Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

 Асоциальный человек  – тип личности, равнодушный к нормам и правилам поведения в обществе. Он не испытывает привычных человеческих эмоций – жалости, сочувствия, стыда. Причина асоциальности может заключаться в медицинских, педагогических и социальных факторах.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Асоциальному человеку все равно на правила общества — у него есть свои

Асоциальный человек — что это значит?

 Асоциальная личность  – это человек, поступки которого не вписываются в стандарты поведения современного общества. Он может нарушать правовые и морально-этические нормы намеренно либо по незнанию, не понимая, почему его поведение неприемлемо.  Другое название асоциальной личности – социопат.

Асоциальные люди равнодушны к установленным правилам и общественной морали, они не чувствуют стыда или сочувствия к окружающим. Полное отсутствие интереса к другим людям и извращённые понятия о моральных ценностях мешают им полноценно влиться в общество.

При отсутствии лечения и помощи девиантное поведение становится образом жизни, приводя к преступным деяниям, к заражению ВИЧ и ЗППП, а также к гибели.

Причины асоциальности

Девиантный тип личности формируется в результате следующих групп факторов:

  • медицинские;
  • педагогические;
  • социальные.

Медицинские причины

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Шизофрения одна из причин асоциальности

К медицинским факторам, провоцирующим асоциальность, относят:

  • поражения плода внутри утробы;
  • инфекции и травмы головного мозга;
  • психосоматические отклонения;
  • шизотипическое расстройство,
  • шизофренические состояния;
  • инфантилизм, СДВГ, гебоидность.

Педагогические причины

Среди причин девиантности, проявляемым при неправильном воспитании, выделяют:

  • отрицательный пример родителей и других членов семьи;
  • излишне высокие требования к ребёнку;
  • гиперопека либо отсутствие опеки как таковой;
  • игнорирование потребностей ребёнка;
  • потакание всем прихотям;
  • частые и несправедливые наказания;
  • отсутствие доверительных отношений в семье.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Излишняя забота о человеке приводит к асоциальному образу жизни

Социальные причины

В социальных факторах девиантного поведения можно отметить следующие:

  • проблемы в общении со сверстниками у детей и подростков;
  • желание самоутвердиться за счёт других;
  • материальное и социальное неравенство;
  • проживание в неблагополучной семье;
  • влияние религиозных сект, субкультур;
  • травля, издевательства, насмешки;
  • физическое и сексуальное насилие.

Также к социальным причинам относятся зависимости, провоцирующие девиантность.

Признаки асоциального поведения

К общим признакам, характерным для девиантного типа личности, относятся:

  • проблемы во взаимодействии с людьми;
  • конфликты или отсутствие контактов с окружением;
  • частая смена увлечений и круга друзей;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • рассеянность, проблемы с концентрацией внимания;
  • низкий уровень ответственности;
  • нарушения сна: бессонница, дневная сонливость;
  • повышенный или пониженный аппетит;
  • частые перемены в настроении;
  • равнодушие и жестокость к окружающим;
  • заниженная либо завышенная самооценка.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Частая смена настроения один из признаков социопатии

Также к симптомам асоциальности может относиться низкая или очень высокая степень интеллекта пациента. Девиантный человек может обладать незаурядными способностями либо напротив, не успевать по всем дисциплинам.

Существует 4 основных формы проявления асоциального поведения:

  • аддиктивная;
  • аморальная;
  • противоправная;
  • преступная.

Для каждой из них характерен свой набор признаков и симптомов.

Аддиктивный тип

 Аддиктивная форма асоциальности  – тип поведения, характеризуемый бегством от жизненных проблем. Он характеризуется направленностью человека «в себя», избеганием окружающего мира при помощи различных зависимостей.

Аддиктивное поведение может выражаться:

  • алкоголизмом;
  • наркоманией;
  • анорексией;
  • булимией;
  • нимфоманией;
  • трудоголизмом;
  • религиозным фанатизмом;
  • компьютерной и игровой зависимостью.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Алкоголизм как один из способов убежать от проблем относится к аддиктивному типу

Попытки сведения счётов с жизнью также могут быть проявление аддиктивности.

Аморальный тип

 Аморальная форма асоциальности  – тип поведения, неприемлемый для общества с нравственной точки зрения. Он нарушает этические правила поведения в обществе, и не несёт прямой угрозы общественному порядку.

Характерные элементы аморального асоциального типа личности:

  • промискуитетные связи;
  • проституция;
  • бродяжничество;
  • попрошайничество;
  • нежелание учиться и работать;
  • агрессивное поведение;
  • наркомания, алкоголизм;
  • богохульство с целью разжигания ненависти;
  • оскорбление других людей, в т. ч. близких.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Разгульный образ жизни относится к аморальному типу асоциального поведения

Прежде к аморальному подвиду асоциальности относились гомосексуальные связи. Это ошибочное суждение: ориентация определяется генетически и не зависит от типа личности.

Противоправный тип

Противоправное поведение включает в себя систематическое совершение асоциальных поступков, нарушающих правовые нормы современного общества.

К противоправным асоциальным деяниям относятся:

  • хулиганство;
  • драки и побои;
  • поджоги и вандализм;
  • оскорбления личности;
  • угоны без цели хищения;
  • мелкие кражи и грабежи.

Совершение подобных действий не наказывается уголовно из-за отсутствия серьёзной общественной опасности. Лица, замеченные за противоправным асоциальным поведением, попадают в поле зрения правоохранительных органов и нередко встают на учёт.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Драка относится к асоциальному поведению

Преступный тип

Преступный, или делинквентный тип асоциального поведения – постоянное либо однократное совершение действий, наказуемых уголовной ответственностью.

К преступному поведению относят:

  • кражи со взломом;
  • грабежи и бандитизм;
  • разбойные нападения;
  • мошенничество;
  • вымогательства;
  • организация беспорядков;
  • изнасилование, в т. ч. неудавшееся;
  • убийство, соучастие в убийстве.

Асоциальные люди, совершающие подобные действия, наказываются по всей строгости закона и могут принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Изнасилование может повлечь за собой принудительной лечение в психиатрических лечебницах

Диагностика

Диагностикой девиантного поведения занимаются психиатр и клинический психолог. В качестве диагностических методов используется следующее:

  1.  Осмотр и беседа.  Специалист оценивает общее состояние пациента, его эмоциональное состояние, манеру речи и поведенческие черты. Задаются вопросы о семье, об учёбе или работе, об увлечениях и привычках человека.
  2.  Изучение данных о пациенте.  Врач изучает характеристику с места учёбы или работы, выписки из амбулаторной карты от врача-невролога, беседует с учителями, работодателями и сотрудниками полиции, если пациент стоит на учёте.
  3.  Опрос семьи, друзей.  Психолог или психиатр контактирует с близким окружением пациента, задаёт вопросы о его психоэмоциональном состоянии, об особенностях характера и об условиях проживания.
  4.  Психологическое тестирование.  Для определения особенностей личности пациента применяются тесты и опросники: ММОЛ, ПДО, шкала тревожности, опросник Айзенка.
  5.  Проективные методы.  Тесты Сонди и Розенцвейга, изобразительные исследования выявляют скрытые и подавленные эмоции пациента.

После диагностирования и установления девиантности поведения пациента начинают лечить психотерапевтическими, психокоррекционными и медикаментозными методами.

Профилактические мероприятия

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Заботьтесь о психоэмоциональном состоянии своего ребенка

Предупреждение асоциального поведения у детей и подростков включает в себя следующие профилактические меры:

  • прививание правильных ценностей и образа жизни;
  • положительный пример родителей и других членов семьи;
  • доверительные отношения внутри семьи;
  • забота об эмоциональном состоянии ребёнка;
  • воспитательные меры: похвала, исправление;
  • психологические консультации;
  • информационно-профилактическая работа в школе.

В профилактике девиантности у несовершеннолетних учащихся должны участвовать педагоги, школьные психологи и семья ребёнка, находящегося в зоне повышенного риска.

Особое значение стоит уделить домашней профилактике и воспитательным мерам внутри семьи.

 Асоциальная личность  – человек, игнорирующий правила и нормы поведения в обществе. Справиться с этим состоянием можно при помощи врачебной диагностики, психологического и фармакологического лечения, а также своевременных профилактических мер.

Психические заболевания

Источник: https://lechusdoma.ru/asocialnaja-lichnost/

Асоциальное поведение школьников. Что это?

Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Никаких специальных причин возникновения у детей асоци­ального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей еже­дневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые пре­подносятся как образцы поведения.

Дети копировали, и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая все без разбору. Отли­чать «плохое» от «хорошего» они еще не умеют.
Причин, по которым ребенок делается трудным, а потом асо­циальным, достаточно.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Существуют следующие стадии развития асоциального поведения:

  • неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
  • порицаемое поведение (связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей);
  • девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и поступки);
  • делинквентное (предпреступное) поведение;
  • преступное поведение;
  • деструктивное поведение.

Психологи (Колесов Д.Б., Каменский Н.Л., Титаренко Т.Н., Яковенко С.И.), утверждают, что наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться в младшем школьном возрасте, и выделяют следующие виды и причины:

I. Безнадзорность учащихся

Младший школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитарные взрослые.

Если же ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе.

Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями.

Яркой формой безнадзорности являются побеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время провождение вне дома.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Причины побегов из дома:

  1. Дромомания(греч. drómos — бег и mania — безумие), непреодолимое, приступообразно возникающее бесцельное стремление к перемене мест, переездам, бродяжничеству.
  2. Поиски приключений.
  3. Неблагополучие и конфликты в семье. Дети, особенно младшего школьного возраста, остро переживают напряженную атмосферу  неблагополучия.
    Деспотическое отношение к детям (жестокие наказания) ведет к уходу из дома. В таких семьях дети бывают послушными, но вырастают пассивные, слабохарактерные, либо поддаются влиянию людей с сильной волей. А младший школьник, особенно из неблагополучной семьи, стремится к общению с людьми с сильной волей.
  4. Гедонизм — чрезмерная приверженность к  удовольствиям, веселому время провождению, развлечениям. Ученики убегают из дома, чтобы избежать необходимости выполнять свои обязанности.

Если у ребенка не было воспитано трудолюбие, если не привык делать в первую очередь  то, что нужно, а не то, что хочется, т о любые трудности будут вызывать у него отрицательные эмоции, желание уклониться  от их преодоления. Этим и объясняется снижение успеваемости у подростков, которым в младших классах учеба давалась легко. Чтобы  этого не случилось, важно у ребенка воспитывать трудолюбие, волю еще в раннем детстве.

II.  Азартные игры

Инфантильная реакция на неуспех в учебной и общественно полезной деятельности, это способ самоутвердиться.

III. Сквернословие

IV. Курение, алкогольная зависимость

V. Отклонения в сексуальном развитии ребенка

VI. Ложь

VII. Неврозы

Все вышеуказанное в большей степени относится к подростковому возрасту. Но чтобы этого не случилось, важно предупредить отклонения в поведении еще в младшем школьном возрасте.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Коррекционная работа по предупреждению отклоняющегося поведения

На формирование и развитие личности влияет и школа. Самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка. Правом пользоваться острым инструментом оценки имеет тот педагог, который любит детей.

Читайте также:  Акцентуация характера в психологии: что это такое, виды и типы личности

В начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой ранит, оскорбляет, унижает достоинство ребенка. Недопустимо, чтобы ребенок с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные, но едины они в одном все хотят учиться.

«Оценка-это вознаграждение за труд, а не наказание за лень».

Некоторые учителя, родители используют метод запугивания. Практика запугивания действует только по отношению к маленьким детям, позже она дает обратный эффект-утрата веры во взрослого.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Вначале ребенок становится трудным. Раньше это слово пи­сали в кавычках, теперь оно стало педагогическим понятием. Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя.

Трудный ребенок — стражду­щий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Вначале трудности с адаптацией, не­достаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.

На фоне нравственной инфантильности детей легко образова­лись и другие асоциальные «наросты» — грубость, пропуски занятий, хулиганство и т.д.

Традиционно главным критерием причисления ребенка к трудным является в подав­ляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребенка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учебы.

Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребенка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, к самому себе. Таким обра­зом, то, что должно быть первостепенным для учителя — внут­ренний мир, эмоциональные состояния, переживания ребен­ка, — зачастую оказывается вне сферы его педагогического действия.

Отсюда и формальное зачисление ребенка в катего­рию трудных, а на самом деле — непознанных.

Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста трудных среди девочек.

Хотя они менее, чем мальчики, склонны к наси­лию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны амораль­ные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость.

Некоторые девочки обнаруживают склон­ность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных на­питков, курению. Коррекционная работая должна строиться на уважении права ребенка быть трудным.

Трудный школьник не заслуживает отрицательной характеристики, не содержит в себе осуждения или порицания. Трудный — не значит плохой, испорченный, не­годный или тем более безнадежный. Трудный — это такой школь­ник, который требует особого отношения, пристального внима­ния; ученик, которому необходимо индивидуально сориентиро­ванное воспитание.

Рекомендации родителям:

  1. Родителям следует обратить внимание на себя: как часто они говорят неправду в общении с людьми при детях и детям.
  2. Создать  в общении с детьми обстановку полного доверия. Поэтому родители должны обладать информацией о том, что происходит в жизни ребенка.

    Доверие нарушается, если сами родители обманывают детей, не сдерживают обещания; применяют в воспитании строгие наказания: придирчивы, несправедливы и подозрительны.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Даже если ребенок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия. Родитель должен сказать, что хотя обман и повлияет на доверительность их отношений, но единичная ложь все, же простительна. Если ложь примет хронический характер, ребенок сам пострадает от последствий утраты доверия.

Какие применять меры в том случае, если ложь очевидна  и проступок заслуживает наказания. Выделяют три группы методов воспитания:

  1. Силовое давление, при котором родители используют свою власть над ребенком.
  2. Отношения любви, не исключавшие гнева и неодобрения, но не допускавшие физических наказаний.
  3. Рациональные отношения, при которых родители акцентировали внимание на тех последствиях, на которые повлияла детская ложь.

По исследованиям американского психолога Экмана П. первая группа методов использовалась родителями намного чаще, чем две остальные, что приводило к не эффективным результатам — дети говорили неправду еще больше. Поэтому американские психологи Хофман Ф. , Экман П. рекомендуют родителям предпочесть третью группу методов.

Принципы, которыми могут руководствоваться родители в случае  детской лжи:

  1. Избегать применения физических наказаний.
  2. Отделять наказания за ложь от наказания за скрываемый ложью проступок.
  3. Подчеркивать какое значение имеет ложь для других людей.

  4. Наказание должно быть соразмерно проступку.
  5. Устанавливать с детьми полные доверительные контакты, уметь понять ребенка.

Формированию асоциального поведения способствует не только семья, но  общение со сверстниками.

Пути и методы разрыва нежелательных контактов:

  1. Прекращение контактов путем территориального перемещения (перевод в другой класс, в другую школу, смена места жительства).

    Следует обратить внимание на то, что переезд партнеров по общению в различные дома, дает низкий процент случаев прекращения отношений по сравнению с переводом учащихся в другую школу, хотя и расположенную рядом.

    Переходя в другую школу, ребенок попадает в новый для себя коллектив,  в котором у него возникают новые отношения, интересами которого он живет, чтобы утвердить себя в нем, достичь определенного положения, обрести состояние эмоционального благополучия.

  2. Разрыв контактов путем авторитарного запрещения одной или двум сторонам поддерживать связь. Оказывается высокоэффективным для школьников начальных классов.

Форма морального осуждения нежелательных связей. Для учащихся младших классов наиболее эффективно осуждение отрицательных связей со стороны родителей, учителей, что определяется авторитетом лиц, ведущих беседу, и  глубиной возникших асоциальных отношений.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Приемы и методы разрыва контактов:

  1. Замена интереса, связанного с перестройкой эмоционального отношения к партнеру общения, с переоценкой той интеллектуальной и эмоциональной информации, которая идет от коммуникатора.
  2. Метод переориентации личности, то есть изменение оценки личности коммуникатора в представлении реципиента.

    По-другому это трансформация личности «значимого другого» в объект нежелаемого общения.

  3. Прием негативной ассимиляции. Его суть заключена в том, что реципиент, оказавшись в определенных условиях, меняет свою оценку, свое эмоциональное отношение к поступкам, а затем и личности коммуникатора в целом.

    В результате у реципиента теряется интерес к общению с данным партнером.

  4. Для переориентации личности необходимо создание дилеммой ситуации. В условиях дилеммой ситуации созданы альтернативные связи: асоциальным противопоставляется общественно-ценные, положительно направленные.

Перечисленные приемы переориентации личности имеют несомненный воспитательный эффект в тех случаях, когда возникшие асоциальные связи еще недостаточно глубоки и устойчивы.

Пути трансформации социально опасных отношений в положительные на основе воспитания новых потребностей общения:

  1. Смена видов деятельности одного или обоих партнеров по общению.

  2. Изменение делового статуса личности:
    • Улучшением учебных результатов школьника;
    • Выдвижением на выборную должность;
    • Системой временных и постоянных поручений;
    • Достижением значительных для окружающих результатов, в каких либо видов деятельности.
  3. Изменение условий прежних видов деятельности школьника.

Подобные задачи возникают в тех случаях, когда сложившиеся виды деятельности протекают в условиях, которые формируют потребности, предрасполагающие к возникновению асоциальных интересов, связей и отношений. К числу подобных условий необходимо отнести бесконтрольность или недостаток контроля за деятельностью школьника со стороны взрослых.

Асоциальное поведение может возникнуть и под воздействием материальных факторов. Здесь подразумевается не материальное положение семьи, а те материальные условия (географическая среда, плотность народонаселения, способы и возможности заработать), которые способствуют формированию и развитию потребностей порождающих асоциальные отношения.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Источники:

  1. Аметов И. Проблема доверия в контексте идей Сухомлинского В.А.//Воспитательная работа в школе.2006-№6-с.17-28
  2. Белкин А.С. Внимание — ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников; Свердловск: Средн. — Урал.кн. из-во, 1981.
  3. Каменская Н.Л.

    Привычка к сквернословию и ее профилактика в условиях школы.// Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Под ред. Татенко В.А., Титаренко Т.М.- Киев: Рад. шк.,1999.

  4. Киреев В.Как уберечь ребенка от наркомании?//Воспитательная работа в школе.2006-№6-с.73-104
  5. Колесов Д.В.

    предупреждение вредных привычек у школьников. – М.: Педагогика, 1994.

  6. Титаренко Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. – Киев: 1999.
  7. Фурманов И.А, Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.

    – Минск, 1996.

  8. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. – М., 2004.
  9. Экман П. Почему дети лгут? / Пер. с английского, — М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  10. Яковленко С.И.

    Психолого-педагогическая профилактика увлечения учащихся азартными играми//Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся – Киев: 1999.

Если у ребенка наблюдаются трудности в поведении, что же делать?

Уважаемые родители, если у Вашего ребенка наблюдаются проблемы:

  • неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
  • порицаемое поведение (связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей, педагогов);
  • девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и поступки).

Рекомендуем Вам записаться на индивидуальную психолого-педагогическую консультацию. Квалифицированный психолог подробно расскажет Вам о методах профилактики данной проблемы и даст полезные рекомендации по взаимодействию с ребенком. 

Статью подготовила: педагог-психолог  – М. Н. Ларионова

Источник: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=6681

Профилактика асоциального поведения

Определение 1

Под профилактикой или превенцией понимается обоснованная научно своевременная деятельность, которая направлена на предотвращение асоциального поведения.

Профилактика асоциального поведения заключается в следующих направлениях:

  • выявлении и пресечении инцидентов жестокого обращения с человеком, особенно, если речь касается ребенка или подростка;
  • оказании помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации;
  • в обеспечении и защите конституционных прав гражданина;
  • в превентивной работе с семьями и ближайшим окружением человека.

Профилактика может быть:

  • превентивной, то есть предупреждающей, направленной на избежание возможностей или нивелирование уже существующих для совершения противоправного или асоциального поступка;
  • интервентивной, то есть происходящей непосредственно в момент или сразу после совершения такого поступка; такая профилактика связана с недопущением повторных случаев проявления асоциального поведения и работа над самосознанием человека;
  • поствентивной, то есть происходящей после совершения какого-либо асоцаильного поступка или связанной с работой человека, направляя его на социально одобряемый курс поведения.

Асоциальное поведение: что это в психологии, виды, причины, профилактика

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Общая и специальная профилактика асоциального поведения

Общая профилактика ставит своей целью предупреждение каких-либо условий, которые могут привести к асоциальному поведению. Например, говоря об асоциальном поведении подростков, это интеграция учащихся в жизнь школы, предупреждение неуспеваемости и непосещаемости занятий.

Специальная профилактика занимается уже конкретными лицами, которые нуждаются в особом внимании служб социальной защиты, правоохранительных органов, учителей и воспитателей в школе и т.д.

Для общей ранней профилактики характерно:

  • создание условий, которые бы обеспечивали нормальное развитие индивида, его достойный уровень жизни и удовлетворение всех базовых потребностей;
  • раннее выявление кризисных ситуаций, которые возникают в процессе онтогенеза у индивидов.

Задачами общей профилактики можно назвать:

  • создание благоприятных условий: социально-экономических, культурных, социально-педагогических, политических;
  • обеспечение развития потенциала индивида, активизация его ресурсов;
  • работа с окружением (особенно — семьей) индивида.

Специальная профилактика связана с такой деятельностью, как:

  • выявление и учет лиц, относящихся к «группе риска»;
  • анализ причин асоциального поведения;
  • формирование программы коррекции поведения (сюда может относиться вовлечение индивида в досуговую деятельность, координация индивида с различными организациями и центрами помощи зависимым, активная работа с семьей индивида по программам созависимости и т.д.)

Организация помощи людям с асоциальными формами поведения

  1. Информационная помощь: информирование о правах, обязанностях, существующих центрах помощи и т.д.
  2. медико-биологическая: целенаправленные меры лечебно-профилактического характера.

  3. Социально-профилактическая: выявление и устранение основных причин и условий возникновения негативных явлений.

     

  4. Социально-правовая: помощь в трудоустройстве, в восстановлении документов, во взаимодействии с государственными и иными организациями.

Замечание 1

Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально приемлемых форм поведения.

Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/formirovanie_asocialnogo_povedeniya/profilaktika_asocialnogo_povedeniya/

Определение понятия «асоциальность»

Во всех этих случаях имеется в виду, что определенный человек (а может, и группа людей) в той или иной степени не соблюдает принятые в обществе нормы. Ведь «асоциальный» — это буквально «антиобщественный», отрицающий общество, не считающийся с потребностями его членов.

Тип личности

Психологи выделяют так называемый асоциальный тип личности (иначе он именуется социопатическим типом или просто социопатом). Характеристика такого типа обычно состоит из следующих основных черт:

  • Неспособность выразить свои эмоции.
  • Игнорирование гласных и негласных правил, сложившихся в социуме.
  • Легкость манипулирования другими, убедительное разыгрывание ролей, ложь в собственных интересах.
  • Агрессия как универсальный ответ на внешние раздражители.
  • Отсутствие стыда и угрызений совести, неспособность понять, что его поступки приносят страдание людям вокруг.
  • Уверенность в правильности своего поведения.
  • Импульсивность, желание удовлетворить потребности немедленно, здесь и сейчас.
  • Эгоизм. Собственные потребности всегда на первом месте, выше потребностей и нужд окружающих, выше каких-либо общественных ограничений.

Вообще, стоит заметить, что асоциальность может принимать самые разнообразные формы, соответственно, не существует и четко ограниченного набора особенностей, свойственных характеру социопата. Тем не менее в попытках выделить самые яркие черты, позволяющие с большой уверенностью говорить об асоциальном типе личности, был составлен список из четырех пунктов.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Во-вторых, такой человек не может искренне любить, не может проявлять нежность и чуткость к партнеру. Парадоксально, что при этом асоциальные люди часто внешне привлекательны и харизматичны и, как следствие, окружены поклонниками. Однако максимум, который эти поклонники получат, — поверхностные отношения, недолговременные связи.

Рекомендуем: Что такое антропофобия?

В-третьих, асоциалы никак не используют прошлый негативный опыт. Иными словами, бесполезно надеяться, что социопат вспомнит, сколько страданий другим и (или) неудобств ему принес тот или иной его поступок, и не будет его повторять.

Наконец, и эта черта также уже отмечалась, асоциальный человек никогда не станет испытывать чувство вины или мучиться угрызениями совести. Он просто не в состоянии понять, за что его осуждают.

Ребенок-социопат

Упоминавшиеся особенности, как правило, становятся заметны достаточно рано. Асоциальные дети капризны, раздражительны, часто гиперактивны, стремятся контролировать взрослых и любой ценой добиться того, чего они хотят. Они жестоки со сверстниками, часто оскорбляют или унижают их.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Кстати, интересное наблюдение: для участников преступной группировки обычно большое значение имеют правила, действующие внутри нее, в том числе, например, правила, запрещающие выдавать других членов банды, требующие проявлять уважение к лидеру и так далее. Эти правила требуют принимать и учитывать потребности других, в то время как асоциальные личности таким образом поступать не станут никогда.

Рекомендуем: Что делать, если ребенок дерется?

Важно понимать, что однократные асоциальные поступки не означают, что у вашего сына или дочери асоциальное расстройство личности. Но если все описанные явления наблюдаются регулярно, да и заключения специалистов соответствующие, то скорее всего у ребенка действительно склонность к асоциальности.

Из ребенка, предрасположенного к социопатии, полностью асоциальная личность развивается не со стопроцентной вероятностью. Как вообще возникают асоциальные наклонности, можно ли с ними бороться? Иначе говоря, врожденной или приобретенной является асоциальность? Разберемся с причинами, вызывающими асоциальное расстройство.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Причины возникновения

Существуют три взаимосвязанные группы факторов, под влиянием которых формируется социопат.

В перечень социальных факторов входят, например, грубое или агрессивное обращение с ребенком в семье, равнодушие к нему, недостаток внимания.

Такая разрушительная для психики — даже взрослого, а не только растущего человека! — обстановка часто свойственна семьям, где родители сами имеют психологические проблемы, поэтому можно говорить о том, что социальные факторы часто накладываются на биологические, а следовательно, возрастает вероятность развития и укрепления социопатических черт личности.

Рекомендуем: Почему ребенок не слушается?

Подобные асоциальные семьи нуждаются в надзоре со стороны органов опеки. В крайних случаях необходимо разделять детей и родителей, чтобы ребенок видел перед собой другие примеры, ценности и ориентиры. Также профилактика асоциального поведения может включать и другие мероприятия, среди которых наиболее распространены следующие:

  • Привлечение детей с асоциальными наклонностями к занятиям спортом, творческой или другой внеклассной работой (чтобы обеспечить необходимый выплеск энергии).
  • Пропаганда здорового образа жизни и одобряемого обществом поведения.
  • Беседы психолога как с родителями, так и с детьми.
  1. Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
  2. Профилактика асоциальных явлений, разумеется, даст должный результат только в том случае, если будет проводиться и в школе (или другом учреждении, которое посещает ребенок), и дома.

Человек заранее настроен на то, что все поступки окружающих, которые ему не нравятся, совершаются специально, чтобы причинить неудобства именно ему. Он ожидает, что люди вокруг будут проявлять по отношению к нему злобу и агрессию, и сам намерен отвечать тем же.

Рекомендуем: Понятие адаптации в психологии

А когда ровесники или взрослые действительно раздражаются, кричат или даже применяют физическое насилие, личность, предрасположенная к асоциальности, только укрепляется в верности своих взглядов. Замкнутый круг, разорвать который чрезвычайно сложно.

Таким образом, причины асоциального поведения могут объясняться биологическими, социальными и личностными факторами, а вероятнее всего, комбинацией нескольких из них. Евгения Бессонова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/asocialnost.html

Девиация — что это такое в психологии, причины, виды и профилактика девиантного поведения

В психологии существует такой термин, как девиация. Им характеризуют отклоняющееся от нормы поведение людей, живущих в обществе. Девиантные поступки, с точки зрения морали и закона, недопустимы. Однако люди в силу разнообразных причин, целей и жизненных обстоятельств действуют вразрез с нормами, приемлемыми в социуме.

Что такое девиация: виды и примеры

Девиация в переводе с латинского языка означает отклонение. В психологии есть такое понятие, как девиантное поведение. Если поступки и действия индивидуума не соответствуют установленным в социуме нормам поведения, то такое отклонение от правил является признаком девиации.

В любом обществе люди обязаны вести себя согласно общепринятым правилам. Взаимоотношения между гражданами регулируют законы, традиции, этикет.

К девиантному поведению также относятся социальные явления, выраженные в устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в социуме правилам.

Виды девиации:

  • деликвентная (преступления);
  • асоциальная (игнорирование правил и традиций);
  • саморазрушительная (вредные привычки, самоубийство);
  • психопатологическая (заболевания психики);
  • диссоциальная (ненормальное поведение);
  • парахарактерологическая (отклонения из-за неправильного воспитания).

Девиация может быть позитивной или негативной. Если индивид стремится преобразить жизнь, а его поступки продиктованы желанием качественно изменить социальную систему, то в этом стремлении нет ничего предосудительного.

Однако если действия человека приводят к дезорганизации социальной среды, а для достижения своих целей он использует противозаконные способы, то это свидетельствует о неспособности индивидуума к социализации и нежелании адаптироваться к требованиям социума.

Поступки, выходящие за рамки закона, являются примерами негативной правовой девиации.

Социальная девиация может быть как положительной, так и отрицательной. Девиантный поступок в социуме зависит от определяющей его мотивации. Проявление бесстрашия и героизма, научные новшества, путешествия и совершение новых географических открытий — это признаки положительной девиации. Позитивными девиантами являются: А. Эйнштейн, Х. Колумб, Джордано Бруно и другие.

Примеры отрицательного и противозаконного девиантного поведения:

  • свершение преступного деяния;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • секс за деньги.

Подобные негативные поступки порицаются социумом и наказываются согласно нормам уголовного права. Однако некоторые виды девиантного поведения настолько крепко укоренились в жизни общества, что их наличие не вызывает ни у кого удивления. К негативу люди относятся критически, хотя порой стараются не замечать отклоняющееся от нормы поведение других членов общества.

Примеры отрицательной девиации:

  • оскорбления;
  • рукоприкладство;
  • драка;
  • нарушение традиций;
  • компьютерная зависимость;
  • бродяжничество;
  • азартные игры;
  • самоубийство;
  • громкий смех в общественных местах;
  • вызывающий макияж, одежда, поступки.

Чаще всего девиантное поведение встречается у подростков. Они переживают самый ответственный период своей жизни — переходный возраст.

В силу физиологических особенностей организма и несовершенной психологической организации подростки не всегда могут правильно оценить ситуацию и адекватно прореагировать на проблему.

Иногда они грубят взрослым, громко играют на музыкальных инструментах по ночам, вызывающе одеваются.

Девиации, связанные с нарушениями в области общения между членами общества, называются коммуникативными. Отклонения от норм правильной коммуникации бывают разных видов.

Виды коммуникативной девиации:

  • аутизм врождённый (стремление к одиночеству);
  • аутизм приобретённый (нежелание общаться из-за стрессовых ситуаций);
  • гиперобщительность (стремление к постоянному общению с людьми);
  • фобии (боязнь толпы, общества, клоунов).

Основоположником теории девиации является французский учёный Эмиль Дюркгейм. Он ввёл в социологию понятие аномия. Таким термином учёный охарактеризовал общественное состояние, при котором происходит разложение системы ценностей в результате глубокого экономического или политического кризиса.

Социальная дезорганизованность, при которой в обществе наступает хаос, приводит к тому, что многие индивидуумы не могут определиться с правильными для себя ориентирами. В такой период чаще всего у граждан появляется девиантное поведение.

Дюркгейм объяснил причины социально отклоняющегося поведения и преступности.

Он считал, что все члены общества должны себя вести солидарно с установленными правилами поведения. Если действия индивида не согласовываются с общепринятыми нормами, то его поведения является девиантным.

Однако по мнению учёного, общество не может существовать без отклонений. Даже преступность является нормой общественной жизни.

Правда, для поддержания общественной солидарности преступность необходимо наказывать.

Формы девиантного поведения

Типология девиантного поведения разработана известным американским социологом Робертом Мертоном. Он предложил классификацию, которая основывается на противоречиях между целями и всеми возможными методами их достижения.

Каждый индивидуум сам решает, какие средства выбрать для получения провозглашённых обществом целей (успеха, славы, богатства). Правда, не все средства являются дозволительными или приемлемыми.

Если существует некая несогласованность в стремлениях индивида и выбранных им методах добиться желаемого результата, такое поведение является девиантным. Однако само общество ставит людей в такие обстоятельства, когда не все могут честно и быстро разбогатеть.

Типы девиации:

  • инновация — соглашение с целями общества, но использование запрещённых, но действенных методов их достижения (шантажисты, преступники, учёные);
  • ритуализм — отбрасывание целей из-за невозможности их достижения и использование средств, не выходящих за рамки дозволенного (политики, бюрократы);
  • ретреатизм — бегство от реальности, отказ от социально одобренных целей и отречение от законных методов (бомжи, алкоголики);
  • бунт — отказ от принятых социумом целей и способов их достижения, замена устоявшихся правил на новые (революционеры).

По мнению Мертона, единственным видом недевиантного поведения считается конформное. Индивидуум соглашается с целями, установленными в социальной среде, выбирает правильные методы их достижения.

Девиация не подразумевает исключительно негативное отношение индивида к принятым в социуме правилам поведения. Преступник и карьерист стремятся к одинаковой и одобряемой обществом заветной цели — к материальному благополучию.

Правда, каждый выбирает свой способ его достижения.

Признаки девиантного поведения

Психологи определяют склонность индивида к девиантному поведению по ряду характерных признаков. Порой такие особенности личности являются симптомами психических заболеваний. Признаки девиации указывают на то, что индивидуум в силу своего статуса, здоровья, характера склонен к асоциальным поступкам, вовлечению в преступность или в деструктивную зависимость.

Признаки девиантного поведения:

Агрессивность свидетельствует о постоянном внутреннем напряжении индивида. Агрессивная личность не считается с потребностями других людей. Напролом идёт к своей мечте. Не обращает внимания на критику других членов общества своих поступков. Даже наоборот, считает агрессию способом достижения некоторых целей.

Индивид ведёт себя так, как ему хочется. Его не интересует мнение других людей. Невозможно понять, какие действия предпримет такой человек в следующую минуту. Крутой нрав неуправляемого индивида не удаётся ничем обуздать.

  1. Резкое изменение настроения.

У девианта постоянно меняется настроение без каких-либо видимых причин. Он может быть весел, а через пару секунд кричать и плакать. Такая смена поведения происходит от внутреннего напряжения и нервного истощения.

Нежелание делиться с окружающими своими мыслями и чувствами всегда имеет причины. Человек замыкается в себе из-за психологических травм или когда ему хочется побыть одному, чтобы никто не мешал жить, как хочется. Нельзя жить отдельно от общества людей. Такое поведение нередко приводит к деградации.

Негативные признаки девиантного поведения являются социальной патологией. Они наносят урон обществу и самой личности. В основе такого поведения всегда лежит желание индивидуума действовать вопреки принятым в социуме нормам и правилам.

Причины девиантного поведения

Девиантность имеет место в любом обществе. Однако её степень распространения и число девиантных личностей зависит от уровня развития общества, показателей экономики, состояния морали, создания для граждан нормальных условий жизни, социальной защищённости населения. Девиантность усиливается в эпоху разрухи, социального потрясения, политической неразберихи, экономического кризиса.

Существует около 200 причин, в силу которых индивид выбирает для себя девиантное поведение. Согласно исследованиям социологов, на поступки и образ мышления людей влияют различные факторы. Именно они определяют поведенческую модель индивида ради достижения им своих целей.

Некоторые причины девиаций:

  1. Уровень развития общества (экономический кризис).
  2. Среда, в которой живёт, растёт и воспитывается индивид.Если ребёнок воспитывается в неблагополучной семье, то он перенимает опыт родителей и проявляет девиацию в поведении. Дети, выросшие в полных и нормальных семьях, имеют правильные жизненные ориентиры, они живут, действуют в рамках культурных и общественных норм.
  3. Биологическая наследственность. Врождённая предрасположенность индивида к отклоняющемуся от нормы стилю поведения.
  4. Влияние неправильного воспитания, обучения, направления саморазвития. Индивид совершает неправильные поступки под влиянием негативного примера.
  5. Негативное влияние окружения, давление группы. Человек, желая вести себя так же как и его друзья, начинает употреблять наркотики или пить алкогольные напитки.
  6. Игнорирование морально-этических норм. Женщины занимаются сексом за деньги, стремясь улучшить своё материальное положение. При этом они не обращают никакого внимания на нравственность.
  7. Психические заболевания. Умственные дефекты могут стать причинами самоубийств.
  8. Материальное неблагополучие. Бедный человек, не имеющий законных средств достижения своей цели, например, богатства, может отважиться на преступление.
  9. Пропаганда сексуальной свободы «плюс» психические отклонения. Вследствие сексуальной девиации индивиду нравится сексуальная извращённость.
  10. Круговая порука и безнаказанность. Бездействие правоохранительных органов и кумовство приводит к коррупции и хищению государственной собственности.

Жизнь человека насыщена огромным количеством норм поведения, которые находятся в конфронтации друг с другом.

Неопределённость в отношении социума к многочисленным правилам порождает сложности в выборе стратегии личностного поведения. Такая ситуация приводит к аномии в общественной жизни.

Индивид порой не может самостоятельно правильно определить стратегию своих дальнейших действий и ведёт себя девиантно.

Теории девиации

Многие учёные старались объяснить девиантное поведение и выдвинули на этот счёт ряд своих теорий. Однако все эти концепции представляют собой описание факторов, повлиявших на возникновение девиации. Самой первой попыткой объяснения девиантности является гипотеза о врождённой биологической патологии у девиантных личностей.

Такие учёные, как Ч. Ломброзо, У. Шелдон склонность к преступности объясняли физиологическими факторами. Люди криминального типа, по их мнению, имеют определённые анатомические данные: выдающаяся вперёд челюсть, отличные физические данные, притуплённое чувство боли. Однако на окончательное формирование криминального поведения влияют неблагоприятные социальные условия.

Склонность к деликвентному поведению учёные объясняли и с помощью психологических факторов.

Согласно концепции Зигмунда Фрейда, люди, обладающие определённым темпераментом (экспрессивные или, наоборот, замкнутые и эмоционально сдержанные особы), более подвержены девиации, чем остальные.

Однако эмпирические наблюдения не дали необходимых результатов, подтверждающих его теорию. Также З. Фрейд считал, что на предрасположенность к девиации могут повлиять внутренние конфликты личности.

Согласно его концепции под пластом сознательного у каждого индивида находится сфера бессознательного. Первозданная природа, состоящая из низменных страстей и инстинктов, может вырваться наружу и вызвать девиацию. Такое происходит в результате разрушения сознательной надстройки, когда нравственные принципы индивида слишком слабы.

Самыми правдивыми считаются социологические теории. Эти концепции рассматриваются с точки зрения функционального и конфликтологического (марксистского) подхода.

В первом случае девиантное поведение является отклонением от принципов и правил, принятых в социуме. Согласно концепции аномии Э.

  Дюркгейма причиной девиации есть разрушение социальных ценностей в эпоху наступления неблагоприятных социальных перемен. Кризисная обстановка в обществе порождает рост преступности.

Эго теорию дополнил Р. Мертон, который считал, что классовому обществу всегда будет присуща аномия. В рамках функциональной концепции существует и теория деликвентных культур. Её основоположники П. Миллер, Т.

Селлин считали, что деликвентные субкультуры, когда-то возникнув, обладают свойствами к самовоспроизводству.

Молодые люди постоянно будут втягиваться в подобные негативные субкультуры, потому что не смогут самостоятельно бороться с их влиянием в обществе.

Согласно конфликтологическому подходу социологической теории девиации, на возникновение девиантных субкультур влияют правящие классы общества. Они определяют некоторые формы поведения как девиации и способствуют формированию деликвентных субкультур.

Например, автор концепции стигматизации Говард Беккер выдвинул теорию, что небольшая по численности группа влиятельных в обществе лиц, согласно собственным представлениям о порядке и морали, создаёт правила, являющиеся нормой в конкретном обществе. Людям, отступившим от их правил, приклеивают ярлыки.

Если человек, однажды став преступником, получает наказание, то впоследствии после освобождения он вливается в уголовную среду.

Сторонники радикальной криминологии попытались объяснить девиацию с точки зрения марксисткого подхода.

По их мнению, анализу и критике должны подлежать не поступки людей, а содержание законодательных актов.

Правящие классы с помощью законов стараются закрепить своё господство и не дать возможности обыкновенным людям честно заработать деньги, а также отстоять свои законные требования и общественные права.

Склонность к девиантному поведению формируется у человека на протяжении длительного периода времени.

Прежде чем индивид отважится на серьёзное преступление, в его жизни должно произойти ряд событий, которые повлияют на его готовность к девиации.

На формирование отклонений в поведении влияет среда, в которой проживает индивид, круг его общения, интересы личности, его умственные способности и возможность добиться поставленной цели, не выходя за рамки законов и общественных норм.

Не всегда отсутствие материального благополучия толкает человека на противозаконное поведение. Рекламируя общественные блага, деньги и успех, но не давая возможности добиться заветной цели, общество само обрекает людей на девиантное поведение.

Под влиянием разнообразных жизненных обстоятельств и давления субкультур граждане могут совершить преступление в одиночку или сообща восставать против существующих несправедливых порядков.

Все эти примеры девиации продиктованы влиянием социальных факторов.

Проблемы в поведении членов семьи, например, трудных подростков можно решить, если вовремя обратиться к практикующему психотерапевту. С помощью опытного психолога удастся понять причины девиации, а также наметить пути корректировки неправильного отношения к жизни и асоциального поведения.

Обратиться к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину можно по интернету в любое время. Посмотреть ролики для саморазвития и лучшего понимания окружающих можно здесь.

Источник: https://ProPanika.ru/psihologiya/deviatsiya-chto-eto-takoe-v-psihologii-prichiny-vidy-i-profilaktika-deviantnogo-povedeniya/

Ссылка на основную публикацию