобладание заболевания можно уже в возрасте двух лет, когда речь малыша ограничивается парой — тройкой шаблонных фраз. Он не пытается использовать в общении с мамой новые выражения, а больше предпочитает кивать и агукать.

Конечно, можно говорить о том, что мальчики начинают говорить позднее, но при этом не стоит исключать преобладание в организме конкретного заболевания. Ребенок не умеет фантазировать, заканчивать предложение, подбирать синонимы, а уже к трем годам предпочитают отмалчиваться, и попросту игнорируют отдельные вопросы в свой адрес.

Вот как раз в три года и необходимо приступать к лечению, которое в данной клинической картине однозначно должно быть комплексным.

Но на что должна обратить особое внимание заботливая мамочка? Во-первых, на то, что ребенок глотает слова и окончания. Во-вторых, его речь сложно назвать членораздельной и доступной к пониманию.

В-третьих, он начинает менять слоги местами и неправильно произносить отдельные предлоги. В-четвертых, имеют место ярко выраженные поведенческие расстройства.

В-пятых, присутствует невнимательность, рассеянность и очевидное чувство отрешенности.

Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

И последнее, на что обязательно необходимо обратить внимание, так это его эмоциональную сферу.

как правило, дети с расстройством экспрессивной речи сдержаны в своих эмоциях, не способны в полной мере выражать чувство радости и безграничного счастья, не общаются со сверстниками, ведут обособленный образ жизни, замкнуты и при этом могут сильно страдать от частых приступов энуреза.

По мере взросления последний симптом не проходит, а пациента превращает в запуганного ребенка и закомплексованного подростка в дальнейшем. Такие симптомы очевидны, а родительница вовсе не должна ссылаться на маленький возраст и излишнюю эмоциональность в дневное время суток.

Чтобы окончательно поставить диагноз, требуется дополнительная диагностика, которая, как известно, включает индивидуальную консультацию у ортопеда.

Тот, в свою очередь, использует современные методики, описанные в справочной литературе, а по результатам рассказывает маме о состоянии речи ее чада. От степени нарушенной речи и зависит метод дальнейшего лечения, а также его непосредственная эффективность и продолжительность.

Важно отметить, что здесь важен индивидуальный подход, поскольку то, что подходит одному ребенку, оказывается для лечения другого абсолютно бесполезным.

Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечение

Крайне важна дифференциальная диагностика, а врачи в данной клинической картине сравнивают характерный недуг с умственной отсталостью. Для этого узкий специалист предлагает ряд развивающих игр, тестов и проверок для малыша, а от правильности ответов зависит вердикт врача.

Если диагноз поставлен, то самое время преступать к консервативному лечению, которое может продолжаться не один месяц. Клинический исход и его благоприятность полностью зависят от особенностей детского организма, стадии преобладающего заболевания и прилежности родительницы, которая четко соблюдает все рекомендации и предписания лечащего врача.

Но о каких именно лечебных действиях в данной клинической картине идет речь?

В данном случае обязательными считаются семейная и речевая терапия, а также регулярные визиты к психологу. не исключено, что сама проблема крепко засела в детском сознании, а для избавления требуется квалифицированная помощь узкого специалиста.

Итак, речевая терапия — это комплекс упражнений, которые помогают ребенку обогатить свой словарный запас, научиться применять отдельные фразы в быту, искать синонимы и уметь подробно описывать то или иное действо. происшествие или событие. В общем, заниматься с ребенком необходимо чуть ли не ежедневно, тратя на каждое занятие примерно 30 — 45 минут своего свободного времени.

Протекать они должны в игровой форме, чтобы маленький пациент был заинтересован и получал колоссальное удовольствие от произнесенной речи и своих достижений.

Если же расстройство речи сопровождается умственной отсталостью, то в этом случае дополнительно требуется медикаментозная терапия. Подбирать лечащие средства важно строго по согласованию с лечащим врачом, поскольку они могут иметь серьезные побочные явления и противопоказания. Если прибегнуть к методу поверхностного самолечения, то можно только усугубить общее состояние маленького пациента.

В целом, клинический исход благоприятный в том случае, если врач правильно подобрал схему лечения, а пациент четко следовал всем врачебным рекомендациям. Только так можно дождаться положительной динамики заболевания, а курс лечения заметно сокращается.

Родители довольны такой консервативной терапией, тем более длится она, как правило, всего пару месяцев.

Если же положительный терапевтический эффект и вовсе отсутствует, то врач прибегает к радикальным лечебным мерам, которые позволяют до поступления в школу также добиться окончательного выздоровления маленького пациента. В любом случае диагноз не из приятных.

Маленького пациента желательно вылечить до поступления в школу, иначе регулярные походы к семейному психологу будут продолжаться, а число проблем в сознании ребенка только увеличится.

   

Источник: http://veselajashkola.ru/shkola/rasstrojstvo-ekspressivnoj-rechi-u-detej-lechenie/

Почему нарушается детская экспрессивная речь?

Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечениеДанное расстройство представляет собой нарушение развития речи, не имеющее отношение к умственной отсталости или неадекватному обучению, также, оно не связано с общим нарушением развития, неврологическими расстройствами, или слуховыми нарушениями. Расстройство экспрессивной речи является специфическим нарушением развития, при котором ребенок использует разговорную выразительную речь значительно ниже того уровня, который в данное время соответствует его умственной возрастной планке. В то же время, понимание речи окружающих находится на нормальном уровне.

В школьном возрасте частота данных расстройств колеблется в диапазоне от трех и до десяти процентов. Причем, мальчики страдают расстройством экспрессивной речи в три раза чаще, по сравнению с девочками того же возраста.

Расстройство экспрессивной речи нередко встречается у тех детей, среди родственников которых имеются больные, страдающие расстройствами артикуляции, а также другими расстройствами развития. Если говорить о тяжелых формах заболевания, то обычно они проявляют себя до трехлетнего возраста.

Если отсутствуют отдельные словообразования в простых предложениях и фразах, когда ребенку уже исполнилось три года, то это является признаком задержки.

Более поздние признаки нарушения могут проявляться в ограниченном словарном развитии, когда ребенок с трудом подбирает синонимы, использует набор шаблонных слов, сокращенно произносит фразы.

Также при расстройстве экспрессивной речи пропускаются приставки, окончания слов, имеются множественные синтаксические ошибки, и прочее. При наличии данного нарушения может полностью отсутствовать последовательность при пересказе и в изложении, тем не менее, с пониманием речи никаких трудностей не возникает.

Так же, для этого нарушения является характерным адекватное применение невербальных жестов, реплик, у ребенка имеется желание общаться с окружающими. В большинстве случаев артикуляция незрелая. Нередко возникают эмоциональные компенсаторные реакции при общении со сверстниками, допускается невнимательность, расстройства поведенческого типа.

Если имеет место функциональный энурез, или расстройство координации, то это классифицируется, как сопутствующие нарушения.

Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечениеПричины расстройства экспрессивной речи

В настоящее время специалисты не называют точных причин, вызывающих расстройство экспрессивной речи. В качестве возможного варианта может быть принято несвоевременное формирование нейрональных функциональных систем. Если присутствует семейный анамнез, то он может указывать на генетическое происхождение данного расстройства.

Известно, что нейропсихологический механизм расстройства имеет отношение к кинетическому компоненту, если имеется заинтересованность в работе премоторных мозговых отделов, а также заднелобых структур.

 Нередко расстройства экспрессивной речи связаны с тем, что не сформировано пространственное представление речи – имеется в виду зона теменного височно-затылочного перекрестка.

Такое возможно, если наблюдается нормальная левополушарная локализация речевых центров, или нарушения функционирования непосредственно в левом полушарии. Еще одной причиной может являться задержка развития нейронных связей при органическом поражении речевых зон коры.

В основном, это касается правшей. В том числе, имеется немало данных о влиянии на развитие экспрессивной речи генетических факторов, неблагоприятного социального окружения.

То есть, когда ребенок имеет постоянный и длительный контакт с людьми, которые отличаются низким уровнем речевого развития.

Из списка причин, вызывающих расстройства экспрессивной речи, специалисты не исключают такие причины, как проблемы со слухом, различные расстройства психики, врожденные пороки развития речевого аппарата, и другие заболевания.

Читайте также:  Средства от бессонницы: лечение в домашних условиях, эффективные методы

Также, доказано, что к правильному произношению слов способны только те люди, у которых имеется нормальный, без патологий, слух.  В связи с этим, слух детей требуется регулярно проверять.

Если родители обнаруживают, что младенец прекратил лепетать, и все время молчит, необходимо провести обследование, обратившись к врачу-педиатру.

Расстройство экспрессивной речи у детей, взрослых: причины, лечениеЛечение расстройства экспрессивной речи

При лечении данного нарушения не стоит рассчитывать на мгновенные результаты, так как это довольно длительный процесс, требующий терпения, как врача, так и родителей пациента, его близких родственников. А первую очередь предпочтение отдается семейной терапии, речевой терапии, которая подразумевает значительное количество различных лечебных мероприятий, специальных занятий.

В частности, в речевую терапию включаются такие элементы, как овладение фонемами, правильным построением фраз и предложений, увеличение словарного запаса.

Если имеются признаки сопутствующего или вторичного нарушения, проявленного в поведенческой сфере, в эмоциональной области, то лечения подразумевает использование психотерапевтических методов, а также назначается адекватное медикаментозное лечение.

Несомненно, подобное нарушение в значительной мере мешает успехам ребенка в школе, нарушает нормальную повседневную жизнь, и ребенок не может общаться, если необходимо использование вербальной формы. Поэтому лечебные процедуры необходимо начать своевременно.

При диагностике расстройства экспрессивной речи следует дифференцировать заболевание с такими нарушениями, как умственная отсталость. В этом случае, имеет место абсолютное нарушение интеллекта, как в вербальной, так и  в невербальной сфере.

Расстройства развития могут быть общими, для них типичны такие признаки, как неадекватные жесты и движения, отсутствие способности и желания вступать в социальные отношения.

Среди различных методик лечения значительное место отведено занятиям с логопедом, курсу специальных занятий и тренингов с психологом. По показаниям, может быть назначено лечение у врача-психиатра, и нередко оно является основным.

  Если, начиная лечение, врач сомневается в точности диагноза, то могут быть назначены дополнительные исследования. Дифференциальная диагностика необходима для того, чтобы безошибочно установить анатомический очаг поражения.

В подобных случаях проводятся инструментальные методы, например, МРТ головного мозга, ЭЭГ, КТ головного мозга, и другие.

Источник: https://www.psyportal.net/18936/pochemu-narushaetsya-detskaya-ekspressivnaya-rech/

Расстройство экспрессивной речи у детей прогноз. Какие встречаются нарушения экспрессивной речи. Какими методами пользуются педагоги-корректологи

Выраженное нарушение развития речи, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости, неадекватного обучения и которое не связано с общим расстройством развития, нарушениями слуха или неврологическим расстройством. Это специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Понимание речи в пределах нормы.

Распространенность

Частота расстройств экспрессивной речи колеблется от 3 до 10% у детей школьного возраста. В 2-3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Более часто встречается среди детей, в семейном анамнезе которых встречаются расстройства артикуляции или другие расстройства развития.

Что провоцирует / Причины Расстройства экспрессивной речи:

Причина расстройства развития экспрессивной речи неизвестна. Минимальная мозговая дисфункция или задержка формирования функциональных нейрональных систем выдвигаются в качестве возможных причин. Наличие семейного анамнеза указывает на генетическую детерминированность данного расстройства.

Нейропсихологический механизм расстройства может быть связан с кинетическим компонентом, при заинтересованности в процессе премоторных отделов мозга или заднелобных структур; с несформированностью номинативной функции речи или несформированностью пространственного представления речи (височно-теменные отделы и зона теменно-височно-затылочного перекреста) при условии нормальной левополушарной локализации речевых центров и нарушений функционирования именно в левом полушарии.

Симптомы Расстройства экспрессивной речи:

Тяжелые формы расстройства обычно проявляются до 3 лет. Отсутствие отдельных словообразований — к 2 и простых предложений и фраз к 3 годам — признак задержки.

Более поздние нарушения — ограниченное словарное развитие, использование небольшого набора шаблонных слов, трудности в подборе синонимов, сокращенное произношение, незрелая структура предложений, синтаксические ошибки, пропуски словесных окончаний, приставок, неправильное использование предлогов, местоимений, спряжений, склонений глаголов, существительных. Отсутствие плавности в изложении, отсутствие последовательности в изложении и при пересказе. Понимание речи не затруднено. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению. Артикуляция обычно незрелая. Могут быть компенсаторные эмоциональные реакции во взаимоотношениях со сверстниками, поведенческие расстройства, невнимательность. Расстройство развития координации и функциональный энурез часто являются сопутствующими нарушениями.

Диагностика Расстройства экспрессивной речи:

  • Показатели экспрессивной речи существенно ниже, чем показатели, полученные по невербальным интеллектуальным способностям (невербальная часть теста Векслера).
  • Расстройство значительно препятствует успехам в школе и повседневной жизни, требующим выражения в вербальной форме.
  • Не связано с общими расстройствами развития, дефектом слуха или неврологическим расстройством.
  • Дифференциальная диагностика

  • Следует проводить с умственной отсталостью
    , длякоторой характерно полное нарушение интеллекта в вербальной и невербальной сфере; с общими расстройствами развития,
    при которых характерны отсутствие внутреннего языка символической или воображаемой игры, неадекватное применение жестов и неспособность поддерживать теплые социальные отношения.
  • При приобретенной афазии или дисфазии
    характерно нормальное речевое развитие до травмы или других неврологических расстройств.

Лечение Расстройства экспрессивной речи:

Предпочтительна речевая и семейная терапия. Речевая терапия включает овладение фонемами, словарным запасом, построением предложений. При наличии признаков вторичного или сопутствующего нарушения в сфере поведения или эмоций показаны медикаментозное лечение и психотерапия.

Оглавление [Показать]

В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи.

По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками.

С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.

По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годамУсловия нормального развития речевой деятельности у ребенка

Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:

  • достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;

Источник: https://justhold.ru/rasstroistvo-ekspressivnoi-rechi-u-detei-prognoz-kakie-vstrechayutsya.html

Нарушения речи: виды, причины, признаки, диагностика и лечение

Что такое нарушения речи? Каковы его причины, признаки, виды, диагностика и лечение? Чем может быть вызван этот симптом? Определение: нарушения речи или речевые расстройства – это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики.

Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна – от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых.

В этой статье психолог CogniFit («КогниФит») Марио де Висенте расскажет вам о том, каковы признаки, виды и классификация нарушений речи, как диагностировать и лечить эти расстройства.

Причины речевых расстройств

Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:

  • Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
  • Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
  • Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
  • Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.

Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка.

Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь – на лингвистические характеристики человека влияет его окружение.

И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!

Симптомы нарушений речи

В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи. Говоря о классификации общих симптомов нарушений речи, можно выделить следующие типы симптомов:

  • Симптомы расстройства экспрессивной речи: при этом расстройстве очень ограничен словарный запас, человек испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз.
  • Симптомы экспрессивно-рецептивного расстройства речи: помимо симптомов, которые наблюдаются в предыдущем случае, также присутствуют проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз.
  • Симптомы фонологического расстройства: характеризуются неспособностью использовать при разговоре отдельные звуки, присутствуют ошибки при произношении, воспроизведении и/или использовании  звуков.

Кроме того, пожалуй, одним из самых заметных расстройств является заикание – нарушение плавности, ритма и организации речи.

Несмотря на то, что речь – это сложный процесс, и существует множество различных патологий речи, можно выделить определённые признаки, в целом указывающие на возможное развитие речевого расстройства. Говоря о речевых расстройствах у детей, можно отметить следующие признаки: 

  • Расстройство экспрессивной речи: о данной проблеме может свидетельствовать скудный словарный запас ребёнка по сравнению с детьми его возраста, недоразвитость речи. Ребёнку сложно запомнить новые слова, он путает временные формы глаголов, использует в разговоре обобщающие слова (вещи, это и т.д.) вместо конкретных названий, мало говорит, произносит бессмысленные фразы, хотя способен при этом правильно произносить слова, использует определённые структуры предложений или постоянно при разговоре повторяет одни и те же фразы.
  • Расстройство рецептивной речи: при этом нарушении речи ребёнок часто не испытывает интерес к разговору в его присутствии, ему трудно выполнять указания или понимать то, что ему говорят, спрашивают, а также понимать написанное.
Читайте также:  Атипичная циклотимия: что это, формы, симптомы, лечение

Речевые расстройства: классификация и виды

Говоря об общей классификации существующих видов нарушений речи, можно выделить следующие:

1- Дизартрии:

Это нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата.

2- Дислалии:

Дислалия – расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи. Существует несколько видов дислалий:

  • Физиологические дислалии: дети часто неправильно выговаривают звуки – это связано с недостаточной развитостью речевых органов в детском возрасте. Это абсолютно нормально и не должно тревожить родителей – за исключением случаев, когда с течением времени эта проблема не исчезает сама по себе.
  • Аудиогенные дислалии: как следует из названия, это нарушение связано с дефектом слуха ребёнка, который мешает ему правильно распознавать, подражать и воспроизводить звуки. Логично, что если человек плохо слышит, говорить он также будет плохо.
  • Функциональные дислалии: сохранившаяся уже при сформированном речевом аппарате долговременная физиологическая дислалия может развиться в функциональную дислалию. При этом виде дислалии строение органов не нарушено, однако ребёнок смешивает, искажает или заменяет звуки.
  • Органические или механические дислалии: этот вид дислалий также называют дисглоссии. Они связаны со структурными дефектами органов речи. Рассмотрим подробнее.

3- Дисглоссии

Дисглоссия (не путать с диглоссией или вариантом билингвизма) – это расстройство речи, как мы упомянули выше, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов. Различают следующие подвиды:

  • Губные дисглоссии: связаны с  изменением формы губ, расщелинами губ. Наиболее известные патологии данного вида – заячья губа, волчья пасть.
  • Дисглоссии челюсти: вызваны нарушением формы, расщелинами верхней, нижней или обеих челюстей.
  • Зубные дисглоссии: расстройство речи из-за щелей между зубами или неправильного расположения зубов.
  • Языковые дисглоссии: вызваны расщелинами и другими дефектами языка. Патологиями, которые могут быть причинами этих расстройств, являются анкилоглоссия (короткая уздечка языка), макроглоссия (аномально большой язык), также односторонний или двусторонний паралич.
  • Носовые дисглоссии: связаны с патологиями, которые не позволяют воздуху корректно поступать в лёгкие.
  • Нёбные дисглоссии: вызваны расщелинами нёба.

4- Дисфемия

Дисфемии – это речевые расстройства, характеризующиеся нарушением артикуляции с многократным прерыванием речи и повторениями, вызванными плохой идеомоторной мозговой координацией. Примером дисфемии является заикание.

5- Афазии

Этот вид речевых расстройств может проявиться в любом возрасте, поскольку он связан с локальным поражением задействованных в речи отделов мозга и представляет собой отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи.

  • Афазия Брока: афазия Брока или эфферентная моторная афазия вызвана поражением двигательного речевого центра или центра Брока и смежных областей. Характеризуется большими трудностями с артикуляцией и телеграфной речью (очень короткими фразами). Наиболее страдает выражение речи (поэтому её также называют экспрессивная афазия), при этом понимание речи сохраняется или страдает меньше.
  • Афазия Вернике или сенсорная афазия: нарушение речи, вызванное поражением левой височной доли, прилегающей к слуховой коре. Характеризуется беглой, но неинформативной (параграмматической) речью, нарушением фонематического слуха, проблемами с различением звукового состава слов. Также страдающие этим расстройством испытывают трудности с пониманием речи.
  • Кондуктивная или проводниковая афазия: эта разновидность моторной афазии вызвана поражением дугообразного пучка и/или других соединений височной и фронтальных долей. Расстройство характеризуется нарушением возможности повторения слов и предложений, при этом сохраняется понимание и довольно беглая спонтанная речь. При кондуктивной афазии часто бывают проблемы с чтением, письмом и памятью на имена.
  • Транскортикальная сенсорная афазия: этот тип расстройства речи вызван поражением соединений между париетальными и височными долями и связан с нарушением понимания отдельных слов, хотя способность повторения относительно не повреждена.
  • Транскортикальная моторная афазия: данное речевое расстройство вызвано подкорковыми поражениями в областях ниже моторной коры и связано с нарушениями в спонтанной речи, при этом память на имена не страдает.
  • Аномическая афазия: связана с поражениями различных областей височной и теменной долей и характеризуется нарушениями произношения отдельных слов.
  • Глобальная или тотальная афазия: полная потеря способности говорить и понимать речь. Нарушены все языковые функции.

6- Дислексия

Дислексия представляет собой расстройство обучаемости чтению и письму, связанное с нарушением нейроразвития человека.

В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дислексии, для коррекции дислексии в школе, а также игры для когнитивной тренировки детей с дислексией.

Пройдите тест CogniFit («КогниФит») на дислексию прямо сейчас!

7- Специфическое расстройство речи

Специфическое расстройство речи или развития речи – это отставание в обучении и использовании речи или неспособность её применять при отсутствии мозговых повреждений, нормальном умственном развитии, адекватном развитии органов чувств и отсутствии психопатологий. Часто дети со специфическом расстройством речи также проявляют признаки дислалий и других вышеупомянутых расстройств.

8- СДВГ или Синдром дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ связано с нарушениями речи и также вызывает проблемы с обучаемостью и коммуникацией. Согласно исследованиям, страдающие СДВГ дети испытывают трудности с синтаксисом и фонологической организацией речи. Также у них есть проблемы с семантической организацией и слуховой памятью.

В настоящее время разработаны инструменты для нейропсихологического тестирования СДВГ, нейрообразовательные программы для решения трудностей обучаемости в школе и игры для когнитивной стимуляции детей с СДВГ.

Пройдите тест CogniFit («КогниФит») на СДВГ сами или протестируйте своего ребёнка!

9- Дискалькулия

Несмотря на то, что это расстройство не затрагивает речь (так, как остальные), в данном случае страдает понимание другого языка – математического. При дискалькулии нарушена способность работать с цифрами и понимать математические термины.

Люди, страдающие дискалькулией, не понимают логики математического процесса. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дискалькулии и игры для когнитивной стимуляции детей с дискалькулией.

Диагностика нарушений речи

Чтобы диагностировать расстройство речи, нужно следовать определённым рекомендациями и провести специальные тесты. Важно сосредоточиться на изучении случаев речевых расстройств у детей, чтобы постараться выявить проблемы, которые могут привести к развитию патологии, и следовать серии стратегий.

Перед диагностикой необходимо запросить информацию в первую очередь у родителей и в школе, где учится ребёнок. Это важнейшие источники информации о поведении ребёнка и развития его проблемы.

Затем нужно поговорить с самим ребёнком, использовать записи, провести аудиометрию.

Кроме того, для завершения диагностики необходимо провести нейропсихологические и специфические тесты, а также опрос родителей, воспитателей и преподавателей.

Речевые расстройства: как помочь ребёнку в домашних условиях

Как мы уже узнали, определённой и чёткой симптоматики у речевых расстройств нет, поскольку они бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы людям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает нарушениями речи.

Так как в первую очередь речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.

Как помочь ребёнку с речевыми расстройствами в домашних условиях?

Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги – всё это очень полезно для развития речи.

И, наконец, важнейший шаг – выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.

Для более специфических заболеваний, таких как дислексия, дискалькулия, СДВГ, специфическое расстройство речи требуется другое, более глубокое вмешательство. Какое именно – вы можете найти ответ, пройдя по представленным выше ссылкам.

Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе

В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы, которые могут быть очень полезны.

  • Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.
  • “Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной  речи” даёт следующие рекомендации:

• Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.• Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.• Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.• Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.

• Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.

С помощью подходящей образовательной программы можно добиться успешного обучения

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59b8f61648c85eb43c0062f6/59f07b6448c85eea0a8266ae

Ссылка на основную публикацию