Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

Расстройство речевой функции в медицине получило название «афазия». Такое явление может возникать в результате поражения головного мозга, которое может произойти из-за травмы, инфицирования или опухолевого образования. От болезни не застрахован никто, она может поразить любого.

В зависимости от того, какой участок головного мозга поражен, различают разные формы и виды болезни, которые характеризуются различными симптомами. Так, в некоторых случаях больной не может ни говорить, ни понимать чужую речь или он не способен сказать лишь определенные слова, забывает их значение, названия предметов и другое.

Восстановление речевой функции возможно, но для этого потребуется приложить немало усилий и подождать некоторое время.

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

Что такое афазия?

Афазия – это вторичное заболевания, которое возникает в результате поражения участков головного мозга, отвечающих за речь. Проявляется недуг невозможностью говорить, читать, писать и понимать разговор других людей.

В большинстве случае возникает болезнь внезапно, но при опухолевом заболевании развивается постепенно вместе с ростом новообразования.
Афазии подвержены все люди, но чаще болезнь встречается у пожилых.

Форма и вид развития болезни зависит от месторасположения и размера поврежденного участка головного мозга, возраста пациента и типа болезни. Нередко недуг сопровождают другие расстройства, например, нарушение артикуляции или апраксия речи.

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

Причины развития заболевания

При развитии афазии человек теряет возможность выражать свои мысли вербально и понимать чужую речь (как устную, так и письменную). Заболевание весьма опасное, поскольку нарушает привычный ритм жизни человека, не дает возможности вести полноценную жизнь.
К основным причинам афазии относится:

  • Инсульт – нарушение кровообращения в мозге, что нарушает его функционирование, в частности, в области, отвечающей за речь. Клетки отмирают и не могут проводить импульс и выполнять свою привычную «работу».
  • Травмы головы, сотрясение головного мозга.
  • Инфекционное или вирусное поражение мозга (менингит, энцефалит).
  • Развитие опухолевого образование в мозге.
  • Психическое расстройство – слабоумие.
  • Химическое поражение головного мозга.
  • Нарушение работы центральной нервной системы, в том числе болезнь Альцгеймера.

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

Симптоматика афазии и ее формы

В медицине различают несколько форм афазии, которые отличаются природой происхождения и симптоматикой. Рассмотрим основные виды заболевания и присущие им признаки.

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение
Сенсорная афазия, другое название – афазия Вернике. Для данной формы болезни характерно поражение левой височной доли головного мозга. Люди с афазией Вернике способны произносить длинные предложения, которые не имеют никакого смысла. Они добавляют ненужные слова, которые порой сами и придумывают. Понять речь такого человека практически невозможно, аналогично у пациента возникают трудности с восприятием чужих слов. При этом в остальном пациент ведет себя вполне адекватно, он способен выполнять свою привычную работу и нормально.
Моторная афазия (афазия Брока). Это форма заболевания, развитие которой спровоцировано поражение лобной части головного мозга. Пациенты с таким диагнозом способны говорить простые, очень короткие предложения. Особую трудность у людей вызывает произнесение предлогов, поэтому нередко они их попросту пропускают. Чужую же речь пациенты воспринимают очень хорошо. Лобная доля мозга отвечает не только за речь, но и частично за моторику, поэтому афазия Брока нередко сопровождается слабостью или параличом конечностей с правой стороны тела.

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение
Глобальная (тотальная) афазия. При такой форме поражается значительная часть речевых центров, расположенных в головном мозге. Такое заболевание всегда сопровождается полным отсутствием понятной речи и невозможностью разобрать чужие слова.
Амнестическая. При данной форме заболевания у пациента нарушается способность называть предметы, при этом он отлично помнит их предназначение и основные характеристики. В остальном речь человека вполне нормальная, понятная и здоровая. Возникает амнестическая афазия при поражении теменной или затылочной части мозга.

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

Диагностика болезни

Диагностикой и лечением афазии занимается невролог. Для точной постановки диагноза и определения формы недуга врач проводит ряд тестов, выполнение которых требует от пациента совершения некоторых действий. Например, больной должен ответить на вопросы, повторить определенные слова или назвать предметы, а также поддержать беседу.

Обязательно для диагностики проводится КТ или МРТ головного мозга, что позволит определить месторасположение пораженного участка и его размеры. Классические лабораторные анализы помогут установить общее состояние здоровья пациента и помочь в выборе дальнейшего лечения. Дополнительно требуется консультация логопеда.

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

Лечение афазии

В некоторых случаях лечение афазии не требуется, поскольку речевая функция восстанавливается самостоятельно. Чаще всего это случается, если причиной недуга стало нарушение кровотока в головном мозге (микроинсульт или транзиторная ишемическая атака).

После восстановления кровообращения речь полностью восстанавливается на протяжении нескольких дней.
Но такой благоприятный исход встречается крайне редко.

Как правило, для восстановления речевой функции требуется длительный период лечения и реабилитации, но и в таком случае не всегда удается достичь полного излечения.

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

  • Говорить нужно простыми словами и короткими предложениями.
  • Стоит сохранять нормальный, привычный стиль общения. Говорить с больным на равных, а не как со слабоумным или ребенком.
  • Важно активно вовлекать пациента в беседу, поддерживать с ним разговор, когда он идет на контакт.
  • Необходимо избегать частых исправлений и замечаний, которые касаются речи. В результате такого отношения человек может замкнуться и перестать разговаривать вовсе.
  • Не нужно торопить человека, стоит дать ему время, чтобы он сформулировал свою мысль и смог спокойно ее высказать.

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

В некоторых случаях активно применяются медикаментозные препараты для устранения причины, которая спровоцировала афазию. К таким лекарствам относятся: антидепрессанты, тонизирующие средства (Кофеин, Корень женьшеня), ноотропные вещества.

Кроме того, с пациентом проводит работу логопед, который корректирует речь при помощи компьютерного оборудования и лингвистических тренировок. Если причиной болезни стала опухоль, то проводится оперативное вмешательство для ее удаления.
Афазия – это расстройство речевой функции, которое возникает на фоне повреждения головного мозга.

Возобновить речь возможно, если начать своевременное лечение и в точности выполнять все рекомендации доктора.

Источник: https://24doctor.info/disease/afaziya/

Внезапное нарушение речи или афазия

Афазия – это полное или частичное расстройство речи, возникшее по разным причинам. Диагностикой отклонения занимаются неврологи, психологи и логопеды. Заболевание может возникать у взрослых и детей. Классификация афазий осуществляется по этиологическому фактору и неврологической симптоматике. От этого зависит течение патологии, прогноз и терапия.

Причина патологии заключается в образовании патологических зон в участках головного мозга, отвечающих за формирование речи. К характерным признакам афазии относят нарушение произношения звуков, скудный словарный запас, проблемы с грамматикой, тяжелое восприятие устной речи и письма. Кроме того, страдает двигательная активность и психологическая сторона личности пациента.

Причины развития

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

Этиология афазии связана с нарушением процессов в речевых центрах коры головного мозга, причем возникают они после полного ее формирования. На первом месте в патогенезе развития этой патологии находится инсульт. И геморрагический, и ишемический связаны с нарушениями кровообращения в сосудах. Может возникать моторная или сенсорная форма афазии, или комбинированный вариант.

На втором месте стоят органические процессы в головном мозге – ЧМТ, энцефалит, менингит, абсцесс, опухоль, перенесенные нейрохирургические вмешательства. Также принимают во внимание при диагностике болезни центральной нервной системы с хроническим течением: болезнь Альцгеймера, Пика, «коровье бешенство».

Относительным образом влияют на внезапное нарушение речи и другие факторы:

  • патогенетическая предрасположенность;
  • атеросклероз сосудов головного мозга;
  • гипертоническая болезнь;
  • отравление токсинами;
  • хронические соматические дисфункции;
  • ревматизм сердца;
  • ишемия миокарда.

Риск развития афазии повышается в преклонном возрасте и обусловлен физиологическими процессами. Тяжесть протекания болезни, динамика зависят от локализации поражения и размеров очагов, причины, ее вызвавшей. Так, более медленным развитием отличается афазия при опухолях головного мозга, а острая церебральная недостаточность кровообращения вызывает нарушение мгновенно.

Классификация форм

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

Формы афазии отличаются различными анатомическими, психологическими и лингвистическими характеристиками. Также различают моновиды и смешанные типы нарушения. Классификация афазий по Лурия занимает ведущее место в медицине на текущий период времени. А. Р. Лурия является основоположником нейрогенной психологии в России. Согласно классификации, выделяют такие виды расстройств речи: моторный, эфферентный, афферентный, акустико-гностический (мнестический, семантический, мнемический) и динамический.

Таблица с характеристиками патологии по основным видам

Наименование расстройства Локализация Симптомы
Эфферентная моторная афазия Зона Брока Нарушение артикуляции. Больной произносит отдельные звуки, но не соединяет их в слова. При тяжелом течении болезни он общается с помощью жестов и мимики
Афферентная моторная афазия Нижний отдел постцентральной извилины Затруднение произношения звуков
Сенсорная афазия (акустико-гностическая) Задняя треть верхней височной извилины, или зона Вернике Пациенты не способны различать звуки между собой, ухудшение восприятия речи в связи с отклонениями от нормы в процессах анализа и синтеза информации. Не могут произнести сложные слова, речь путанная. Теряют способность чтения вслух и письма, говорят на «своем» языке
Амнестико-семантическая афазия Переднетеменной или задневисочный отдел Ухудшение памяти и, как следствие, сбой в характеристиках предметов, совершении действий
Динамическая афазия Префронтальная область Невозможность правильно высказаться, проблемы с реализацией речи. Пациент общается с помощью обрывков фраз и отдельных слов. В предложениях слова не склоняет по падежам
Амнестическая афазия Теменно-височная область Больной не помнит названия предметов из привычного обихода. Не понимает значения фраз с переносным смыслом. Например, «золотые руки» воспринимается буквально. Могут разговаривать глаголами
Семантическая Теменная доля Пациент поддерживает диалог, выполняет просьбы, но теряется во времени и пространстве. Не понимает смысл предлогов в глаголах, они для него равнозначны. Не в состоянии осмыслить значение пословицы, слов с переносным смыслом
Читайте также:  Сказкотерапия для детей: метод психологической коррекции, примеры лучших сказок

Описание смешанных форм патологии совпадает с их симптомами в отдельности. Для любого типа отклонения характерно нарушение речи.

Симптомы

Общими признаками болезни являются паузы между фразами, снижение звука голоса. Такой стиль общения еще может называться «телеграфным». Нарушается письмо, чтение. Отмечаются пропуски букв, их замена, коверканье слов.

Афферентная, эфферентная и динамическая форма имеют общий признак – больной не может активно устно высказываться. Поэтому их еще называют моторными нарушениями. Пациент с афферентной формой афазии не в состоянии разговаривать, он может выдавать произвольные звуки, но повторить по просьбе не сумеет.

Такому больному непонятны обычные артикуляционные движения: открывание рта, высовывание языка и другие жесты.

Импрессивными отклонениями считаются акустико-гностическая и семантическая афазия, она выражается в невосприятии человеком устной речи. Для этого вида характерно отсутствие способности называть отдельные предметы.

Амнестико-семантическая форма чаще диагностируется в пожилом возрасте и выражается не только в непонимании прочитанного текста. Эти люди не воспринимают сложные обороты речи, не могут осмыслить значение пословиц, метафор.

Для сенсорной формы характерны нарушения восприятия информации при отсутствии органического поражения органа слуха. Кроме того, пациент не контролирует собственный словесный поток. У больных с акустико-гностическим типом афазии возникают проблемы при занятиях с логопедом из-за неспособности запомнить связку из 3-4 слов.

При сенсомоторной патологии больной не различает речевые звуки, поэтому не воспринимает и письмо – это тотальная форма. Для каждого вида афазии характерны определенные симптомы, в этом их отличие. Но при любой форме расстройства обязательно наблюдается нарушение речевой функции.

По статистике, всего 1% детей имеет такое речевое расстройство. Чаще у них регистрируют сенсорный тип патологии, симптомы одинаковы со взрослыми пациентами. Явным признаком считается то, что дети мало говорят, а сама речь короткая и неэмоциональная.

Дети могут быть чрезмерно суетливыми или, наоборот, безразличны к происходящему вокруг. Им свойственна быстрая утомляемость, они не могут долго сосредоточиться на конкретном событии. Причинами развития подобного отклонения являются родовые травмы и опухоли мозга.

Лечение практически одинаковое со взрослыми, но более длительное.

Прогноз при детской афазии зависит от объема поражения ткани мозга и давности заболевания. Задача терапии замедлить прогрессирование болезни, помочь адаптироваться в социуме. Комплексный и грамотный подход позволяет добиться улучшения у детей и восстановить нейронные связи в коре.

Диагностика заболевания

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

Перед постановкой диагноза пациенту назначат полное обследование после визуального осмотра невролога и психолога. Для выявления причины речевой афазии применяют инструментальные методы исследования: КТ и МРТ головного мозга, ультразвуковую диагностику сосудов шеи и головы, при наличии эпилептического приступа в анамнезе − ЭЭГ. Может потребоваться люмбальная пункция.

Логопед выявляет характер нарушений речи, в неврологии оценивают такие характеристики, как праксис, слухоречевую память, интеллект, зрительный гнозис. Важным этапом диагностики является проведение дифференциации с алалией, дизартрией и тугоухостью.

Терапия речевого расстройства

Медикаментозная схема лечения зависит от этиологии отклонения. Только после устранения причины афазии начинают коррекционную реабилитацию больного.

Положительное влияние на восстановление речи оказывает физиотерапия, массаж. В процессе сеансов отмечается расслабление мускулатуры органов речи, устранение спазма губ, улучшение притока крови.

Таким образом происходит общее оздоровление организма, улучшение психоэмоционального состояния.

Логопед составляет комплекс упражнений, основываясь на типе отклонения. Чтобы не допустить фиксации речевой патологии, реабилитацию необходимо начинать как можно раньше после ее выявления. Курс лечения может длиться 2-4 года.

Прогноз полного восстановления речи зависит не только от своевременного обращения к врачу. Имеет значение общее состояние здоровья пострадавшего, его возраст (взрослый или ребенок), механизм возникновения и локализация очага.

Лечение начинают с восстановления способности человека произносить звуки, затем слова и фразы. Классификация по симптоматике предназначена, чтобы обуславливать состав комплексной терапии. Для облегчения понимания может потребоваться использование наглядности, больного просят отвечать жестом на вопросы, выполнять простые задания и показывать на картинках предметы.

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

Чтобы восстановить слухоречевой вид памяти при мнестической афазии, работают над зрительным восприятием, отрабатывают чтение и навыки письма. Моторная форма лечится обучением различия между предлогами, наречиями. Вспоминают значение антонимов и синонимов.

Для этого просят придумать с их использованием предложения. Также разбирают значение слов, использованных в переносном смысле. Коррекция семантической патологии заключается в обучении сложным и развернутым предложениям, ориентации во времени и пространстве.

Обратите внимание! Задание нужно давать больному афазией спокойным голосом, четко, громко. Чтобы он его понял, речь должна быть максимально простой.

На лечение лучше реагируют дети и молодые люди. В молодом возрасте реабилитация проходит более успешно и быстро, чем у пожилых людей. При обширных очагах поражения в головном мозге может оставаться стойкий дефект речи, который не поддается коррекции.

Профилактические меры

Чтобы вовремя предотвратить расстройства речи, при нарушениях кровотока в церебральных сосудах необходимо обратиться за медицинской помощью. В любом возрасте необходимо беречься от черепно-мозговых травм, нейроинфекций.

Для нормализации кровоснабжения тканей показано соблюдение здорового образа жизни, умеренная физическая активность.

В случае наличия факторов риска ребенка с детских лет нужно показывать неврологу для получения консультативной помощи и наблюдения.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/afaziya-vidy-prichiny-i-lechenie/

Афазия

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

Афазия – расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга.

В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т.

е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо).

Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

Афазия

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, — тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс), опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге.

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона.

Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз.

Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р.

Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии — с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой.

В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, — нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, — утрата понимания обращенной речи.

Читайте также:  Шизофрения у детей и подростков: симптомы и признаки, диагностика, лечение

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации.

Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается.

Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола.

При втором варианте — проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи.

При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе.

При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес.

после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим.

Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками).

Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов.

Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.

Обследование речи при афазии включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).

Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, УО.

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения.

При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

При эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов; при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем.

При акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи; при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти.

Организация обучения при амнестико-семантической афазии направлена на преодоление импрессивного аграмматизма; при динамической афазии – на преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляцию речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа.

Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста.

Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/aphasia

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Афазия: что это такое, виды, симптомы, причины, лечение

Афазия может поразить и взрослых, и детей. В результате развития заболевания у человека наблюдаются речевые расстройства. Они возникают из-за поражения в области коры головного мозга, отвечающей за понимание и воспроизведение речи.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «афазия»?

Афазией называют частичное или полное нарушение речи. Причиной развития подобного явления выступает органическое поражение отделов коры головного мозга, которая отвечает за речь.

В случае развития патологии у пациента наблюдается утрата способности к пониманию речи и выражению своих мыслей в словах. Больные люди способны воспринимать звуки. Однако речь для них кажется чужим языком. Человек слышит слова, но их смысл понять не может.

В некоторых случаях возможно одновременное развитие проблем с произношением.

Заболевание может сопровождаться легкими или тяжелыми расстройствами. Если патология имеет сложное течение, может пострадать психическое здоровье человека, а также возникнуть нарушения работы опорно-двигательного аппарата. В результате развития заболевания наблюдается изменение личности больного. Лечение осуществляется с участием невролога, психотерапевта и логопеда.

Заболевание нередко сравнивают с алалией. Однако патологии сильно отличаются друг от друга. При афазии наблюдается потеря речи у человека, который мог говорить. При алалии проблемы имеются изначально. Эта патология развивается в детском возрасте, тогда, как афазия может развиться и у взрослых людей.

Виды афазии

Разновидностей заболевания очень много. Специалисты определяют заболевания на основе анатомических, лингвистических, психологических и иных критериев. К наиболее полному раскрытию вопроса подошёл А. Р. Лурия.  Его классификация считается общепринятой в мировой практике.

Афферентная афазия

Если у человека развивается афферентная афазия, он утрачивает способность к воспроизведению слов. Он не может произнести практически ни одно из них. Если развивается тяжелая и тотальная форма заболевания, больной не в состоянии издать даже звук.

Однако возможно непроизвольное проговаривание слов. Выполнить действие по просьбе пациент не может. Утрачивается представление о том, как именно произносятся звуки.

Пациент не может представить, где должен располагаться язык во время говорения, а также как сомкнуть или разомкнуть рот, чтобы произнести то или иное слово.

Патология возникает в результате разрыва связи между артикуляционным аппаратом и звуковым выражением. Если у человека сохраняется возможность издавать звуки, он может путать сходные по произношению звуки. Возникают сложности и с записыванием букв в правильном порядке.

Читайте также:  Профилактика стресса: лучшие методы и способы сохранять спокойствие в любых ситуациях

Чаще всего такое явление констатируют у левшей, которые в последующем были приучены. В этой ситуации человек может пропускать только гласные или согласные в словах. Такие люди не всегда умеют складывать язык трубочкой или цокать языком.

Иные языковые жесты также вызывают проблемы.

Гностические афазии

По-другому разновидность патологии называют акустико-гностической или сенсорной. Заболевание развивается из-за того, что наблюдается поражение верхней части коры височной области мозга. Именно здесь находится так называемая зона Вернике.

Она отвечает за восприятие и понимание страховой части речи. Если у человека развилась патология, он сталкивается с нарушением пневматического анализа у слов. Это значит, что больной полностью или частично не понимает речь, которая обращена к нему.

Важной особенностью выступает тот факт, что нарушение слуха у таких людей отсутствует. Они способны говорить. Пациенты легко произносят простые и знакомые им слова.

Однако воспроизвести новые и сложные выражения им трудно. Если у человека развилась патология, он говорит просто, однако речь запутанная. Смысл сказанного понять очень сложно.

Это происходит из-за того, что структура составленного предложения нарушена.

Такие пациенты нередко говорят очень эмоционально и быстро. Однако их речь не связанная. Иногда создается впечатление, что такой человек говорит на собственном языке.

Вместе с развитием заболевания утрачивается и способность записывать слова и предложения. Читать вслух такие люди также не могут. При заболевании сам больной может не осознавать присутствующее у него нарушение.

Он не понимает, что совершает ошибки в произношении слов.

Динамическая афазия

Динамическая афазия является одной из вариаций моторных разновидностей патологии. В этой ситуации наблюдается поражение области головного мозга, которая расположена рядом с зоной Брока. В разновидности патологии наблюдается снижение речевой активности. Создаётся впечатление, что больной не хочет говорить.

Речь у таких пациентов замедленная, скудная и спонтанная. В ней отсутствует экспрессивность и динамика. Во фразах нет глаголов, предлогов, междометий и сложных прилагательных. Слова в предложениях не согласованы между собой.

Логопедическая афазия

При всех разновидностях заболевания могут применяться методики, позволяющие восстановить речь. Их эффективность зависит от разновидности патологии и степени поражения. Так, в некоторых ситуациях может потребоваться многолетнее лечение.

В некоторых случаях восстановление может занять всего несколько часов или дней после поражение головного мозга. Однако в большинстве ситуаций требуется значительно больше времени. При этом полностью восстановить речевую функцию невозможно.

Мнестическая афазия

 Если у пациента развилась мнестическая афазия, наблюдается нарушение слуховой памяти. Пациент становится забывчивым. Человек знает, для чего нужен предмет, однако не помнит, как он называется.

Больные патологией не понимают смысл антонимов и синонимов. Такие люди не могут обобщать слова в группу понятий. Переносный смысл пациенту с такой патологией также непонятен.

Заболевание развивается на фоне проблем нижней височной области полушария.

Заболевание характеризуется выраженным словарным дефицитом. Речь пациентов в основном содержит глаголы. Такие люди говорят эмоционально и спонтанно. Заболевание нередко сопровождается дефектами счёта и выполнения иных арифметических действий. При этом пациент умеет хорошо читать. Фонетический слух сохраняется.

Моторная афазия

Если у человека развилась моторная афазия, он испытывает трудности с произнесением слов или звуков. При этом пациент понимает обращенную к нему речь. Если наблюдается тяжелая форма патологии, возможность говорить пропадает вовсе.

Даже после того, как человек пройдет процедуру восстановления, сложность с произношением трудных высказываний и складыванием слов во фразы может сохраниться. При этом больной может вести диалог с другими людьми при помощи жестов и мимики.

Речевая афазия

Под это понятие попадает любая разновидность заболевания. Пациент, страдающий речевой афазией, может испытывать трудности с произнесением слов и их пониманием. При этом заболевание является приобретенным. Оно возникает в результате повреждения коры головного мозга, отвечающей за воспроизведение и понимание речи. В зависимости от разновидности патологии меняются симптомы, присущие ей.

Семантическая афазия

При семантической афазии у человека наблюдаются проблемы с составлением даже несложных текстов. В результате он начинает сопоставлять близкие и далекие по смыслу слова. Дополнительно происходит распад семантической структуры и речи. Она лишается всякого смысла.

Дополнительно могут наблюдаться иные отклонения. Так, у людей, которые страдают этой разновидностью патологии, присутствует проблема с движениями пальцев, отсутствует понимание смысла пословиц и поговорок. Логическое мышление также не развито.

Это не дает пациенту решать сложные задачи. Больной не может понять сложные фразы и предложения. Его разум способен распознать только фразы, которые состоят не более, чем из 11 слов. Имеет место быть нарушение целенаправленных движений и действий.

При этом сохраняются элементарные составляющие движения.

Сенсомоторная афазия

Сенсорно-моторная афазия сочетает в себе симптомы обеих разновидностей патологии. Человек не может понимать и воспроизводить речь. Патология может развиться у лиц преклонного возраста или возникнуть в результате травмы головного мозга, а также иных воздействий, оказываемых на него внешними и внутренними факторами.

Сенсорная афазия

Если у человека наблюдается сенсорная афазия, он не может понять смысл собственных и чужих слов. Патология возникает в результате изменений в корковом отделе слухового анализатора. Это верхняя часть височной доли каждого полушария. Если поражены сразу обе области головного мозга, это может стать причиной развития тотальной афазии.

Тотальная афазия

Тотальную афазию по-другому именуют сенсорно-моторной. При патологии человек полностью утрачивает возможность понимать речь и говорить. При этом нарушение слуха не возникает. Проблема кроется в головном мозге пациента.

Симптомы афазии

Симптомы заболевания во многом зависят от разновидности патологии. Однако при всех вариантах заболевания присутствует нарушение речи. Особенности проявления патологии зависят от того, какая зона головного мозга подверглась поражению.

Так, если у пациента развилась сенсорная афазия, нарушение кроется в височной области. Обычно поражению подвергается левая часть. Возможно нарушение в не проводящих путях. Именно они соединяют эту зону с другими участками мозга. В случае возникновения патологии наблюдается непонимание значения слов.

Из-за этого пациент обладает не связной речью. Он не может согласовать слова друг с другом.

При моторной афазии наблюдается нарушение работы лобной доли или проводящих путей. Такие пациенты обладают спутанной и обрывистой речью. Начав разговор, больной не может произнести ни слова. Постепенно он старается больше молчать. Устную речь пациент понимает, однако нормально говорить не может.

Возможны варианты, при которых пациент не понимает и не может воспроизводить речь. Иногда заболевание сопровождается дополнительными нарушениями.

Причины и профилактика афазии

 Нарушение всегда возникает в результате изменений, происходящих в центрах коры головного мозга. Явления происходят уже после того, как речь полностью сформировалась. Причин, которые способствуют развитию патологии очень много. Нередко явление наблюдается из-за сосудистых заболеваний головного мозга.

Сюда относят геморрагический или ишемический инсульт. Аналогичное явление способно вызвать черепно-мозговые травмы или воспаление головного мозга. Опухоли, патологии ЦНС, ранее перенесенные хирургические вмешательства также способны спровоцировать появление патологии.

Специалисты выделили ряд факторов, повышающих вероятность возникновения отклонения. В перечень входят:

  • преклонный возраст;
  • гипертония;
  • ранее перенесенная ишемическая атака;
  • ревматические пороки миокарда;
  • присутствие заболевания в анамнезе семьи;
  • повреждение тканей головы и костей черепа;
  • атеросклероз сосудов головного мозга.

То, как будет развиваться заболевание, во многом зависит от степени поражения мозга. Профилактические меры борьбы с заболеванием заключаются в предупреждении сосудисто-мозговых катастроф и черепно-мозговых травм. Необходимо своевременно проходить диагностику. Это позволит вовремя выявить начавшееся развитие опухолевых поражений головного мозга.

Коррекция афазии с упражнениями

Лечение патологии напрямую зависит от его формы. В первую очередь устраняют возможную причину появления заболевания. Восстановление речи может занять довольно много времени. Терапия включает в себя медикаментозное лечение и логопедическое воздействие. Только при таких условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций.

Пациент должен регулярно выполнять упражнения. Некоторые пациенты изначально начинают произносить звуки, а в последующем переходят к более сложным словам и предложениям. Другим пациентам изначально проще говорить слово, а затем выделить из него звук.

Иногда пациенту легче воспроизводить звук после показа буквы, соответствующей ему. Упражнений, способствующих коррекции патологии, достаточно много.

Если у человека возникли проблемы с пониманием речи, необходимо начать выполнять следующие действия:

  1. Показать на картинке по просьбе специалиста, где находится цветок, солнце, нос, палочка и иные детали изображения.
  2. Ответить на вопросы: ты любишь сладкое? У тебя на столе стоит молоко? Ты сидишь в кресле? Ты стоишь на улице?
  3. Выполнить следующие действия: достать из стола ручку, открыть книгу, сжать руку в кулак.

Все действия выполняются по просьбе другого человека и могут меняться. Важно научиться понимать, что именно хотят от пациента. Дополнительно может проводиться артикулярная гимнастика. Основная работа в лечении патологии ложится на логопеда.

Именно этот специалист учит пациента правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы. Для этого применяются специальные упражнения. Иногда может потребоваться восстановление слухоречевой памяти.

Врач проводит работу над экспрессивностью речи, запоминанием названия предметов и их назначения, а также идет работа над восстановлением функции чтения и письма.

Источник: https://zdorrov.com/drugie/afaziya.html

Ссылка на основную публикацию