Групповая психотерапия: что это такое, теория, практика, методы

Бостонский хирург-пульмонолог Джозеф Херши Пратт, занимавшийся терапией туберкулёза, в какой-то момент своей практики решил лечить не болезнь, а самих пациентов.

Он предположил, что их психологическое состояние играет одну из важнейших ролей в развитии и течении инфекции. Так как возможности работать с заболевшими по одному не было, организовал групповые сеансы.

Уже через месяц стало понятно, что, по сравнению с индивидуальными, они показали более высокие результаты. Люди чувствовали себя гораздо лучше, шли на поправку.

Это произошло в 1905 году. С тех пор начало активно развиваться новое направление — групповая психотерапия. Родоначальником по праву считается Джозеф Херши Пратт. После своей столь успешной практики с туберкулёзными больными он теоретически обосновал полученные положительные результаты. А спустя несколько лет разработал методику ГП для тех, кто не страдает физическими заболеваниями.

Что это такое

Групповая психотерапия: что это такое, теория, практика, методы

Групповая психотерапия — это один из лечебных методов, предполагающий создание отдельной группы людей для устранения психологических и частично физиологических расстройств под руководством психотерапевта. В отличие от индивидуального подхода, решает проблемы пациента на основании раскрытия его сущности в процессе межличностного общения.

Из истории

Идея Пратта была подхвачена румынским психиатром, психологом и социологом Джекобом Леви Морено. Основатель психодрамы и социометрии впервые употребил термин «групповая психотерапия». Активно применял её на практике.

Пика популярности направление достигло в послевоенные годы (вторая половина 40-х гг. XX в.). Больниц в разрушенных городах не хватало, а количество нуждающихся в психотерапевтической помощи было огромным.

Поэтому повсеместно организовывались общие сеансы сразу для нескольких человек.

В 60-е годы XX в. направление было значительно расширено и стало активно применяться для лечения клинических случаев. Огромное значение ей придавал американский гуманист Карл Роджерс, создатель знаменитой «я-концепции». Он ввёл понятие «энкаунтер-группы», тем самым заложив основы антиавторитарной недирективной психотерапии.

Понятия

Существует три смежных понятия, которые в источниках часто путаются, что является грубейшей ошибкой.

Групповая психотерапия

Небольшая (до 20 человек) группа создаётся специально. Чаще всего в неё входят люди с похожими проблемами. Отличительная черта — активное взаимодействие. Они вступают в контакт друг с другом, общаются, делятся переживаниями. Психотерапевт направляет, даёт задания, иногда может отстраняться, чтобы наблюдать со стороны.

Коллективная психотерапия

Группа создаётся специально, объединяет людей с похожими проблемами. Может включать 50 и даже больше человек. Участники практически не взаимодействуют друг с другом, их роль больше похожа на зрителя. Психотерапевт — в центре внимания, ведёт всю работу: рассказывает, внушает, убеждает и т. д.

Психотерапия в группе

Группа не создаётся специально, так как уже существует. Это может быть семья, класс, трудовой коллектив, однокурсники. Чаще всего решается одна глобальная проблема — межличностный конфликт сразу между несколькими участниками. Задача психотерапевта — организовать работу так, чтобы не усугубить ситуацию, а наоборот — наладить отношения.

Виды, направления

Некоторые направления в психотерапии изначально были созданы как групповые: социодрама, психодрама, психогимнастика. Они не существуют вне этого метода.

Другие концепции также активно применяют эту форму работы: экзистенционализм, гештальт-терапия, арт-терапия и т. д.

Даже клиент-центрированные ответвления прибегают к её помощи, признавая, что человек — существо социальное и наиболее полно раскрывается только на фоне общения и контактирования с другими людьми.

В 1982 году известный практикующий психолог и психотерапевт Кьел Эрик Рудестам выпустил книгу «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика». Несмотря на то, что с тех пор прошло почти 30 лет, на сегодняшний день это максимально полная энциклопедия всех психотерапевтических школ, направлений и концепций, использующих в своей работе ГП (с примерами и техниками):

В своей монументальной работе Рудестам также рассматривает несколько видов групп:

  • Т-группа (тренинговая) — эмоциональное сопереживание другим людям;
  • энкаутер (группа встреч и направлений) — самопознание, установление тесного контакта с другими, реализация личностного потенциала;
  • гештальт — обретение внутреннего контроля, развитие способности брать на себя ответственность за собственные эмоции и поступки;
  • тренинга умений — освоение различных форм поведения «здесь и теперь», побуждение каждого участника группы к реакции на действия других;
  • и др.

В 2011 году американский психиатр и психотерапевт, профессор психиатрии Стэнфордского университета Ирвин Дэвид Ялом выпустил книгу «Стационарная групповая психотерапия».

Групповая психотерапия: что это такое, теория, практика, методыКнига Ирвина Ялома «Стационарная групповая психотерапия»

Нельзя сказать, что он создал новое направление или добавил в него нечто принципиально авторское. И ранее в условиях больниц организовывали подобные сеансы в дополнение к основному курсу лечения. Однако он всё это обобщил, систематизировал и подробно описал практическое применение:

  • эффективность;
  • общие принципы;
  • цели;
  • предполагаемый состав и размер групп;
  • стратегии и техники ведения;
  • подход «здесь и сейчас»;
  • проблемные ситуации: быстрая смена пациентов, эксцентричные инциденты;
  • рабочие модели высокоуровневой и низкоуровневой стационарных групп психотерапии.

На сегодняшний день «Стационарная групповая психотерапия» Ялома является настольной книгой всех, кому приходится работать с клиническими диагнозами в условиях больничных палат.

Цели и задачи

Главная цель групповой психотерапии — раскрыть внутренние конфликты, противоречия, проблемы пациента на основании анализа его межличностного взаимодействия в группе.

Благодаря поставленным задачам, которые решаются сообща, практически на автомате происходит коррекция неадекватных установок, преодоление эмоциональных и поведенческих паттернов.

Но нужно иметь в виду, что каждая концепция вносит в эту цель свою специфику:

  • гештальт — обучение самоконтролю при общении с другими;
  • психодрама — развитие творческого потенциала;
  • телесно-ориентированная — снять панцири посредством физического контакта и т. д.

На пути к достижению основной цели групповая психотерапия решает три основные задачи:

  1. Самопонимание — осознание собственных мотивов, которые управляют поведением.
  2. Выработка позитивного отношения к себе.
  3. Саморегуляция — контроль своих мыслей, поведения, действий.

В процессе решения данных задач у пациента формируется адекватное самосознание за счёт межличностного общения с другими и групповой динамики.

Основные понятия

  • Динамика — цикл жизнедеятельности группы, включающий все протекающие в ней процессы, межличностные контакты, распределение ролей, взаимозависимость участников.
  • Нормы — стандарты поведения, определяющие взаимоотношения в группе: искренность, открытость, принятие других, толерантность, отсутствие критики, активность.
  • Роли — степень влияния участников друг на друга:
  • альфа — лидер, ведёт за собой, побуждает к активности, направляет, придает уверенность;
  • бета — эксперт, обладающий знаниями, необходимыми в различных ситуациях, вызывает уважение, консультирует;
  • гамма — аноним, ведёт себя пассивно, но при этом адаптируется к условиям, приспосабливается, считает себя лидером;
  • омега — отстранённый, закрытый, мало контактирующий с другими.

Сплочённость — необходимость работать в одной команде для решения общих задач. Напряжение — противоположное понятие, обозначающее несовпадение интересов и взглядов, нарушение стандартов поведения в группе, нарастание конфликта.

Проекция — наложение прошлых межличностных стереотипов на новые, которые принесли с собой и озвучили другие участники.

Подгруппы — неформальная разбивка основной на группы на более мелкие. В основе могут лежать возрастные, половые или интеллектуальные принципы.

Фазы развития — этапы процесса, характеризующиеся специфической активностью и выполняющие нужные психотерапевту функции:

  • I фаза — формирование группы, адаптация к новым условиям, знакомство, псевдоинтеграция, регрессия и неуверенность;
  • II фаза — возрастание активности, борьба за лидерство, распределение ролей, бунт против психотерапевта;
  • III фаза — принятие норм, действующих в группе, спад напряжения, установление личностных контактов, раскрытие, сплочённость, сотрудничество;
  • IV фаза — активная работа, эмоциональная поддержка, решение основных проблем, переоценка приоритетов.

На первые три фазы обычно уходит по 10% от общего количества сеансов, на последнюю — 70%. Например, если курс лечения состоит из 10 встреч, первые три соответствуют первым трём фазам, остальные 7 — последней. Но это идеальная схема, работающая только в том случае, если группы сформированы правильно и среди них нет участников с открытым девиантным поведением.

Принципы

Групповая психотерапия: что это такое, теория, практика, методы

Групповая психотерапия основывается на 10 принципах.

  1. Информированность: даются советы и инструкции, как себя вести и что делать.
  2. Универсальность: убедить клиента, что его проблемы не уникальны и присущи другим людям.
  3. Сплочённость: совместное решение проблем.
  4. Альтруизм: готовность помогать друг другу.
  5. Общение: доверительные беседы, обсуждение, формы обратной связи, ролевые игры.
  6. Переоценка ценностей: знакомство с другими взглядами на решение проблемы, сравнение со своими, их коррекция.
  7. Надежда: каждый участник должен быть уверен в эффективности занятий.
  8. Множественный перенос: создание тесных, почти семейных отношений внутри команды.
  9. Подражание лидерам и экспертам.
  10. Катарсис: эмоциональный взрыв, максимальное раскрытие личности, когда наружу выходит боль, копившаяся внутри долгое время.

Все эти принципы можно чётко проследить по работе правильно сформированной группы. Именно они приводят к положительному результату и полному выздоровлению.

Методы, техники, приёмы

  1. В зависимости от направления, в котором работает психотерапевт, выделяют следующие методы групповой психотерапии.
  2. Групповая дискуссия
  3. Обсуждение единой для всех участников проблемы, выяснение личностных аспектов её решения для каждого отдельно.

    Групповая дискуссия может быть:

  • интеракционной — направленной на выяснение межличностных отношений;
  • биографической — знакомство с историей каждого участника;
  • тематической — обсуждение наболевших, актуальных тем.

Психодрама

Организуется ролевая игра на тему, связывающую всех участников, где каждый представляет собственное видение ситуации. Включает три этапа:

  1. Разогрев — распределение ролей.
  2. Психодраматическое действие.
  3. Обсуждение.

Психогимнастика

Предполагает общение, разыгрывание ролей без слов — с помощью только движений и мимики.

Проективный рисунок

Как и психогимнастика, невербальный метод групповой психотерапии. Всем участникам раздаются листы бумаги, средства для рисования и объявляется тема, созвучная с основной проблемой. На рисунок отводится полчаса, после чего каждой иллюстрации уделяется время, она становится центром дискуссии.

Музыкотерапия

На сеансах групповой активной музыкотерапии участники сочиняют собственные произведения. Затем обсуждают их, рассказывают о тех эмоциях, под впечатлением которых они написаны. На пассивных занятиях организуется прослушивание известных арий, опер, песен, мелодий с последующей дискуссией о них.

В зависимости от выбранного метода, психотерапевт использует различные техники: ролевая игра, беседа, дискуссия, повторы, метафоры, анализ сновидений, отражение аффекта и т. д.

Практика

Групповая психотерапия: что это такое, теория, практика, методы

Все групповые сеансы психотерапии проходят по разному сценарию. Иногда даже психотерапевт не в силах предугадать, что произойдёт на том или ином занятии. Ведь каждый участник привносит что-то своё в решение общей проблемы. Однако перед началом все должны получить ряд инструкций, отражающих нормы поведения, нарушать которые категорически запрещается:

  • проблема — одна на всех, нельзя её центрировать на себе;
  • но у каждого она обросла личностными факторами, в которых следует разобраться;
  • нужно учиться слушать и слышать других;
  • нельзя критиковать других за иной взгляд и отношение к одной и той же проблеме.

Для каждой отдельно сформированной группы психотерапевт прописывает свои правила, так как знает личностные особенности участников. С ними он знакомит клиентов на предварительной индивидуальной консультации.

Обычно в группы набирается от 5 до 20 человек. Всего требуется минимум 4 сеанса, максимальное количество не ограничено: пока участники желают встречаться и работать вместе, назначаются новые занятия до полного выздоровления всех. Некоторые покидают команду раньше остальных, если уже приходят к осознанию выхода и переоценке ценностей.

Пример из практики. От женщины ушёл муж, из-за чего она страдала депрессией, осложнённой навязчивыми идеями. Она преследовала одну цель — вернуть его любыми способами. Все попытки наладить отношения терпели крах, и каждая из них только ухудшала её состояние.

Индивидуальные сеансы психотерапии показали свою неэффективность, и её включили в группу женщин, переживавших такую же трагедию. И тут она неожиданно для себя увидела совершенно иное решение своей проблемы. Другие нашли в себе смелость развестись и учились жить заново без мужа.

Несмотря на то, что им тоже было плохо, в целом, они признавали, что им стало легче дышать, когда они перестали тешить себя напрасной надеждой вернуть былые отношения. Уже через 3 сеанса её жизнь переменилась и она пошла на поправку.

Если даже один участник так и не смог решить внутреннюю проблему, считается, что психотерапевт со своей задачей не справился.

На сегодняшний день групповые сеансы психотерапии практикуются повсеместно представителями разных направлений, начиная от экзистенционализма и заканчивая психоанализом. Они успешны в лечении даже запущенных расстройств личности и поведения.

Как выбрать психотерапевта

Источник: https://ponervam.ru/gruppovaya-psihoterapiya.html

Групповая психотерапия: основные принципы, этапы и методики

Отдельно рассматривается групповая семейная психотерапия, основанная на том же принципе коррекции поведенческих реакций в ходе межличностного общения, но подразумевающая участие нескольких семейных пар. Общаясь между собой в присутствии третьего лица — психотерапевта — и пяти-семи супружеских пар, партнеры учатся схемам поведения на примере моделей отношений, принятых в других семьях.

По сравнению с индивидуальной формой работы, групповая психотерапия, направленная на предотвращение семейных конфликтов, является более обогащенной методикой за счет возможности разыгрывать определенные конфликтные ситуации и совместными усилиями группы находить оптимальные пути их разрешения.

До того как начнутся групповые встречи, организуются подготовительные сеансы с подгруппами участников — отдельно с женщинами и мужчинами.

Это делается для того, чтобы фаза ориентации и конфликта завершилась как можно быстрее, уступив место конструктивному диалогу между участниками.

Гомогенные мужские и женские подгруппы, сплоченные до начала курса, медленнее сливаются между собой, однако исходя из задач семейной психотерапии, это нельзя считать существенным недостатком.

Основные методики

В групповой психотерапии применяются самостоятельные методы, в комплексе дающие возможность реализовать основную цель группы.

Вербализация эмоций и переживаний становится возможной благодаря использованию следующих приемов:

1. Групповая дискуссия.

Являясь основным инструментом групповой психотерапии, это способ подразумевает свободное общение между участниками, лишенное четкой структуры и не регулируемое психотерапевтом. Предметом дискуссии чаще всего становятся подробности личной жизни членов группы, актуальная для всех участников тема или конкретная интеракция — взаимодействие внутри группы.

2. Психодрама.

Эта методика, впервые предложенная Морено для раскрытия в человеке творческого потенциала, по своей сути является ролевой игрой.

В рамках групповой психотерапии она помогает создать оптимальные условия для высказываний, выражающих истинное отношение клиента к беспокоящей его проблеме.

Разыгрывая предложенные ситуации, участники переосмысливают свои внутренние конфликты, преодолевают шаблонность в восприятии и вырабатывают новые способы реагирования на события-раздражители.

Невербальные методики основаны на обращении к подсознанию пациентов, участвующих в групповой психотерапии. Смещение активности из сферы рациональных рассуждений в сторону невербальных коммуникаций позволяет снизить накал страстей в группе и не исключает обсуждения происходящих при этом событий.

Анализируя свои переживания и поведенческие реакции, возникающие в ходе невербальной активности, участники получают возможность выйти за пределы строгих рамок дискуссии.

В этом участникам группы помогают:

1. Психогимнастика.

Психотерапевт предлагает участникам группы некоторое время общаться, не используя слова, а вместо этого доносить свои мысли при помощи движений — пантомимы. В подготовительном этапе снимается напряжение, страхи и комплексы, препятствующие свободному выражению чувств, формируется лояльное отношение к собственному телу и телам других людей.

2. Проективный рисунок.

Занятие, в ходе которого участники рисуют на определенные темы, проводится для выявления психологических проблем, глубоко скрытых в подсознании пациентов и для более четкого определения общегрупповой проблематики. На рисование отводится полчаса, а после группа приступает к обсуждению результатов, которое иногда перетекает в очень продуктивную в рамках курса дискуссию

3. Музыкотерапия.

Этот вид групповой работы имеет две формы: активная подразумевает музыкальные импровизации, пение или игру на инструментах, пассивная (рецептивная) — прослушивание записей с целью снятия напряжения или дальнейшего обсуждения пережитых эмоций.

Классификация методик имеет скорее условный характер, ведь в процессе групповой терапии одна методика плавно перетекает в другую. Сосредоточение на одной из них неоправданно, поскольку результат от занятий в группе наступает только при условии свободного, спонтанного общения, способного кардинально изменить сознание пациента и его отношение к жизни и окружающим людям.

Источник: https://medbooking.com/blog/article/zdorove-cheloveka/gruppovaia-psihoterapiia-osnovnye-printsipy-etapy-i-metodiki

Что такое Групповая психотерапия? Групповая психотерапия — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Групповая психотерапия — это использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека.

Специфика групповой психотерапии заключается в том, что одним из основных психотерапевтических инструментов является сама группа людей, их опыт, чувства и взаимоотношения между собой.

Групповая психотерапия не является самостоятельным направлением психотерапии, она представляет собой форму работы с группой, которая может опираться на различные теоретические подходы (гештальттерапия, гуманистическая психотерапия, психодинамическое направление и т.д.) Некоторые направления психотерапии разрабатывались изначально как групповые (например, психодрама, соцодрама и др.).

Одним из ключевых понятий групповой психотерапии является групповая динамика. Групповая динамика — это совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая также и группового психотерапевта.

К процессам групповой динамики относятся:

  • руководство,
  • лидерство,
  • формирование группового мнения,
  • сплочённость группы,
  • конфликты между участниками группы,
  • групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.

Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей человеку адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

Психотерапевтическая группа как живой организм, единое целое проходит в своей работе несколько фаз развития:

  1. Фаза ориентации и зависимости. Участники присматриваются друг к другу и к ведущему, ориентируются в новой для себя обстановке. Группа ориентирована на ведущего и ждёт от него конкретных указаний и инструкций
  2. Фаза конфликтов. Начинается активное распределение основных ролей в группе, возникает напряжение и агрессия. Участники начинают относиться друг к другу враждебно и слабо ориентированы на конструктивную помощь друг другу.
  3. Фаза сотрудничества и целенаправленной работы. У участников появляется чувство принадлежности к группе, вырабатываются общие ценности. В группе появляется доверие и искренность в выражении собственных мыслей и чувств. Именно на этом этапе группа обретает способность обеспечивать развитие личности её членов.
  4. Фаза завершения (умирания) группы. После того как группа выполнила свою задачу её работа подходит к логическому завершению. Группа распадается или может продолжить работу в другом составе и с другими задачами.

Длительность групповой терапии зависит от потребностей группы и теоретической ориентации терапевта. В среднем курс групповой терапии составляет 15–25 встреч (длительность одной встречи от 1,5 до 3–4 ч). По количеству участников оптимальной считается группа 8–12 человек.

Групповая психотерапия позволяет решить многие проблемы, среди которых:

  • проблемы взаимоотношений (с родителями, детьми, с противоположным полом, коллегами и т.д.);
  • депрессии, тревожность, страхи, одиночество;
  • психосоматические заболевания;
  • различные кризисные состояния
  • и многое другое.

Опыт, полученный в ходе работы психотерапевтической группы, участник легко включает в повседневную жизнь. Человек становится более раскрепощённым, уверенным в себе и в своих силах. Участие в групповая психотерапии может стать первым шагов в новую и осознанную жизнь.

Когда встречаются психолог и клиент, сначала они встречаются ролями. Один, как правило, рассказывает о своих трудностях, второй — внимательно слушает, поддерживает рассказ своими вопросами или ми. Клиент ожидает от психолога какого-то совета или помощи… Читать дальше

Я много лет работаю в коучинге, который часто культивирует в человеке стремление к успеху, успешности, поощряет какие-то порой завышенные ожидания от себя и от своей жизни, а там, где ожидания — есть разочарование, и глубина его прямо пропорциональна высоте и силе ожиданий. Для меня опыт множественных… Читать дальше

В психотерапии много субъективного. Чтобы понять, в нужном ли направлении он с клиентом или группой движется, терапевт опирается на то, что говорит клиент, улавливает феномены, чтобы оценить изменения, верит в его слова о новых подходах к жизни и её восприятию.

Но есть и объективные способы увидеть… Читать дальше

Психологическая работа может идти на трёх уровнях:

  • ценностей,
  • поведения,
  • характера.

Я расположила эти уровни по необходимости времени на изменения.
Да, быстрее всего меняются ценности. Вспомните историю из Библии об обращении Савла (впоследствии апостола Павла). Он изменился за одну ночь. В чём… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме «что такое Групповая психотерапия»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/gruppovaya_psihoterapiya/

Психотерапия: что это такое, основные методы и чем может быть опасна

Один из самых популярных сегодня советов звучит так: «Полюби себя».

Но как можно полюбить того, кого не знаешь? Как жить полной жизнью, если не знать свою психику, свое мышление свою природу и свое поведение? И с какой стороны подступиться к самому себе? Ответы на эти вопросы дает психотерапия. Как выбрать для себя лучший терапевтический метод и не влюбиться в психотерапевта, рассказываем в статье.

Что такое психотерапия

Психотерапия — это комплексное вербальное и невербальное психологическое воздействие на психику, а через психику – на весь организм человека. Психотерапия является одним из форматов взаимодействия клиента и психотерапевта. Но не обычный бытовой разговор по душам или исповедь, а целенаправленная, структурированная и планомерная помощь человеку в тяжелой жизненной ситуации.

  • Задача терапии: научиться жить в полной гармонии с собой, но не вредить при этом окружающим.
  • Цель терапии: освоить навыки поведения в ситуациях, которые мешают быть счастливыми и действовать самостоятельно, но уже без постоянной поддержки психотерапевта.
  • Правила терапии: регулярность: 1-2 раза в неделю, границы: оговоренные условия о времени встречи, длительности одной сессии и самой терапии.
  • Условия терапии: добровольное и осознанное обращение за помощью.

Психотерапевтический процесс может быть индивидуальным – когда человек самостоятельно изучает книги, публикации, смотрит видеоматериалы, наблюдает за окружающими. Но самотерапия без знания психологии и навыков психотерапевтической поддержки невозможна.

Поэтому психотерапию проводит психотерапевт – медик или психолог, который получил дополнительную подготовку по психотерапии, проходит личную психотерапию и принадлежит к какому-то профессиональному сообществу.

Как «посторонний наблюдатель» он поможет рассмотреть и оценить проблему с разных ракурсов, не принимая ничью сторону, не вовлекаясь в процесс клиентских переживаний.

Психотерапия в переводе с греческого языка означает «исцеление души». Но чтобы лечение было успешным, взаимодействие психотерапевта с клиентом должно происходить на четырех уровнях:

  • Уровень 1: мысли. Общаясь, психотерапевт и клиент используют мышление и делятся друг с другом своими мыслями.
  • Уровень 2: чувства. Чувства тесно взаимосвязаны с мыслями. Исследуя чувства, возможно влиять на свое мышление.
  • Уровень 3: поведение. Именно поведение клиента меняется после успешной терапии и считается главным показателем перемен – если чувства и мысли невидимы для собеседника, то поведение возможно отследить.
  • Уровень 4: тело. Тело – сложный механизм и ничего в нем не происходит просто так. Душа неразрывно связана с органами и системами, а психическое нездоровье сразу же отражается на здоровье физическом.

Каждое из психотерапевтических направлений использует два или более уровня воздействия, но в основном работает либо с мыслями, либо с чувствами, либо с телом.

Пройти тест на неуверенность в себе

Методы психотерапии

Психотерапевтических методов существует так много, что без подготовки в них легко запутаться. Знакомые или друзья могут рассказывать о техниках, которые помогли им или рекомендовать «своего» психотерапевта. Но специалист не может быть компетентен абсолютно во всех вопросах – каждый психотерапевт, как правило, специализируется в семейной, детской, кризисной или какой-то другой терапии.

Одного метода, который был бы эффективнее остальных, не существует. Каждый хорош по своему. Главное, разобраться в самых популярных методиках, чтобы понять: куда с какими проблемами обращаться и чего ждать от терапии.

Когнитивно-поведенческая психотерапия обращается к сознанию, работает с мыслями и поведением. Терапевт на сеансах объясняет, откуда взялись проблемы клиента, какие мысли или поступки привели к сложной ситуации, дает много домашних заданий, выходит с клиентом в город для поведенческих экспериментов.

Кому подойдет когнитивная психотерапия? Тому, кто настроен быстро разрешить свою проблему, но не намерен копаться в душе.

Гештальт-терапия фокусируется на эмоциях, давних проблемах, скрытых желаниях, переживаниях клиента. Терапевт долго слушает, периодически задавая вопрос: «Что вы чувствуете в этот момент?». Он создает ситуации, которые помогают клиенту осознать, проявить и пережить свои чувства, учит находиться «здесь-и-сейчас».

Кому подойдет гештальт-терапия? Тому, кто настроен на длительную терапию, проработку давних проблем, непростую работу со своими эмоциями, кто не хочет «жить по старому» и готов рисковать, пробуя новые схемы поведения.

Психоаналитическая терапия больше направлена на работу с бессознательным. Метод помогает найти, осознать и обезвредить суть глубинной психологической травмы, обнаружить неосознанные желания, подзабытые или проигнорированные фантазии. Психоаналитик больше слушает, чем говорит, направляя клиента вопросами или ми.

Кому подойдет психоанализ? Тому, кто склонен к самоанализу, любит рассуждать, исследовать внутренний мир, а также может долго говорить. Но вот те, кто настроен на быстрое решение проблемы, психоанализ не поможет – это все же самый длительный психотерапевтический метод.

Телесно-ориентированная психотерапия в отличие от «разговорных» методов предназначена для работы с телом. Терапевт обращает внимание на телесную сторону жизни – на удовольствие быть в собственном теле, раскрепощение, телесные зажимы, посланные в ответ на психоэмоциональные проблемы.

Кому подойдет телесная терапия? Тому, кто хочет научиться понимать свое тело, снять телесные напряжения и эмоциональные блоки. Но если клиент не терпит чужих прикосновений, такой терапевтический метод ему противопоказан.

Системная семейная психотерапия по Хеллингеру больше похожа на спектакль, который клиент наблюдает как бы со стороны или же играет одну из ролей вместе с другими «актерами». Терапевт изучает семейные сценарии супругов, подбирает участников группы, помогает клиенту проанализировать семейную ситуацию во время терапии, избавиться от повторяющихся семейных сценариев.

Кому подойдут семейные расстановки? Тем, кто готов попробовать достаточно смелые методы терапии, хочет улучшить отношения в паре, научиться понимать детей и родителей.

Помимо традиционно популярных методов терапии есть неординарные или даже шокирующие. Например:

  • Секс-терапия поцелуями – помогает избавиться от страха взаимоотношений или проблем в сексуальной сфере.
  • Терапия группового обнажения Поля Биндрима – помогает раскрыть внутренние тайны, укрепить доверие и открытость участников обнажения.
  • Гипнотерапия – помогает проникнуть в подсознание, поменять негативные установки на позитивные.
  • Терапия наготой, при которой обнаженный терапевт лично или онлайн «лечит» клиента своей наготой (без интим-услуг).

Какую терапевтическую технику выбрать, каждый решает для себя. Но при выборе терапии нужно учитывать еще один важный момент – личность самого психотерапевта.

Контакт психотерапевта и клиента – один из важных и необходимых компонентов успешной психотерапии. Иногда в кабинете клиент озвучивает такие тайны, о которых боялся признаться даже себе самому.

Поэтому без доверия и ощущения безопасности начинать терапию даже не стоит.

Пройти тест на самооценку

Что стоит знать перед посещением психотерапевта

Психотерапия – неспешный процесс, требующий вложений времени, денег и душевных сил, так что ввязываться в терапию «наскоком» просто не имеет смысла. Отсутствие результата усилит неудовлетворение и в лучшем случае приведет к поиску другого терапевта. В худшем – вызовет стойкое недоверие в любой психотерапии и «психологам-шарлатанам».

До начала совместной работы лучше сразу же расспросить терапевта о его опыте работы с подобными проблемами, специализации, практических навыках, личной терапии – все это открытая информация, которая не может быть тайной для клиента. Кроме этого есть общие правила, по которым работают опытные психотерапевты.

Итак, психотерапевт:

1. Не выписывает рецептов

Рецептов на медпрепараты психологи не выписывают – не имеют на это права. Но речь не только об этом. Никаких готовых рецептов или советов на тему «как правильно поступить в этой ситуации» или «сделай, как я говорю, и жизнь наладится» ждать не стоит – их не будет, даже если клиент будет настойчиво их требовать (а что, деньги ведь уплочены).

Цель психотерапевта – помочь клиенту обнаружить «проседающие» части жизни, разглядеть проблему под разными углами, проанализировать свои ошибки, а также рассказать о стратегиях, которые помогают справляться с апатией, депрессией, тревожностью. Но никак не снять с клиента ответственность за какое-то решение, оправдать его поступок, отпустить грехи.

2. Может дать домашнее задание

Психотерапия не ограничивается временем сеанса – это вся внутренняя работа, которая происходит от встречи к встрече.

Причем не простое перелистывание конспекта лекций, а практическая душевная работа в поте лица. И в этом нет ничего неординарного.

Как невозможно научиться играть на пианино без ежедневной практики, так же невозможно разобраться с устройством своего сознания и бессознательного за 1 -2 часа в неделю.

Конечно, психотерапевт не может клиента заставить делать что-то: например, понаблюдать за собой во время ссоры или записать все детские обиды. Это ему и не нужно.

Но он должен объяснить клиенту смысл его домашней работы, разобраться с внутренним сопротивлением (почему это я что-то должен делать?), а после обсудить результат, дать обратную связь, расспросить клиента о его переживаниях вне кабинета психолога.

3. Будет настаивать на соблюдении правил

Конечно, психотерапия не может проходить против воли, не по запросу или не в интересах клиента.

Но правило «клиент всегда прав» здесь действует только до определенных пределов, которые оговариваются заранее или прописывается в контракте.

Более того, если клиент считает свое мнение единственно правильным, игнорирует правила, хамит или ведет себя некультурно, то сам психолог может отказать в помощи.

Большинство правил касаются дисциплины. Например, если клиент опоздал на сеанс, то работа идет только оставшееся время, а оплата не уменьшается.

Или если клиент предупредил об отмене сеанса менее, чем за несколько часов, то все равно вносит оплату за несостоявшуюся встречу. Но бывают и другие правила.

Например, когда клиент не понимает смысл какого-то задания терапевта и прямо обвиняет его в глупости или некомпетентности. Как правило, в таких случаях совместная работа прекращается.

4. Может не узнать клиента на улице

Конфиденциальность – правило номер один. Ни при каких обстоятельствах психолог не обсуждает дела своих клиентов с друзьями, с родными или с другими клиентами, не разыскивает странички клиентов в соц сетях. Правда, он может обсудить сложный случай в узком кругу коллег или на сеансе супервизии. Но в этом случае также действуют правила конфиденциальности.

Если же психолог встретится с клиентом на улице, в кинотеатре или в ресторане, он не поздоровается первым – это все тоже соблюдение конфиденциальности. Но ответит, если клиент поздоровается первым.

Если психотерапевт хочет использовать случай из практики для публикаций или вести запись сеансов, то должен получить письменное согласие клиента и хранить свои записи в защищенном от третьих лиц месте.

5. Помогает, не имея аналогичного болезненного опыта

От клинических психологов и психиатров психотерапевт отличается тем, что сам регулярно проходит терапию в качестве клиента. Это называется супервизия и клиент всегда может запросить терапевта о количестве супервизорских часов.

Индивидуальная или групповая психотерапия нужна терапевту для того, чтобы проработать свои проблемы и не переносить их во взаимоотношения с клиентом.

Кроме этого супервизия помогает избавиться от негатива, полученного во время работы с клиентом.

Но вот переживать аналогичные личные трагедии терапевту не обязательно. Во-первых, личные проблемы прорабатываются на супервизии. Во-вторых, личные переживания могут только усилить волнение клиента и превратить терапию в обсуждение.

6. Не будет специально искать у клиента расстройства

Решение пойти на терапию – очень смелый поступок. Признаться, что не может справиться самостоятельно, попросить о помощи – такое решение может принять адекватный человек, который осознал свою потребность. И у терапевта нет желания или цели доказать обратное.

Если же у клиента обнаружится личностное расстройство, терапевт может посоветовать психиатра. Но он не станет «сообщать куда надо» или ставить клиента на психиатрический учет. Это также запрещено правилами конфиденциальности.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

Возможные «побочные» эффекты от психотерапии

В сети есть масса информации о пользе психотерапии. Но у большинства лекарств есть свои побочные эффекты и психотерапевтическое лечение не исключение.

По результатам опроса британских психологов почти 6% прошедших психотерапию сообщили о «продолжительных негативных эффектах». Объяснить причины негативного влияния ученые пока не могут.

Но могут предупредить о возможных побочных эффектах.

Первое время душевная боль может стать сильнее

Тело и мозг – это личный склад проблем и негативных переживаний, которые накапливались долгое время. Но стоит копнуть поглубже и все душевные раны заболят с новой силой.

Иногда боль настолько сильная, что клиент решает прервать терапию. Но вот этого делать не стоит.

Лучше прожить травмирующую ситуацию в безопасном пространстве кабинета и в присутствии терапевта, чем снова маскировать боль табличкой «ничего не случилось».

Родные, друзья, знакомые перестанут вас узнавать

Психотерапия учит отстаивать свои границы, выражать свое мнение, анализировать свои выгоды и озвучивать их перед окружающими.

Клиент после терапии обнаруживает, что не обязан подчиняться кому-либо, отчитываться в своих чувствах или делать некоторые вещи, которые он просто не хочет делать. Это раздражает окружающих.

Они могут недоумевать, возмущаться, объявить терапевта сектантом. Со временем все согласуется. Но на это уйдет немало месяцев и нервов.

«Просвещенный» клиент может пытаться лечить окружающих

Когда понимаешь свои старые ошибки, приходит желание «нести истину в массы». Психологи в шутку называют такое желание «синдромом перелеченного клиента». Но насильно решить чужие невозможно. Так что если вовремя не сдержаться, можно нарваться на негатив или даже рассориться со знакомыми.

Можно впасть в зависимость от терапии

Когда начнутся первые изменения, действительно, клиент может захотеть большего: пойти на групповую терапию, посещать мастер-классы или тренинги, получить дополнительное образование.

Хорошо это или плохо – однозначного ответа нет. Риск есть в другом: клиент отвыкает решать свои проблемы самостоятельно, поскольку всегда ищет опору в терапевте.

Важно вовремя отследить такую зависимость и уйти в свободное плаванье.

Есть риск влюбиться в психотерапевта

Во врем сеансов терапевт внимательно слушает, кивает, не критикует, не допускает шуточек, тактично советует – в общем, кажется почти идеальным.

Со временем у клиента может возникнуть влюбленность, желание подружиться со своим терапевтом. Это не запрещено психотерапевтической этикой – под запретом только сексуальные отношения.

Но терапевту положено быть чутким и внимательным – это его работа. А дружба или отношения могут работе повредить. К сожалению.

Психотерапия – это общая работа в паре психотерапевт-клиент, направленная на внутреннюю трансформацию клиента. Причем простого присутствий клиента на терапии недостаточно – ему нужно самому захотеть измениться, активно участвовать в терапии, работать над собой, изучать психологию. Потому что никакие деньги не смогут насильно сделать человека счастливым.

Пройти тест на депрессию

Источник: https://WikiGrowth.ru/psyhologiya/psihoterapiya/

Методы и техники, используемые в групповой психотерапии

К основным методам групповой психотерапии традиционно относят групповую дискуссию, психодраму, психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию. Каждый из указанных методов может использоваться в психотерапии и как самостоятельный метод.

Все методы групповой психотерапии условно подразделяют на:основные и вспомогательные, вербальные и невербальные. К вербальным методам относят групповую дискуссию и психодраму, к невербальным — психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию.

Групповая дискуссияявляется основным, опорным методом психотерапии. Что же является предметом групповой дискуссии? Обычно выделяют обсуждение биографии пациента, определенной темы и межличностного взаимодействия в группе (интеракций).

Таким образом, определяется три основных типа ориентации групповой дискуссии: биографическая, тематическая и интеракционная.Интеракционная ориентация направлена на анализ особенностей межличностного взаимодействия в группе и ситуаций, возникающих в ходе группового процесса.

Биографическая ориентация представляет собой обсуждение истории жизни пациента, отдельных эпизодов и событий его биографии, его проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения на протяжении жизни. Тематическая ориентация концентрирует внимание группы на актуальных для большинства участников группы темах.

Опорные точки групповой дискуссии, ее основные содержательные моменты: знакомство членов группы; обсуждение ожиданий пациентов, их страхов и опасений, их переживаний в связи с началом работы группы и взаимодействия с другими ее участниками; переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями пациентов и групповой реальностью, поведением психотерапевта и тем, что происходит в группе; нарастание сопротивления и агрессии в отношении психотерапевта, соотнесение этих переживаний с прошлым жизненным опытом; вскрытие истинных чувств к психотерапевту, их осознание, понимание их причин и переработка, выработка групповых норм в отношении психотерапевта; вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью, отношения к авторитетам; формирование адекватного отношения к болезни и лечению, активной мотивации к участию в работе группы; выработка психотерапевтических групповых норм и групповой культуры, принятие ее участниками группы; доминирование интеракционной проблематики, анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельных пациентов — собственно «рабочая фаза» групповой психотерапии, в ходе которой решаются ее основные задачи (коррекция отношений и установок, неадекватных реакций и форм поведения, закрепление и генерализация позитивных изменений); обсуждение результатов лечения, подведение итогов.

Психодрамаможет рассматриваться как метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру,в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой пациента.

Психодрама как лечебный психотерапевтический метод была создана и разработана Морено на основе опыта его театрального эксперимента, «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творчества в «театре жизни».

В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта.

Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирование нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального отреагирования.

Процедура психодрамы предполагает наличие следующих участников: протагонист, терапевт, помощники терапевта, зрители. Протагонист — это пациент (субъект), главный исполнитель, представляющий свои проблемы. Терапевт (режиссер, дирижер, фасилитатор) — организатор ролевой игры, помогающий пациенту исследовать свои проблемы.

Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создания атмосферы доверия, стимулирования участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении по ходу дела вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего. Помощники терапевта — котерапевт и пациенты, исполняющие в психодраме вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Зрители — это остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения. Еще одним «участником» психодрамы является сцена — жизненное пространство, место, где разворачивается психодраматическое действие. Процесс психодрамы включает три основные фазы: инициальную или подготовительную (фаза «разогрева»); собственно, психодраматическое действие; обсуждение (предоставление протагонисту разнообразной обратной связи и интерпретацию). Психодраматические процедуры довольно широко применяются при проведении гуманистически-ориентированной психотерапии, гештальт-терапии, тренинговых методов.

Психогимнастикаотносится к невербальным методам групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы. Психогимнастика позволяет пациентам проявлять себя и общаться без помощи слов.

Психогимнастическое занятие включает три части — подготовительную, пантомимическую и заключительную. Пантомимическая часть психогимнастики является наиболее важной. Пациентам предлагают темы, которые они разыгрывают без помощи слов. Темы могут быть предложены и психотерапевтом, и самими участниками группы.

Содержание тем для пантомимы не ограничено и может быть ориентировано как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы всех членов группы одновременно и группы в целом, то есть касаться межличностного взаимодействия в группе. Психогимнастика в процессе групповой психотерапии обычно проводится как отдельное занятие.

Однако в начале групповой дискуссии психотерапевт при необходимости может предложить группе отдельные психогимнастические задания

Проективный рисунок.Основная задача проективного рисунка состоит в получении дополнительной информации о проблемах отдельных пациентов или группы в целом. Так же как психодрама и психогимнастика, проективный рисунок способствует выявлению и осознанию трудно вербализуемых проблем и переживаний пациентов.

Занятие строится обычно следующим образом: каждый пациент получает лист бумаги, цветные мелки (можно использовать также цветные карандаши и краски) и рисует на заданную тему. Для проективного рисунка качество не имеет существенного значения. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных проблем отдельных пациентов, так и общегрупповых проблем.

Темы для рисунка обычно охватывают три сферы: 1) прошлое, настоящее и будущее пациентов (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание); 2) общие понятия, отражающие определенные ценности и явления (любовь, ненависть, болезнь, страх, здоровье, зависимость, ответственность; 3) отношения в группе ( я глазами группы, мое положение в группе, наша группа). Используют также свободные темы (каждый член группы рисует то, что он хочет) или совместное рисование (вся группа на одном большом листе бумаги рисует, например, портрет группы). На рисование обычно отводится 30 мин. После этого группа переходит к обсуждению рисунков каждого пациента. Проективный рисунок может проводиться в качестве отдельного занятия, но иногда оказывается полезным в начале групповой дискуссии.

Музыкотерапияэто психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Рассматривая основные направления лечебного действия музыки, выделяют 4 аспекта: 1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; 2) развитие навыков межличностного общения — коммуникативных функций и способностей; 3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы; 4) развитие эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок. Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной (пассивной). Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью собственного голоса или выбранных музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Пациенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивании. На одном занятии прослушивается, как правило, три произведения или законченных музыкальных отрывка (каждый по 10-15 мин). Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся релаксирующим действием. Второе произведение — динамичное, драматическое, напряженное. Оно несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациентов. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть также спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии. При групповой психотерапии используется и активный вариант музыкотерапии. Для этого необходим набор простейших музыкальных инструментов или даже предметов, издающих звуки. Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Исполнение музыкальных произведений психотерапевтом или участниками группы (вместе или индивидуально) также имеет лечебный эффект, способствуя созданию доверительной, теплой атмосферы.

Question # 12

Источник: https://cyberpedia.su/2x424a.html

Ссылка на основную публикацию