Маргинальное поведение: что это в психологии, чем характеризуется

Кто такой маргинал? Отличительные черты характера маргинального человека. Причины проявления маргинальности у отдельной личности.

Маргинал – это термин, который появился в 20-е годы XX века в американской социологии и изначально относился к эмигрантам. Люди разрывали старые связи, а адаптироваться к изменившимся условиям, полностью принять новые ценности, не могли.Потребность в принадлежности находится на третьей ступени знаменитой пирамиды Абрахама Маслоу, основателя гуманистической психологии. Больший приоритет отдается лишь физиологическим нуждам и безопасности.

Маргинальность, то есть попадание на окраину социальной группы, не проходит для человека бесследно, приводит к конфликту между личностью и социумом.

Маргинальное поведение: что это в психологии, чем характеризуетсяМаргинал: Жизнь на краю общества

То, что некогда считалось маргинальным, теперь стало общепринятым.Джеффри Евгенидис. А порою очень грустны

ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть] 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

↑Маргиналы – личности, у которых восприятие мира, принципы мышления, образ жизни и жизненные ценности кардинально отличны от норм, принятых в конкретном обществе. Наглядным примером маргиналов являются молодежные субкультуры.Маргинал это человек, который не видит смысла в подчинении общим правилам и нормам.Нестандартный взгляд на жизнь, странная, в общепринятом понятии, внешность, специфические интересы приводят к тому, что маргиналы изгоняются из общества, становясь изгоями. Став изгоем сначала маргиналы начинают вести своего рода «войну», с отвергшим их обществом. Она может проявляться в эпатажном стиле одежды, выставление на показ нетрадиционной ориентации, неповиновение законам, вызывающем поведении.Крайней степенью показа изгоем обществу, что он не хуже, становятся преступления.Современные социальные науки разделяют маргиналов на категории. В качестве критерия принято использовать причину возникновения статуса отчужденности.Таким образом, выделяют следующие виды маргиналов:

  1. Этнические маргиналыПричиной, как правило, становится миграция. Особенно остро дезадаптация к новой среде проявляется в ситуации вынужденного переселения у беженцев. Языковой барьер, внешние и культурные различия препятствуют интеграции индивидуума на новой территории.Наглядный пример этнических маргиналов — беженцы. Оказавшись в чужой стране люди, не могут приспособиться к ее законам, порядкам, вероисповеданию, менталитету. Особенностью данного типа маргиналов является то, что отстраненность их от общего строя и уклада жизни, чаще всего, провоцируют коренные жители страны, отказываясь воспринимать беженцев равными себе.
  2. Экономические маргиналыК данному типу можно отнести людей либо с очень большим, либо с очень маленьким доходом.В первом случае, человек считает себя намного лучше всех тех, у кого денег меньше. Во втором – человек, наоборот, считает себя намного хуже других, так как не может зарабатывать столько, сколько получают остальные.Основной характеристикой и первого и второго случая является показное негативное отношение к окружающим, импульсивность, постоянные попытки наглядно показать, что они лучше остального общества.К статусу экономического маргинала приводит потеря источников дохода, собственности; невозможность восстановить их. Пик роста подобной категории граждан приходится на финансовые кризисы.
  3. Политические маргиналыДанный тип маргиналов характеризуется открытым активным противостоянием существующей в стране власти. У людей данного типа отсутствует гражданская ответственность, они нетерпимо относятся к любой правящей партии.В случае прихода к власти группы, которую поддерживал человек, он начинает противопоставлять себя и ей. Они не признают законов страны и, периодически, для самовыражения, нарушают их.Крах режима государства, смена правящих партий, обесценивание и потеря доверия политическими лидерами, все это приводит к нарушению причастности личности к устоявшейся группе. Человек «зависает» между двумя мирами.
  4. Социальные маргиналыК данной группе можно отнести личностей, у которых резко изменилось социальное положение в лучшую или худшую сторону, либо которые эмоционально разочаровались во всех людях. В обоих случаях человек становится замкнутым, самостоятельно отрешается от общества, эмоционален, с вызывающим поведением. Маргиналы данной группы воспринимают общество как ресурс для достижения определенной цели.В силу различных жизненных обстоятельств может происходить переход из одной социальной группы в другую как в восходящем, так и в нисходящем направлении. Например, удачный брак или наоборот, потеря успешного партнера. Другие привычки, ценности, образ жизни становятся причиной дистанции с новым окружением.
  5. Биологические маргиналыК данному типу маргиналов можно отнести трансгендеров, инвалидов, людей с психическими отклонениями.

    Биологические маргиналы не могут существовать в обществе на равных правах со всеми только по причине отторжения их обществом.

Среди большинства населения, существует ошибочное мнение, что маргиналы находятся на социальном дне общества. В действительности же среди них много преуспевающих и успешных людей, которые во внерабочее время живут той жизнью, которая им больше всего нравится.Приобретение статуса маргинала может стать как сознательным выбором самого человека, так и иметь вынужденный характер. Несмотря на разные источники появления, существуют общие закономерности в чертах личности и моделях поведения маргиналов, реакциях со стороны общества.

Независимо от причины перехода из одной группы в другую, маргинал оказывается в промежуточном статусе. Он начинает сомневаться в своей ценности и значимости. Избегает новых контактов, так как боится быть отвергнутым, не понятым. Заранее предполагает, что потерпит неудачу в любом начинании.

Страх унижения, застенчивость на фоне потери прежних связей, приводят к одиночеству и изоляции. Человек погружается в себя. Обостряется ощущение несправедливого отношения к своей персоне, что приводит к негативному восприятию окружающих и прямой агрессии.

Маргинальность может стать причиной невротических нарушений личности и привести к глубокой депрессии.

Человек теряет смысл существования, становится на путь саморазрушения.

Однако существует и позитивная сторона этого явления. Покидая свою социальную группу, индивидуум самостоятельно или вынужденно выходит из зоны комфорта. Это становится интенсивной тренировкой характера, силы духа. В итоге человек открывает новую область знаний, объединяет информацию о двух мирах, приобретает независимый, более рациональный взгляд.

Маргинальное поведение: что это в психологии, чем характеризуетсяСамо слово маргинал в повседневной речи в нашем обществе чаще используется с негативным оттенком, как вариант отклонения от нормы. Иногда происходит подмена понятий, и так называют людей без определенного места жительства, преступников, наркоманов, больных психическими заболеваниями. Но это не значит, что все маргиналы опасны и несут вред обществу.Отдельные члены группы могут по-разному относиться к лицам, находящимся на краю их общности. У одних они вызывают отрицательную реакцию, желание отгородиться, другие проявляют жалость и сочувствие. Однако общая исторически сложившаяся бессознательная тенденция сообщества – защитить себя от влияния чужаков.Группа проецирует на человека свои традиции, нормы и ценности, ожидает соблюдения устоявшихся правил и моделей поведения. Получив другую, не стандартную реакцию, общество воспринимает это как покушение на свои основы. Нарушитель должен быть изолирован и наказан.Часто маргиналам выпадает роль незаслуженных жертв. Внутренние проблемы социальной группы приводят к поиску причины. Гораздо проще обвинить в своих неудачах того, кто находится рядом, но не является продуктом воспитания общности. Отщепенец обвиняется во всех бедах, хотя может и не иметь к ним абсолютно никакого отношения.Маргинал – это человек, который несет в себе другие эталоны, даже в самых базовых понятиях. Необходимо приложить усилие и преодолеть стереотипы, дабы его понять. Не все готовы пойти на это.Однако в развитых современных обществах на первый план выходит толерантность, у маргиналов появляется шанс занять устойчивое положение в новой среде, преодолеть невротические тенденции и проявить созидательное начало.

К какому конкретно исходу приведет попадание человека в изначально не родственный ему социум, зависит от многих факторов.

При самом негативном сценарии, максимально обостряется конфликт, который может иметь разнонаправленный характер:

  • внутренний – маргиналу не удается найти свое место, его раздирают противоречия,
  • внешний – маргинал подвергается активным нападкам окружающих и отвечает агрессией.

Однако гибкость, готовность подстраиваться, открытость новому в сочетании с толерантностью группы помогают личности преодолеть пропасть и нивелировать различия.

В современном мире успешная адаптация к новой культуре не редкость. Человек может испытывать ностальгию и сохранять определенные ритуалы, но это не мешает реализовать себя и обрести устойчивые связи в новой среде.

Многие эксперты в области социологии и психологии считают, что маргинал это – источник культурного роста.Он привносит в группу новые тенденции, идеи, взгляды.

Помогает членам общности развиваться, тренировать терпимость, расширять кругозор, смотреть на проблемы с другого ракурса.

Маргинальное поведение: что это в психологии, чем характеризуетсяЛюмпен и его место обитанияЛюмпен – личность, ведущая сознательно асоциальный образ жизни и не стремящаяся его улучшить.Сейчас, в общепринятом значении, люмпен это человек, у нет личного имущества, который перебивается временными заработками и ведет порочный образ жизни.К ним относят:

  • людей без определенного места жительства;
  • наркоманов;
  • сознательных иждивенцев;
  • рабочий класс, живущий ниже минимального уровня прожиточного минимума;
  • людей, злоупотребляющих спиртными напитками;
  • преступников, отбывших наказание, и, которые не смогли вернуться к социальной жизни.

Одним из общих признаков люмпена является отсутствие мотивации к действию. Они не стараются увеличить материальный доход или получить социальный статус.В большинстве случаев круг общения люмпена сводится к себе подобным, остальное общество они не принимают, как и общество их.Классическая ситуация, которая очень часто является неотъемлемой ежедневной жизнью люмпенов: попрошайничать в подземных переходах или разгружать вагоны, чтобы заработать денег на еду и алкоголь.Стоит отметить тенденцию: люмпенами называют людей, которые находятся на грани бедности, часто задаётся вопросом как не стать люмпеном.Данная ситуация происходит в связи с тем, что в обществе перепутались понятия люмпен и мало обеспеченный человек.

Достаточно часто понятие люмпены и маргиналы в современном обществе приравниваются к одному значению – люди, которые находятся в самом низу общества.

Однако, даже исходя из определений: «Люмпен», значение слова которого в переводе с немецкого, значит «отрепье», никак не может быть человеком, который просто смотрит на мир по другому, как маргинал.

Рассмотрим более подробно в таблице ниже, чем отличается Люмпен от Маргинала:

Социальная значимая позицияМаргиналЛюмпенМатериальное благополучие

Общественное положение

Отношение к общепринятым нормам поведения

Круг общения

Стиль жизни

Наличие недвижимого и движимого имущества, материальных ценностей Отсутствие какого либо имущества и прав на него
Социально значимая личность, имеющая постоянный материальный доход Отсутствие постоянного места работы, отсутствие ежемесячного дохода
Игнорирование большинства норм и форм поведения целенаправленно Игнорирование большинства норм и форм поведения вынуждено
В случае необходимости адекватное поведение на публике, не противоречащее нормам и правилам Отсутствие адекватного поведения
Подчинение нормам и правилам, которые установлены в узкой социально среде, либо на основании личных предпочтений Подчинение законам и правилам жизни социального класса в которой находится личность

Исходя из данных таблицы, можно прийти к заключению, что люмпены и маргиналы не имеют практически ничего общего.Отождествление понятий в обществе происходит только в результате не знания особенностей социальных классов.

  • А, как вы относитесь к маргиналам?
  • Никанорова Жанна · 30 окт, 2019

Источник: https://PsyMod.ru/tipy-lyudey/2358-marginal-kto-eto.html

Научный журнал Успехи современного естествознания ISSN 1681-7494 "Перечень" ВАК ИФ РИНЦ = 0,736

1

Для более глубокого понимания феномена маргинальности и исследования социально-психологических особенностей и поведения маргинальной личности интересно обратится к характеристике сознания индивидов, находящихся в состоянии маргинальности.

Данное состояние характеризуется личностной дезорганизацией индивида, которая возникает вследствие дискредитации его прежней стабильной структуры опыта, привычек, ценностей, установок, организующих взаимодействие в его социальном кругу и его личный опыт.

Выделим в этом комплексе структур, подвергающихся дискредитации, систему ценностей индивида. Так, неустойчивость норм и ценностной индивида является одним из важных критериев маргинальности.

Это связано с тем, что маргинал на индивидуальном уровне осуществляет переход от нормативно-ценностной системы одной к нормативно-ценностной системе другой социальной группы, и на определенный промежуток времени оказывается в состоянии разрегулированности норм и ценностей.

Подобное состояние, когда нет четких правил поведения и размыты ценности, оказывает воздействие на сознании индивида. Поэтому есть основания говорить о маргинальном сознании как сознании, характерном для маргинального человека, основой которого является неустойчивость, разрегулированность норм и ценностей индивида.

При характеристике маргинального сознания, обратимся к понятию, коллективного сознания, которое выделял Э. Дюркгейм. По его мнению, основная функция коллективного сознания состоит в том, чтобы быть регулирующей моральной силой общества.

Читайте также:  Звон в ушах - причины, лечение, как избавиться

В связи с этим его существование рассматривается как необходимый компонент любого стабильно функционирующего общества.

Дюркгейм указывал, что по мере перехода общества от механической солидарности и роста органической солидарности, коллективное сознание становится все менее интенсивным, потому что члены общества испытывают все меньше сходных реакций на одни и те же события.

Таким образом, характеризуя коллективное сознание, Дюркгейм вводит понятие интенсивности коллективного сознания, что предполагает возможность его измерения и сравнения.

По аналогии с данными теоретическими рассуждениями при характеристике маргинального сознания, полагаем, можно также говорить об его интенсивности как некотором количественном параметре, дающем возможность судить о разной степени выраженности маргинального сознания у индивидов и социальных групп. Есть основания полагать, что при исследовании населения на территориях с выраженными процессами маргинализации можно говорить о высокой интенсивности маргинального сознания.

Кроме того, следует отметить, что социально-психологические характеристики маргинальных субъектов, очевидным образом проявляются в их поступках и действиях, что обусловливает формирование поведения, имеющего свои особенности и отличительные черты.

Маргинальное поведение — это внешне наблюдаемые поступки, действия индивида, которые являются отражением социально-психологической организации маргинального человека и, так или иначе, затрагивают интересы других людей, групп и всего общества.

В зависимости от того, в каких сферах социальной жизни в большей степени проявляется маргинальное поведение,  выделим следующие его типы: социально-политическое, социально-экономическое и социально-бытовое поведение.

Очевидно, что интенсивные процессы маргинализации в обществе сказываются на поведении людей. В свою очередь развернутые формы поведения индивидов определенным образом оказывают влияние на содержание социальной жизни. В связи с этим изучение социального поведения людей является актуальной исследовательской задачей.

Вместе с тем следует указать, что поведение маргинального человека — малоизученная область маргиналистики и его изучение открывает новые возможности для применения категории маргинальности в различных эмпирических исследованиях.

Библиографическая ссылка

Вайтулевич С.Н. МАРГИНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МАРГИНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 2. – С. 60-61;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10936 (дата обращения: 10.11.2019).

Источник: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10936

Причины маргинального поведения

ПРИЧИНЫ МАРГИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Макарова А.А.

Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск Россия

Одной из причин формирования маргинального поведения виктимной личности подростка является утрата им своей идентичности (социальной, религиозной, этнической и т.д.). Это происходит в результате отчуждения подростка от самого себя или вследствие процесса деструктуризации социальной жизни общества.

В условиях перехода возникает феномен «массовой патологии идентичности»: подросток переживает бессилие, отчужденность от всего, в том числе и от самого себя. Поиск «своих» в условиях социокультурного плюрализма осуществляется через «других». Причем «другие» рассматриваются как «чужие», при этом возрастает негативизм по отношению к ним.

Когда теряется социальная идентичность, подросток чувствует апатию, ему присуща социальная безответственность, что может привести к дезорганизации социального организма.

Проблемы, связанные с социальной самоидентификацией, влияют на психологическое состояние индивидов и вызывают чувства неопределенности, повышенной тревожности, дезадаптации, что сказывается на поведении подростков.

В связи с этим вырисовывается социально — психологический портрет маргинала как совокупность социально — психологических характеристик личности, проявляющихся в ее поступках и действиях. Можно предположить, что в зависимости от различных типов маргинальности складываются различные типы маргинальной личности виктимного подростка, обладающие определенным набором психологических особенностей [1].

  • И как следствие у подростков проявляютсятакие формы маргинального поведения:
  • — чувство свободы (что захотел, то и сделал);
  • — желание узнать (попробовать) что-нибудь новое;
  • — финансовая зависимость;
  • — утрата моральных ценностей;
  • — непонимание подростка и его проблем взрослыми;
  • — включенность в различные группировки (сообщества);
  • — нет смысла жизни;

— обида на жизнь и т.д.

У подростков может быть как одна так и множество причин иметь склонности к маргинальному поведению.

Попав в маргинальную среду, подростки приспосабливаются к ней и окружающей действительности любыми доступными способами и средствами, проявляя при этом порой изобретательность, взывая к жалости, почаще прибегая к обману, бесстыдству, различным уловкам. На вопрос «Не стыдно ли тебе обманывать людей, ведь они не виноваты в твоих бедах?» все опрошенные нами подростки высказывались с крайней злобой и ненавистью к окружающим.

Характерно, что во время и после теракта на Дубровке, опрошенные московские подростки-маргиналы единодушно выражали удовлетворение тем, что не только им не повезло в этой жизни («Там, в театре были все богатенькие (билеты дорогие), так им и надо.

Пусть получают», «Мы каждый день сидим не жравши, и ничего — никто не бросается нас спасать»). Причем они одинаково враждебно, без сочувствия относились и к террористам, и к заложникам.

Характерно, что по данным исследования, одним из ведущих мотивов совершения преступлений подростками из маргинальной среды после необходимости в удовлетворении самых жизненно важных потребностей, у подростков-маргиналов отмечался такие специфические неконструктивные мотивы, как досада, месть, злость, зависть, безличная ненависть (а не, например, корысть, патологическая жадность, целенаправленная агрессия и ненависть).

От детей из семьи подростка-маргинала отличает более сильный инстинкт самосохранения, повышенная возбудимость, привычка к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.). Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь.

Вместе с тем, у таких подростков наблюдается хорошая физическая закалка, хотя многие страдают туберкулезом, а также болезнями, сопутствующими голоду и нищете (чесотка, тиф, гепатит и др.

) Специалисты констатируют, что маргинальных подростков отличает высокая психологическая закалка, точность восприятий, смелость, активность, солидарность в групповых действиях. Можно сказать, что необходимо для выживания в «каменных джунглях».

В беседах подростки, в отличие от взрослых маргиналов, проявляют редкую осведомленность о событиях в стране и мире, следят за курсом доллара, знают кое-что о политиках, уважают некоторых артистов и спортсменов.

Употребление алкоголя у подростков-маргиналов чаще всего проявляется в хулиганстве: от нецензурной брани, приставания к гражданам до оскорбления человеческого достоинства и грубого нарушения общественного порядка в целом.

Другая сторона пьянства оборачивается еще и тем, что для пьянства нужны немалые средства, а это приводит к кражам, грабежу, разбою, либо употреблению подростками суррогатных средств, приводящих к серьезным физиологическим и психическим, порой необратимым последствиям или даже к смерти.

Для подростков-маргиналов, как правило, характерно коллективное существование в группе, имеющей довольно пестрый возрастной и качественный состав.

Объединяет участников маргинальных групп, стремление добыть средства к существованию, не нарушая «чужую территорию», а также быть недосягаемыми для традиционных форм социального контроля со стороны общественных институтов.

Отрицательное влияние маргинальных групп на личность подростка сравнительно легко и охотно воспринимается, усваивается и является довольно существенным, значительным как по широте, так и по глубине. Вывести человека из-под такого влияния очень трудно [2].

Таким образом, причинами маргинального поведения можно считать утрату своей идентичности, утрату семьи, влияние сверстников, социума.

А как следствие у подростков проявляются такие формы маргинального поведения как: свобода (что захотел, то и сделал); желание узнать (попробовать) что-нибудь новое; финансовая зависимость; утрата моральных ценностей; непонимание подростка и его проблем взрослыми; различные группировки (сообщества); обида на жизнь и т.д.

Список использованных источников

1. Антиобщественное поведение подростков из маргинальной среды [электронный ресурс]. Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/law/00268707_0.html

2. Шипицина, Е.И Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. /Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой,– СПб., 2000.

Источник: https://infourok.ru/prichini-marginalnogo-povedeniya-316018.html

О психологии маргинальной личности

С начала своего появления теория маргинальности отражает личностно-психологический аспект ее объекта и характеризует внутренний мир, социальную активность и включенность в социальные группы маргинального человека.

Переживание состояния маргинальности выражается в дезинтеграции психологических норм и ценностей, незавершенности социализации (наличии различных дефектов), неприятии социальных норм, изменении диспозиций субъектов.

История возникновения и функционирования термина «маргинальность» чрезвычайно важна для его понимания —  считают Чекменёва Т.Г. и Щербаков В.Ю. Она сравнительно коротка, но предельно насыщена разнонаправленными интеллектуальными поисками, оригинальными находками. Пожалуй, трудно найти другой научный термин, понимание которого так зависело бы от знания его истории.

Ведь его методологическая универсальность, применимость к изучению самых разнообразных социальных процессов, множество контекстов употребления приводили к тому, что в разных условиях он каждый раз приобретал новое звучание и даже порой совершенно новый смысл, демонстрируя в то же время свою эвристическую плодотворность.

Поэтому важно дать хотя бы сжатую картину его развития.

Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный».  Как социологический он существует с 1928 года.

Американский социолог, один из основателей Чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864-1944) впервые употребил его в своем эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвященном изучению процессов в среде иммигрантов.

Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин «промежуточный элемент», употребленный другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.

Иначе говоря, маргинальность — это характеристика пограничных, промежуточных, стоящих на рубеже культур, явлений, социальных субъектов, статусов.

Комплекс психологических черт личности маргинального человека включает такие признаки, как серьезные сомнения в своей личной ценности, неопределенность связей с друзьями и постоянную боязнь быть отвергнутым, склонность избегать неопределенных ситуаций, чтобы не рисковать унижением, болезненная застенчивость в присутствии других людей, одиночество и чрезмерная мечтательность, излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного предприятия, неспособность наслаждаться и уверенность в том, что окружающие несправедливо с ним обращаются.

По мнению одного из родоначальников концепции маргинальности — Э.

Стоунквиста, дезорганизованность, ошеломленность, неспособность определить источник конфликта; ощущения «неприступной стены», неприспособленности, неудачливости; беспокойство, тревожность, внутреннее напряжение; изолированность, непричастность, стесненность; разочарование, отчаяние; разрушение «жизненной организации», психическая дезорганизация, бессмысленность существования, эгоцентричность, честолюбие, агрессивность отличают личность маргинального человека [5].

Маргинальный статус личности потенциально является источником невротических симптомов, тяжелых депрессий. В наиболее тяжелых случаях это может завершиться саморазрушением.

В современных исследованиях психологии маргинальности одна из важнейших проблем — эмпирическая фиксация и ее диагностика. Она решается авторами на основе исследования ее различных психологических показателей — эмоциональных состояний, самооценки и самоощущения, фрустрированности, тревожности, активности и др.

В ситуации минимальной неприспособленности маргинальный субъект переживает внутреннее напряжение, чувство изоляции либо неполной принадлежности к референтной социальной группе.

В ситуации же максимальной неприспособленности возможна дезорганизация личностной структуры, ее отчуждение [1].

Отчуждение, в свою очередь, связано с определенным психическим состоянием, что выражается в различных субъективных ощущениях, таких как апатия, одиночество, гордость, вина, власть и бессилие, равнодушие и подозрительность, растерянность и отчаяние, ностальгия.

Один из вариантов сравнительного измерения степени маргинальности в социальнопрофессиональных перемещениях был предложен И.Л. Поповой.

Автор выделяет две группы показателей степени маргинальности: объективные — вынужденность внешними обстоятельствами, продолжительность, неизменность ситуации, ее «фатальность» (отсутствие возможностей изменить ее или ее составляющие в положительном направлении); субъективные — возможности и мера адапти-рованности; самооценка вынужденности или добровольности, социальной дистанции в изменении социального положения, повышения или понижения своего социально-профессионального статуса, преобладания пессимизма или оптимизма в оценке перспектив [4].

Несомненно, что к числу этих реакций следует отнести такие защитные механизмы, которые характеризуются компенсаторным (иллюзорным) характером решения жизненной проблемы: отрицанием или вытеснением вместо поиска и исправления ошибок, обесцениванием интересов вместо их отстаивания и т. д.

Проявления маргинальности могут выражаться в различных формах «ухода от реальности», добровольной самоизоляции либо принудительного самоотстранения маргинальных субъектов от нормативного социального контекста и уход на периферию жизни.

В условиях маргинальности чаще применяется психологический защитный механизм агрессии. При этом агрессивное поведение проявляется не только явно, но и в скрытых, замаскированных или измененных формах.

Читайте также:  Поза ромберга: что это такое, норма, причины неустойчивости

Маргинальная личность направляет свою агрессивность на такие лица или объекты, которые вообще не имеют отношения к его состоянию фрустрации. Происходит подмена объекта.

Это происходит в тех случаях, когда человек не в силах открыто направить свою агрессию на фрустратора и вымещает свою злость на случайных людях.

Другой формой реагирования на маргинальную ситуацию является выученная беспомощность. Согласно М. Зелигману, она связана с реакцией отказа, выхода из игры, если человек убеждается в бесполезности своих усилий, которые ни к чему не приводят и ничего не изменяют [2].

В действии рассматриваемого механизма большую роль играет так называемый стиль объяснения, который выступает в качестве модулятора по отношению к выученной беспомощности. То, как человек объясняет себе рядовые неприятности или серьезные поражения, определяет, сколь беспомощным или энергичным он будет.

Оптимистическое объяснение останавливает беспомощность, а пессимистическое — усугубляет. Человек может объяснять неудачи как конкретные или универсальные, временные или постоянные, зависящие от обстоятельств или от него лично.

Исследования показывают, что стиль объяснения влияет на психическое здоровье, уровень успехов в профессиональной деятельности, при этом он не является раз и навсегда заданным.

По мнению М. Зелигмана, поведение в маргинальной ситуации может зависеть, во-первых, от характера обратных связей, получаемых индивидом, во-вторых, от внутренней проработки этих сигналов самим индивидом, в-третьих, от его предрасположенности к той или иной проработке, сформировавшейся, например, в прошлом опыте (эффект «иммунизации»).

Пессимистический стиль объяснения, провоцирующий беспомощность, находится в одном ряду с такими факторами дезадаптив-ного поведения, как иррациональные убеждения и мысли, искажающие реальность. Сюда относятся склонность мыслить крайностями (все или плохо, или прекрасно), выборочное абстрагирование (интерпретация ситуации без учета контекста).

По сути подход М. Зелигмана является одним из вариантов концепции Фестингера (консонанса-диссонанса), хотя и в крайнем ее выражении.

  • Для диагностики индивидуально-психологических особенностей личности, обусловливающих длительность переживания состояния маргинальности, информативными являются следующие показатели: экстернальный локус контроля, низкий уровень самопринятия и самоуважения, выраженная конформность, чувство неполноценности, ощущение беспомощности и невозможности достичь поставленных целей, низкий уровень приверженности ценностям, непластичность, ригидность, высокий уровень сензитивности, неимпульсивность, неспособность к целостному восприятию мира, отсутствие способности устанавливать глубокие и тесные связи с окружающими, необщительность, средний уровень стремления к познанию, слабый творческий потенциал [3].
  • Важными факторами, влияющими на поведение личности в маргинальной ситуации, выступают внутренние, биологические условия, которые включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития и родов), им-принтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза), возрастные особенности психического развития и др.
  • В связи с этим изучение личности маргинала должно включать процедуры, направленные на выявление наличия либо отсутствия психобиологических предпосылок поведения, затрудняющих социальную адаптацию (отставания или задержки в умственном развитии, наличия или отсутствия нервно-психических заболеваний и патологий — неврозов, психопатии, психиатрических расстройств, эпилепсии, различных пограничных состояний).

Кроме того, достаточно важным является выявление дефектов индивидуально-психологического характера, в том числе нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер (повышенная тревожность, агрессивность, неразвитые эмпатийные свойства), некоторых личностных акцентуаций, неадекватной самооценки и т. п., что требует индивидуального подхода при диагностике, а также разработки специальных психокоррекционных программ для реабилитационных мероприятий.

Необходимо также изучение и социально-психологических особенностей личности маргинала, для чего необходимо выделить значимые социально-психологические параметры, подлежащие диагностическому исследованию.

Сюда следует отнести уровень социального развития, основные диагностические признаки которого определяются сферами социализации индивида (сфера труда, общения, познания, самоопределения, самопознания). Затем параметры важнейшей социально-психологической характеристики личности — направленности (ценностные ориентации и социальные установки, ценностно-нормативные представления).

Отдельно следует выделить референтные ориентации. Выступая своего рода перцептивными фильтрами, референтные ориентации регулируют социальную перцепцию, восприятие и оценку окружающих людей, социальных норм, моральных ценностей.

И, наконец, немалую значимость в объяснении причин и характера социальной дезадаптации маргинала играет система самооценок и ожидаемых оценок индивида, то, что относится к механизмам саморегуляции поведения, в первую очередь отклоняющегося поведения. Необходимо также исследование социальной ситуации, провоцирующей социальную дезадаптацию.

Таким образом, интегрирующим стержнем исследования маргинала выступает выявление тех неблагоприятных психобиологических, психологических и социально-психологических факторов, которые обусловливают дефекты социализации, рассматриваемые в данном контексте как процессы маргинализации личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голенкова, З. Т. Маргинальный слой: феномен социальной идентификации I З. Т. Голенкова, Е. Д. Ичитханян , И. В. Казаринова II СоцИс. -1998. — № 8. — C. 21-37.

2. Заславская, Т. И. Социология экономической жизни: очерки теории I Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина. — Новосибирск : Наука, 1991. — 346 с.

3. Навджавонов, Н. О. Проблема маргинальной личности: постановка задачи и определение подходов I Н. О. Навджавонов II Социальная философия в конце XX века. — М. : МГУ, 1991. — 200 с.

4. Пачколина, Е. Н. Состояние маргинально-сти и его динамика у студентов из сельской местности в условиях города : автореф. дис. … канд. пси-хол. наук I Е. Н. Пачколина. — Самара, 2006. — 28 с.

5. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии (Обзор) II Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология. — 1992. — № 2. -С. 43-52.

Полную версию статьи О.Н. Макаренко см. на КиберЛенинка

Чекменёва Т.Г., Щербаков В.Ю. Маргинальность в современной России

Источник: http://21biz.ru/o-psixologii-marginalnoj-lichnosti/

Правомерное поведение: понятие, виды (стр. 3 из 4)

  • -социально-активное
    ;
  • -привычное
    ;
  • -конформистское
    ;
  • -маргинальное
    .
  • В зависимости от формы реализации норм права правомерное поведение может выразиться в виде соблюдения, исполнения и использования.

По субъектному составу оно классифицируется на индивидуальное и коллективное.

Отраслевая принадлежность (урегулированный той или иной отраслью права) позволяет выделить следующие виды правомерного поведения: конституционное; уголовно-правовое; трудовое; гражданско-правовое и т. д.

В зависимости от активности субъекта правомерное поведение может выражаться в форме действия или бездействия.

На основе критерия социальной значимости оно может быть необходимым, желаемым и допустимым. Рассмотрим характеристики маргинального
, конформистского
, привычного, социально- активного
правомерного поведения.

«Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм, относится к поступкам, лежащим в основе такого формально правомерного поведения как маргинальное т.е. пограничное.


В основе маргинального поведения лежит следование правовым предписаниям людей, правосознание которых расходиться с требованием правовых норм. Оно отражает состояние индивида который находиться на грани противоправного поведения, однако в силу ряда причин (угроза наказания, боязнь осуждения и т.д.) пока воздерживается от правонарушений.

В данный промежуток времени мотивами поведения оказываются иные движущие силы — угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь осуждения со стороны коллектива, группы, ближайшего социального окружения и другие сдерживающие мотивы. Маргинальные личности оторваны от своих социальных корней[8]
».

Маргинальный статус стал нормой существования значительного числа людей. В политическом плане такой человек, оторванный от своих социальных корней, испытывает чувство постоянной неудовлетворенности, видя главную причину его в общественных переменах.

Отсюда его потенциальная готовность воспринять крайние консервативные или радикальные лозунги, стать на путь антисоциального поведения, впадать в агрессивность или,
напротив, социальную апатию.

В правовом плане ''маргинальность'' характеризуется особым, «промежуточным», переходным между правомерным и противоправным состоянием личности, поведение которой вызывается как собственной социально-психологической деформированностью, так и определенным (вольным или невольным) провоцированием со стороны государственных институтов и общества в целом (нестабильностью политико-правовой ситуации, существованием необоснованных препятствий и ограничений на определенные виды деятельности, отсутствием во многих случаях четкой границы между дозволенным и наказуемым). Среди лиц, поведение которых относят к маргинальному, все же большую часть составляют те, кто не находится в столь резком пограничном состоянии между «добром и злом». Человек не совершает преступлений, поскольку сознает «невыгодность», «нецелесообразность» таких поступков, руководствуясь при этом личным расчетом или страхом перед наказанием. Фактор «невыгодности» отрицательных по отношению к праву действий является нередко сдерживающим моментом для весьма значительной категории лиц, удерживая их в рамках правомерности.

2.2 Особенности конформистского поведения

«Конформистское поведение представляет собой пассивное соблюдение личности норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действию окружающих (непосредственно социального окружения, группы и т.д.). Человек поступает правомерно потому что так поступают другие.

Мотивы такого поведения характеризуют гражданскую несформированность личности[9]
». Конформистское поведение составляет лишь низшую ступень общего, свойственного для всех поведения конформного.

Оно основано на приспособленческом, при отсутствии собственных критических позиций, соотношении поступков людей с действиями других лиц. Понятие конформизма применимо только определенному способу разрешения конфликта между индивидом и группой — к подчинению индивида групповым стандартам и требованиям.

Мотивы такого поведения характеризуют гражданскую несформированность личности: согласное подчинение, основанное на пассивном отношении к правовому порядку; желание избежать обсуждения в группе или коллективе; боязнь утратить доверие близких или знакомых; желание заслужить одобрение тех, с кем связан межличностными отношениями, и т.д. В свою очередь, это приводит к поведению ситуативному, зависящему от подчиненности внешнему приказу и примеру. В противоположность личности с четкой системой ценностных ориентации, которые могут и не совпадать с мнением окружающих, конформистская позиция субъекта права не позволяет ему сопротивляться внушаемым указаниям, противопоставлять свое мнение мнению других, отстаивать его и свой выбор поведения.

  1. Социально-правовой конформизм признается социально полезным явлением, поскольку индивид, подчиняясь мнению других, соблюдает требования права и тем самым способствует реализации их в жизнь.
  2. Однако следует признать и то, что конформистское поведение, будучи образцом приемлемого для общества правомерного поведения, не является для него желаемым как перспективная цель действия права, поскольку представляет собой безоговорочное повиновение, слепое следование праву без активного отношения к нему на основании собственных оценок полезности и необходимости, правовых установлении.
  3. 2.3 Специфические черты привычного поведения

Привычное — это поведение, основанное на соблюдении норм права в силу привычки. Привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в уже привычной, известной обстановке. Человек, как известно, выбирает наиболее целесообразный и практически оправданный вариант поведения, он действует избирательно.

Используя метод «проб и ошибок», быстро привыкает повторять именно те действия, за которыми следует устраивающий его результат, и не склонен к действиям, которые не ведут к удовлетворяющим его последствиям.

В этих условиях лишь вначале человек обдумывает свои поступки, а в дальнейшем он действует в силу образовавшейся привычки вести себя так, а не иначе.

Правовые привычки как поведенческие регуляторы играют существенную роль в процессе становления правомерного поведения. Согласно неоднократно проведенным юристами исследованиям, привычки в качестве доминирующего мотива своих поступков в сфере права называют до трети опрошенных.

Осознанное усвоение правовых ценностей обеспечивает достаточно высокий уровень развития личности, если исполнение требований права происходит, хотя и привычно, но не бездумно, а со знанием дела.

В то же время все социальные нормы права и принципы (а правовые особенно) носят общий характер и не всегда могут соответствовать конкретной жизненной ситуации.

Общая норма не учитывает неравенство физических и духовных особенностей различных людей, их неодинаковые возможности в осуществлении того или иного действия. Поэтому нередко существует необходимость самостоятельного осмысления личностью обстановки, правильной ориентации в изменившейся ситуации, в изменившихся условиях выбора.

В силу этого формирование правовых привычек соблюдать закон при всей их значимости не исчерпывает целей и задач права.

Позитивные действия, в основе которых лежит исполнение нормативных предписаний, требуют проявления инициативы, творчества, деятельной активности личности, а эти черты социальной ценности правомерного поведения далеко не всегда достигаются лишь формированием привычки к исполнению закона.

Имеется весьма существенная негативная сторона привычной деятельности, связанная с ее определенным консерватизмом. Привычки влияют на сохранение потребности в совершении определенного действия, хотя объективно, быть может, такая потребность уже исчезла.

Десятилетиями воспитанная привычка следовать устоявшимся канонам поведения становится причиной, например, негативного восприятия нестандартных ситуаций, появляющихся в процессе резких сдвигов всех сторон общественной жизни в сторону радикальных реформ, пугающих многих своей новизной и непривычностью. В этой связи важно знать, что консерватизм свойствен значительному числу лиц, ведущих себя правомерно.

Читайте также:  Задержка психического развития у детей: что это такое, причины, виды, симптомы и признаки

2.4 Социально-активное поведение как одна из важных видов правомерного поведения

Социально-правовая активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере.

Это, прежде всего инициативное поведение, которое может стать и нередко становится существенным фактором изменений в самой правовой системе.

Социально-правовая активность определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении.

  • Такое поведение включает в себя следующие обобщающие компоненты:
  • а) активность в деятельности добровольных формирований (партий, массовых движений, союзов и организаций, добровольных обществ, фондов, ассоциаций и других общественных объединений), возникших на основе
  • общности интересов социальных групп, идейного и группового выбора личности. Эта активность ставит целью воздействовать на поддержку, функционирование или изменение государственно-правовых структур, осуществление реформ, защиту гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод граждан, их участие в управлении государственными и общественными делами;

Источник: https://mirznanii.com/a/36283-3/pravomernoe-povedenie-ponyatie-vidy-3

Проявления маргинального отношения к праву



В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе.

В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основные составляющие этого важного фактора правовой культуры.

Автором проведен достаточно углубленный анализ правовых отношений в государстве, показаны все проблемы, сложности и особенности юридического и социального маргинального отношения к праву.

Особое внимание уделено логике развития маргинального проявления к праву, на основе реализуемых представлений о праве и законности в современных условиях и последствий этого. В статье делается общий вывод о том, что решением проблем маргинального отношения к праву видеться только в повышении правовой культуры и правильном формировании правосознания маргинальных групп, а также населения в целом.

Ключевые слова: право, маргинальность, отношение к праву, гражданин, государство, правовые отношения, правовая культура.

Большинство современных научных теорий отождествляет право с законом и волей государства. Сегодня оно является базовым как для теории права и государства, так и для практической юриспруденции. По мнению Л. В.

Юн «Это направление прочно удерживает свои позиции объективно инструментального характера и в качестве универсального средства используется для успешного и достаточно эффективного регулирования общественных отношений» [15].

В то же самое время стремительное развитие цивилизации вносит свои коррективы в отношения гражданина и права в части его понимания и исполнения. Как отмечает В. В.

Лазарев: «…понимание права — вещь необыкновенно практическая не только с точки зрения ориентира поведения каждого практического юриста, но и по самому большому счету: следует ли бороться за право и правовое поведение…» [5].

Между тем понятия права и модели отношения к нем у могут быть различными, и это естественно как для науки, так и для человеческого общества.

В конце 90-х годов ХХ столетия в оборот юридической науки был введен термин «маргинальное поведение». Сегодня он приобрел общеправовую значимость, исследование содержания которого в нынешней российской действительности является все более актуальным.

Процесс познания того или иного вопроса требует теоретического раскрытия сущности понятий, содержащихся в вопросе. В данном случае необходимо раскрыть понятие «маргинальное проявление к праву».

Право — это целостная система правил и норм поведения, обязательных для общества, определенных формально, которая регулирует социальные отношения и гарантированные государством нормы, что, в конечном счете, позволяет ему быть одним из механизмов регуляции социальных отношений [3]. Маргинальное проявление к праву находит свои начала в социальной плоскости a заканчивает в плоскости сугубо юридической.

Видный социолог Э. Дюркгейм указывал, что идеальное (метафизическое) право, воплощающееся в нормах-принципах, нормах-целях, таких, как например, правовое государство [2]. Оно уже подразумевает доминирование правомерного поведения в таком государственном устройстве. Однако кроме правомерного поведения существуют и маргинальные проявления отношения к праву.

Феномен маргинальности означает отчужденность, пограничность, неадаптивность к социо­нормативному пространству [11].

Под правовой маргинальностью понимается самоорганизующаяся система обусловливающих друг друга факторов объективного (политического, социально — экономического, идеологического, законодательного, культурного и др..

) и субъективного (личностно — биопсихологического, духовно — нравственного и др..

) характера,, детерминирующая взаимное отчуждённое, деаксиологическое состояние правоотношений (в широком смысле) государства и личности [12].

Маргинальность обозначает особый комплекс черт сознания и поведения представителей социальных субгрупп, которые в силу тех или иных обстоятельств неспособны интегрироваться в большое референтное сообщество, по отношению к которому и выступают как маргиналы [8].

Маргинальное поведение — это поведение, основанное преимущественно на страхе. Оно хотя и является правомерным, но находится на грани с неправомерным [10].

Маргинальное отношение к праву означает такое расположение субъектов права к содержанию правил поведения, при котором, дальнейшее их действие приведет к нарушению системы общеобязательных, формально-определённых и гарантированных государством правил поведения. Одним из элементов маргинального проявления к праву является маргинальное поведение.

Маргинальное поведение находится на грани антиобщественного, ведущего к правонарушению, однако не становится таковым в силу того, что в психическом механизме его поведенческих побуждений «срабатывают» такие движущие силы, как угроза возможного наказания, боязнь осуждения и иные мотивы торможения, удерживающие лицо от правонарушения [6].

Для Российской Федерации для ХХI века характерные маргинальные проявления к праву, к сожалению, весьма часты и разнообразны. Примерами этого является отношение обычных граждан, к сотрудникам ГИБДД, когда он останавливает их при нарушении скоростного режима. Вместо признания вины водители всячески скрывают факт нарушения, несмотря на то что оно было.

И только введение радаров для измерения скорости и камер видеофиксации нарушений позволило преодолеть эти маргинальные проявления к праву в силу наличия неоспоримых доказательств. Попадание человека в маргинальную ситуацию приводит к определенным последствиям, которые в социологическом смысле можно выразить в правовых терминах.

В приведенном выше примере это: превышение скорости, ПДД, нарушитель.

При этом, маргинальное проявление к праву, как показывает отечественная и мировая практика она представляет собой юридическую проблему в разной степени характерную для всех государств мира.

Характер последствий этого, в свою очередь в немалой степени зависит от поведения личности, попавшей в маргинальную ситуацию.

Вовсе не обязательно, что человек, попавший в маргинальную ситуацию, оказывается подавлен и уничтожен ею.

Маргинальность статуса может быть своего рода катализатором для активной реализации способностей человека, активизации его внутренних ресурсов.

В этом случае люди «ведут себя активно, демонстрируя личностные стратегии решения ситуации» [7]. В США, например в силу доступности оружия, подростки в школах решают спорные ситуации, расстреливая учителей и одноклассников.

Этим они нарушали закон и проявляли своё маргинальное проявление к праву.

Маргинальное поведение может быть, по мнению Степаненко Р. Ф., социально-активным излишне, если речь идет, например, о правовом идеализме либо правовом фетишизме.

Логико-методологические основания позитивистско-правовых юридических конструкций не всегда учитывают особенности плюралистического правопонимания, в особенности антропогенного характера, находящего различия в сфере исследований мотивации правомерного поведения граждан [13].

Можно констатировать, что маргинальное поведение есть тип правомерного поведения, основывающегося на мотивах страха ответственности, личных эгоистических расчетов, боязни осуждения со стороны окружающих, государства, общества.

Решение проблем маргинального проявления к праву видеться только в повышении правовой культуры и правильном формировании правосознания маргинальных групп, а также населения в целом.

Признание многих видов маргинального поведения вполне правомерным «отрывает» сам закон как правовой феномен. От его правовой сущности, сужая до «продукта воли законоустанавливающей власти» [14].

В этих случаях выступая исходным первоисточником права, такой закон вряд ли способствует обогащению аксиологического содержания, как самого права, так и его морально-нравственных и социально-значимых обоснований в нормативно-правовых актах.

Успешное и эффективное решение социальных, экономических и политических задач настоящего времени становится невозможным без процесса подготовки к непосредственному активному участию и претворении в повседневную жизнь положений правовых норм. Это не представляется возможным без воспитания в каждом члене общества глубокого уважения к закону и праву, что в конечном итоге, позволяет повысить уровень правовой осознанности личности [1].

Основными предпосылками для формирования юридически значимого поведения личности служит именно уровень ее правосознания, это необходимое условие для успешной реализация правовой реформы и последующего становления правового государства и гражданского общества [9].

В этой связи, правосознание можно охарактеризовать, как духовное начало права, его движущую мотивационную силу, которая, воздействуя на правовое поведение и социальные отношения, ведет личность к развитию правовой активности.

Современное российское правосознание находится в состоянии некоего кризиса, для выхода из которого, необходимо принятия определенных мер воздействия, направленных на формирование правовой культуры личности в обществе и повышении уровня правосознания. Необходимо постоянно преодолевать правовой нигилизм, свойственный российским гражданам, с целью формирования уважения к закону и праву, как личностных убеждений каждого человека [4].

В ряду этих мер особое, ключевое место должно занять правовое воспитание. Это весьма эффективное средство для укрепления правопорядка и закона, а также правильного, целеустремленного формирования интересов личности и ее потребностей. Формирование уважения к закону и праву должно служить главной целью правового воспитания.

Оно должно формировать социально-активное поведение личности в правовой среде и опираться на стойкие правовые взгляды, убеждения, оценки и установки. Его задача — прививать населению навыки правомерного восприятия действительности.

Таким образом, правовое развитие личности есть процесс формирования правового сознания и последующей правовой культуры поведения, поэтому именно на эти аспекты и должно опираться правовое воспитание.

По материалам статьи можно сделать вывод, что в Российской Федерации ХХI века проблема маргинального проявления к праву обязательно должна быть учтена при обосновании развития правовой политики. В силу этого она должна позитивно влиять как на становление, так и развитие общей и правовой культуры граждан, в том числе, социально-неблагополучных — т. е. маргинальных их представителей.

Литература:

  1. Демидова И. А. Теория правовой культуры современного общества в контексте междисциплинарных исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2017. № 4 (12). С.66–69.
  2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Дюркгейм Э. Определение общественного труда. Метод социологии. М.: ВШ, 1991. 245 с.
  3. Зинченко С. А. О понятии сущности права // Северокавказский юридический вестник. 2012. № 4. С. 13–15.
  4. Колпаков В. В. Пути повышения политической культуры российского общества // Вестник ЗабГУ. 2017. № 3.С.55–59.
  5. Лазарев В. В., Липень С. В., Саидов А. Х. Проблемы общей теории jus / Отв. ред. В. В. Лазарев. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 656 с.
  6. Малько А. В. Теория государства и права в схемах, определениях и х. М.: ВШ, 2018.475 с.
  7. Маргинальность в современной России. — Коллективная монография. — М.: Московский общественный научный фонд, 2000.374 с.
  8. Ольшанский О.В., Политическая психология, М.: ВШ, 2012.450 с.
  9. Пиголкин А. С., Головистикова А. Н. Теория государства и права. М.: ВШ, 2018. 357 с.
  10. Радько Т. Н. Теория государства и права. Воронеж: ВГУ, 2016. 445 с.
  11. Степаненко Р. Ф. Генезис общеправовой теории маргинальности: монография / Р. Ф. Степаненко // Под. ред. д-ра филос. наук, д-ра юрид. наук, проф. О. Ю. Рыбакова — Казань: «Университет управления «ТИСБИ», 2012. 342 с.
  12. Cтепаненко Р. Ф. Общеправовая теория маргинальности о проблеме правового регулирования социально-экономических отношений.//Право, 2014..№ 2.С.44–49.
  13. Степаненко Р. Ф., Степаненко Г. Н. Теория предупреждения правонарушений: общеправовые и логико-методологические проблемы // Образование и право. — 2017. — № 2. С. 158–162.

Источник: https://moluch.ru/archive/204/49900/

Ссылка на основную публикацию