Песочная терапия для детей и взрослых: упражнения, средства для снятия психоэмоционального напряжения

Существуют различные методы психотерапии, которые помогают людям снимать психоэмоциональное напряжение и решать личные проблемы. Среди таких способов лечения выделяется песочная терапия.

Определение

Песочная терапия – это невербальное терапевтическое вмешательство, в котором используются песочница или лоток с песком, игрушки и иногда вода, чтобы создавать миниатюры миров, отражающих внутренние мысли, переживания и проблемы человека.

Песочная терапия для детей и взрослых: упражнения, средства для снятия психоэмоционального напряжения

Эта форма игровой, выразительной терапии (или мировая техника) практикуется наряду с беседами. Песок и фигуры – средства коммуникации. Ее особенности изучали Маргарет Ловенфельд, Госта Хардинг, Шарлотта Бюлер, Дора Калфф и другие врачи и ученые.

Этот тип терапии часто используется при работе с детьми, но может применяться и ко взрослым, подросткам, парам, семьям и группам людей. Терапия с помощью лотка позволяет человеку создавать собственный микрокосм с помощью миниатюрных игрушек и цветного песка.

Песочная терапия для детей и взрослых: упражнения, средства для снятия психоэмоционального напряжения

Сцена создается как отражение жизни человека и дает возможность разрешать конфликты, устранять препятствия и получать признание.

Возможность

Песочная терапия – это захватывающий, простой, творческий способ работы с пациентами.

Это позволяет им анализировать свои проблемы, используя образы и символы, подключает сенсорное восприятие, дополняя им устное общение со специалистом.

Визуализация расширяет возможности, позволяет клиенту выразиться, обрести спокойствие, исцелиться. Работа с песком ограничена только воображением тех, кто его использует.

Эффективность

Песочная терапия часто используется в работе с теми, кто страдал от какой-либо травмы, пренебрежения или злоупотребления.

Песочная смесь особенно хорошо подходит для терапии с маленькими детьми, которые часто не могут выразить свои чувства в словах.

Эта психотехника также полезна для подростков и взрослых, у которых возникают проблемы с самовыражением. Подходит метод и для получивших травму: психологическую, эмоциональную, физическую и т. п.

Песочная терапия для детей и взрослых: упражнения, средства для снятия психоэмоционального напряжения

Терапия имеет дополнительную ценность для пациентов с серьезными химическими зависимостями, поскольку чрезмерное употребление лекарств снижает функции мозга.

Песочная техника также хорошо помогает людям, которые не знают, как снять эмоциональное напряжение и стресс.

В некоторых странах психологи практикуют этот метод в работе с заключенными, помогая им избавиться от психической напряженности.

Показания и противопоказания

Песочная терапия может быть особенно актуальна для детей. Ее следует использовать в таких случаях, если:

  • ребенок проявляет агрессию;
  • он ни с кем не общается;
  • заметны неврозы или тревожность;
  • ребенок находится в стрессовом состоянии из-за проблемных отношений в семье, со сверстниками;
  • были диагностированы психосоматические заболевания или отклонения, а также при наличии других проблем у детей.
  • Занятия с использованием песка помогают успокоить неусидчивых малышей, способствуют развитию речи в средней группе в детском саду, помогают развиваться детям дошкольного возраста с задержкой.
  • Для взрослых людей игры с песком также могут быть полезны.
  • Психологи прибегают к такому методу в следующих случаях:
  • наступление кризисного периода (в семье, на работе, личной жизни и т. п.);
    проблемы в личных отношениях;
  • развод;
  • смерть родных и близких людей;
  • панические атаки;
  • появление стресса, неврозов;
  • нарушения психического или эмоционального состояния.

Песочная терапия для детей и взрослых: упражнения, средства для снятия психоэмоционального напряжения

В случаях, если у пациентов диагностированы эпилепсия, кожные заболевания или аллергия на песок, песочная терапия противопоказана.

Особенности работы

Песочная терапия проводится с помощью коробчатых контейнеров, называемых лотками. Они заполнены песком, который клиенты используют вместе с миниатюрными игрушками, чтобы создать игровой мир, отражающий некоторые аспекты жизни и свои реальные переживания.

Клиент выбирает из большой коллекции игрушек несколько и строит маленький мир, который отражает происходящее. Терапевт наблюдает за выбором и расположением игрушек без перерыва, позволяя человеку находить ответы внутри себя.

После того как игра завершена, терапевт анализирует ее и обсуждает с человеком выбор игрушек, схему их расположения на песке и их символические или метафорические значения. При обсуждении пациенты часто решают внести изменения в мир, который они создали в песке.

Терапия может состоять из одной сессии или нескольких. Она может длиться несколько лет.

Для детей

Многие дети не могут говорить об эмоциональных состояниях, особенно в условиях травмы, пренебрежения или злоупотребления. Невербальная природа песочной терапии и знакомая среда игры могут помочь детям обрести чувство комфорта и безопасности.

Получив небольшую инструкцию от терапевта, ребенок может свободно играть и развивать собственное видение ситуации. Этот метод терапии помогает снять симптомы эмоционального напряжения, т. к. является проницательным методом получения психологом доступа к травматическим переживаниям ребенка.

Песочная терапия также очень полезна для лечения детей, подвергшихся сексуальному насилию.

Песочная терапия для детей и взрослых: упражнения, средства для снятия психоэмоционального напряжения

Эти дети часто будут молчать, опасаясь зла или смерти. Им часто угрожают, они постоянно находятся в тревожном состоянии, когда приходят на сеанс терапии. Задается особая траектория, по которой они должны двигаться в сторону исцеления.

Основные способы

Состояние эмоционального напряжения мешает ребенку нормально развиваться. Во время песочной терапии психологи применяют 5 способов решения проблем:

  • ребенок создает на песке свой мир, а затем рассказывает о нем терапевту;
  • ребенок строит замки, располагает фигурки, после чего психолог задает наводящие вопросы о созданном мире;
  • психолог придумывает определенную ситуацию, которую ребенок должен изобразить с помощью песка и дополнительных элементов;
  • ребенок создает песочный мир, а потом, в ходе обсуждения с психотерапевтом, вносит в него изменения, аргументируя свой выбор;
  • врач называет ситуации или конкретных людей, а ребенок изображает на Песочная терапия для детей и взрослых: упражнения, средства для снятия психоэмоционального напряженияпеске свои эмоции или ассоциации, связанные с ними.

Подход к лечению выбирается индивидуально. Чтобы раскрыть суть проблемы и выяснить, какой причиной она вызвана, необходимо следить за эмоциями пациента во время терапии и анализировать каждую деталь, поскольку все построенное является отображением внутреннего мира ребенка.

Для взрослых

Хотя лечение с использованием песочного лотка может выглядеть как детская игра, она может обеспечить эмоциональное освобождение человеку во время сеанса. Взрослые, которые были травмированы и практически не реагировали на иные формы лечения, могут хорошо отозваться на этот вариант.

Окружающая среда создает атмосферу, свободную от угроз, и на протяжении терапии психолог работает с человеком, чтобы изменить положение объектов как воплощений истинных людей и событий.

Начав облегчать влияние страхов на фиктивном уровне, человек может обрести мужество и способность признать, что его собственная жизнь может измениться.

Процесс игры в песочнице включает в себя создание серии лотков и может продолжаться несколько месяцев или лет. Но существенные изменения могут произойти и за один сеанс.

Виды

Существует два вида песочной терапии: с использованием песочного лотка или песочницы. Оба типа включают применение песка в терапевтических целях в условиях отсутствия угрозы, их задачей является снятие эмоционального напряжения. Подходы имеют тонкие, но значительные различия.

Песочный лоток

Этот вид психотехники для снятия сильного стресса или перенапряжения может включать различные теоретические ориентации, тогда как терапия с использованием песочницы основана на юнгианской психологии.

Сеанс с помощью песочного лотка позволяет увидеть то, что испытывает человек в момент работы с песком, и терапевты активно помогают осознанию опыта.

Он помогает избавиться от эмоционального дисбаланса, ослабить признаки психических расстройств у больного пациента, если таковые имеются, приводит к расслаблению.

Песочная терапия для детей и взрослых: упражнения, средства для снятия психоэмоционального напряжения

Песочница

Терапия в песочнице также помогает человеку, у которого есть потребность разрядить эмоциональную напряженность. Психотерапевты, работающие таким образом, сосредоточены на бессознательном и стремятся предоставить людям лечение в свободном, защищенном пространстве и возможность общаться без слов.

Психотерапевты не интерпретируют, не вмешиваются и не направляют человека во время сеанса, анализ проводится после терапии.

Хотя вербализация и является существенным аспектом любого сеанса, лечение с помощью песочной игры может быть более эффективным. Особенно для детей или для людей, которые не могут выразить свои чувства и эмоции в устной форме из-за прошлой травмы.

Ограничения

Терапия с помощью песочного лотка, как и другие терапевтические методы снятия стресса, напряжения и т. п., имеет ограничения.

В некоторых сообществах или культурах этот метод можно рассматривать как трудоемкий, запутанный, расстраивающий, навязчивый или слишком зависимый от клинической экспертизы терапевта.

Взрослые могут быть устойчивы к этому визуально-экспрессивному подходу, потому что считают, им не хватает творчества или достаточных художественных навыков для эффективного лечения. Толкование изображений на песке остается предметом обсуждения в сообществе психологов.

Время от времени интерпретация символов, цифр или целых сцен как терапевтом, так и человеком может быть неопределенной или неоднозначной, причем такие объяснения иногда приводят к пренебрежению альтернативными пониманиями.

История появления

Британский педиатр и детский психолог Маргарет Ловенфельд известна как первый человек, который использовал лоток для песка в качестве терапевтического метода. После появления интереса к психодинамическому подходу в психологии в 1921 году она перешла в область детской психотерапии.

Она утверждала, что ее идея использования песочных лотков для лечения появилась после прочтения книги «Игры на полу», написанной в 1911 году Г. Г. Уэллсом.

Автор описывает различные забавные игры, в которые он и его сыновья играли, и поощряет игру как средство личного развития как для детей, так и для родителей.

Песочная терапия для детей и взрослых: упражнения, средства для снятия психоэмоционального напряжения

Внедрение идеи

После создания Института детской психологии в Лондоне в начале 1930-х годов Ловенфельд поставила два цинковых подноса в детскую игровую комнату. Первый был наполовину заполнен песком, второй содержал воду и различные объекты, используемые для формования песка. Маленькие игрушки, бумага, кусочки металла и другие красочные побрякушки хранились в непосредственной близости от подносов.

Ловенфельд сообщила, что со временем дети, проходившие лечение, начали ссылаться на емкость с песком как на мир и вскоре создавали трехмерные сцены, объединив элементы из коробки с песком в лотке.

Она считала, что такой подход, который она назвала Всемирной техникой, может служить средством коммуникации между строителем сцены и наблюдателем, составляющим представление о внутреннем мире создателя.

Читайте также:  Всд по гипертоническому типу - что это такое, лечение вегетососудистой дистонии, препараты

Песочная терапия для детей и взрослых: упражнения, средства для снятия психоэмоционального напряжения

Создание терапии

В конце 1950-х годов психолог Дора Калфф приехала в Лондон, чтобы учиться у Ловенфельд. В результате Калфф объединила ее метод с восточной философией, моделью Неймана и теорией индивидуализации К. Г. Юнга.

С разрешения Маргарет Ловенфельд, Дора назвала свой подход песочной терапией и обучила многих психологов, практикующих по всему миру, данной технике.

Ею также была разработана методика изучения эмоциональной напряженности человека.

Заключение

Песочная терапия хорошо помогает всем, хотя большинство людей полагает, что это упражнения для детей. Она идеально подходит для работы над различными проблемами, уменьшает нагрузку на нервную систему, успокаивает, снижает стресс.

Использование песочной игротерапии направлено на восстановление нормального психического и эмоционального состояния.

Такой техникой полезно владеть не только психологу, но и воспитателю, педагогу, учителю для работы с детьми дошкольного возраста и старше.

Источник: https://psyhoday.ru/stress/pesochnaya-terapiy.html

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии

Барсукова О. В. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии // Школьная педагогика. — 2017. — №1. — С. 13-16. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/53/1609/ (дата обращения: 10.11.2019).



  • Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами
  • Встатьепредставлены примеры арт-терапевтических упражнений, способствующих снятию излишнего психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Ключевые слова: арт-терапия, песочная терапия, школьное обучение, дошкольное образование, педагог-психолог, психологическая коррекция и профилактика, тревожность, стресс

Специалистам и родителям известно, что переход ребенка с дошкольной на начальную ступень образования не может не вызывать у него тревоги и сильного психоэмоционального напряжения.

Техники же арт-терапии и арт-педагогики являются одним из эффективнейших элементов психологической коррекции и профилактики.

На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт применения арт-терапии в работе с детьми, дошкольного и школьного возраста.

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости».

Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков.

Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

В свою очередь, игры с песком направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и излишней активности. Они ориентированы на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи.

Стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти.

Песочная терапия — это уникальный способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния.

  1. Игра спеском— это естественная идоступная для каждого ребенка форма взаимодействия ипреобразования мира.
  2. Применение методов и техник арт-терапии и песочной терапии решает целый ряд важнейших задач, таких как:
  3. ‒ реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития;
  4. ‒ создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка ситуации успеха в значимой творческой деятельности;
  5. ‒ профилактика и выявление различных психологических причин эмоционального напряжения и стресса;
  6. ‒ гармонизация эмоциональной сферы, снятие психоэмоционального напряжения, создание условий для самопознания и творческого самовыражения;
  7. ‒ формирование навыков общения, контроля своего поведения, эффективного взаимодействия и развитие навыков рефлексии;
  8. ‒ содействие развитию творческих задатков, развитие творческого мышления, воображения.
  9. Арт-техника «Рисование на песке».
  10. Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее изменить; отреагирование, экспрессия негативных переживаний; снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация.
  11. Материалы: неглубокий поднос и тонким слоем песка или световой планшет для рисования песком.

Песочная терапия для детей и взрослых: упражнения, средства для снятия психоэмоционального напряжения

Ход сеанса:

  1. Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
  2. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «На этой поверхности ты можешь изобразить все, что ты захочешь или просто потрогать, поиграть с песком».
  3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы («Расскажи, пожалуйста, что ты изобразил» и т. д.).
  4. Рефлексивный анализ.
  • Арт-терапевтическое упражнение «Вулкан».
  • Задачи: отреагирование, экспрессия негативных переживаний; снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация.
  • Материалы: неглубокий поднос и тонким слоем песка или световой планшет для рисования песком.
  • Ход сеанса:
  1. Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
  2. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «На этой поверхности ты можешь вулкан. Это может быть просто красивый горный пейзаж со спокойным вулканом среди леса, еще здесь можно изобразить настоящее извержение вулкана. А каким ты представляешь вулкан?».
  3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.
  4. Рефлексивный анализ.

Арт-терапевтическое упражнение «Волшебная планета».

Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее изменить; отреагирование, экспрессия негативных переживаний; развитие моторики и расслабляющий массаж рук.

Материалы: песочница или плоский поднос — пальчиковый бассейн с наполнителей (песок, крупа и т. д.), мелкие игрушки, фигурки, природные материалы и т. д.

Ход сеанса:

  1. Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
  2. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «Представь, что это твоя собственная планета. Она пока что пустая, тут ничто не растет и никто не живет. Попробуй ее оживить».
  3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.
  4. Рефлексивный анализ.

Арт-терапевтическое упражнение «Пластилиновый мир».

Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее изменить; развитие уверенности в себе, осознание возможной победы над тревогой, страхом; отреагирование, экспрессия негативных переживаний; возможность проработать любое негативное чувство.

Материалы: пластилин, картон А4, мелкие игрушки, фигурки, природные материалы и т. д.

Ход сеанса:

  1. Настрой. Ребенку предлагается представить себе, что он в настоящий момент испытывает соответствующее чувство, припомнив ситуации, в которых оно проявляется. Предлагается подвигаться по комнате, если у него есть желание. Предварительно предлагается взять кусок пластилина и разминать его.
  2. Лепка. Ребенку предлагается вылепить свое негативное чувство. Обсуждение. Трансформация образа по желанию ребенка.
  3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.
  4. Рефлексивный анализ.
  1. Арт-терапевтическое упражнение «Монотипия».
  2. Задача: обращение к внутренним резервам; отреагирование, экспрессия негативных переживаний; возможность проработать любое негативное чувство.

Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1609/

Мастер — класс " Песочная терапия как метод предупреждения психо-эмоциональной сферы у дошкольников"

  • Тема:«Песочная терапия как метод предупреждения
  • психо-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Выполнил педагог-психолог
  • Бабай Екатерина Сергеевна
  • СП «Детский сад №2»

ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск

К. Д. Ушинский писал:

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

Игра с песком — одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Песочная терапия для детей это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Актуальность темы. Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.

Основная цель  — снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя.

Песочная терапия решает следующиезадачи:

  • развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
  • формирование у ребёнка представления об окружающем мире;
  • развитие общей и тонкой моторики.

Сегодня я постараюсь познакомить Вас с одним из направлений арт-технологии – песочной терапией с использованием кинетического песка и показать возможности ее использования в работе с детьми дошкольного возраста. Почему я выбрала именно кинетический песок?

Кинетический песок сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры, при этом не рассыпается как обычный песок, поэтому с ним можно работать без короба. Этот песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие.

В начале, моя работа была направлена на изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. В ходе данной работы были определены методики исследования, проблемы, цели, задачи, необходимый диагностический инструментарий.

В рамках оценки уровня тревожности, я использовала диагностику «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен» ,и графическую методику «Кактус» М.А. Панфилова.

По уровню тревожности было выявлено, что у 10 детей имели высокий уровень тревожности, у 7 детей — средний уровень и 3 ребенка показали низкий уровень тревожности.

Каждое занятие песочной терапии начинается с ритуала приветствия, который способствует сплочению детского коллектива, помогает им настроиться на работу. Далее проходит основная часть занятий, которая направлена на снижение уровня тревожности и страхов.

А также на коррекцию таких психических процессов как внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета, развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений, совершенствование умения и навыков практического общения, развитие фантазии, побуждение ребенка к активным действиям концентрации внимания, стабилизация положительного эмоционального фона.

Читайте также:  Апатия: что это такое, как от неё избавиться и побороть лень

После основной части проводится рефлексия, дети проговаривают о том, что почувствовали, что понравилось, что нового узнали. Затем ритуал прощания.

В работе мною используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Разговор с ладошками», «Острова», «Узоры на песке», «Готовим печенья и кексики», «Секретики», «Необычные следы». превращаем коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаются.

«Готовим печенья и кексики»

Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению..

 «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые и сложные узоры. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. 

Игра «Острова» 

Детям предлагается взять песок и на поверхности стола создать с его помощью — острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам, рассказывая о них и их обитателях (используется набор мелких сюжетных игрушек).

Упражнение «Разговор с руками»

Ребенок обводит на песке силуэт ладоней. Затем оживляют песочные ладошки — дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики.  После этого необходимо затеять беседу с руками.

Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. .

При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Для организации занятий песочной терапией понадобится:

1. Кинетический песок.

2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов (лучше не выше 10-12 см., такие габариты оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия).

В песочной терапии мы применяем разнообразные предметы: фигурки людей — дети, взрослые, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), животные — рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка), домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) – т.е. разнообразные представители животного мира; растения — деревья, кустарники, цветы.

Вы можете использовать искусственные и объекты небесного пространства — солнце, луна, звезды,натуральные растения; объекты среды обитания — заборы, ворота, дорожныерадуга, облака, молния; аксессуары — монетки;  знаки, мосты; естественные природные объекты — камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

В песочнице можно просто рисовать палочкой, а на поверхности песка, изображать разного рода рельефы .

Имитационная игра с участниками

Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? (Ответы участников).

Педагог — психолог: Большинство из вас вспоминает песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых.

Педагог: Итак, перейдем к практической части нашего занятия. Вначале давайте познакомимся с песком.

Упражнение «Поздороваемся с песком».

Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Общение с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий расслабиться.

  1. Упражнение «Картина мира»
  2. Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации. 
  3. Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей. 

Ход игры: Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель.

Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки.

Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям. 

Аналитическая карта

Левый верхний угол.

Прошлое, процессы. Воспоминания либо мысли о доме, матери, др.значимой женщине

  • Центральная часть, верх.
  • Настоящее. То, о чем думает сейчас, фантазирует
  • Правый верхний угол.

Будущее. Мечты, планы, мысли о взаимодействии в социуме. С отцом, другими мужчинами.

  1. Левая часть, центр.
  2. Прошлые эмоции, переживания, связанные с домом, матерью.
  3. Центр.
  4. Сосредоточены самые важные фигуры. Это актуальное эмоциональное состояние, нечто очень важно
  5. Правая часть, центр.
  6. Отражает стремление, желание автора
  7. Левый нижний угол.

Действия в прошлом., связанные с домом, матерью, др.значимыми женщинами

  • Центр, нижняя часть.
  • Действия, реализуемый в данный момент
  • Правый нижний угол.

Действия, возможные в будущем. Действия с соц.окружением и др.значимыми мужчинами

Заключение

Говорить о каких то результатах мне, конечно же еще рано, так как работаем мы только четвертый месяц в данной области. Сказать могу только то, что дети с огромным удовольствием занимаются «в песочнице», возбужденные дети, играя с ним, становятся спокойнее, сбрасывая свое напряжение. Агрессивные дети, улыбаются и радуются от песочного «куличика», который у них получилось сделать.

Работать в данном направлении мне нравится, думаю, что не зря взяла этот вид терапии как один из методов снятия психо-эмоционального напряжения у детей.

Источник: https://infourok.ru/master-klass-pesochnaya-terapiya-kak-metod-preduprezhdeniya-psihoemocionalnoy-sferi-u-doshkolnikov-1694306.html

Методическая разработка по теме: Игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников. | Социальная сеть работников образования

Словесная игра «Я»

Цель: Повышение самооценки, улучшение настроения.Инструкция: Я вопросы буду задать,Ваше дело — отвечать,Выше руки поднимайтеИ кричите громко: «Я»,Чтоб услышали друзья.

Вопросы:Кто у нас хороший, красивый и пригожий?Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?Кто не кричит, не срывается, лишь добрым словом управляется?Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта?Кто из нас, людей приличных, меньше всех был на больничном?Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли?Кто начальство обожает, а коллег всех уважает?А какой пенсионер молодежи даст пример?Кто со мной будет играть, настроенье улучшать?

Упражнение «Дотронься до …»

Цель: раскрепощение участников игры.Инструкция: Необходимо после команды «Дотронься до…» быстро прикоснуться к какому-либо объекту по названному признаку под музыку:до желтогодо бумажногодо высокогодо круглогодо мягкогодо звезды.

  • «Бывает, не бывает»
  • Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие умения действовать согласованно.
  • Ход: воспитатель называет какую – нибудь ситуацию, если названная ситуация бывает, то хлопайте в ладоши, если не бывает топайте ногами.
  • Папа ушел на работу
  • Поезд летит по небу.
  • Кошка хочет есть
  • Человек вьет гнездо
  • Почтальон принес письмо
  • Зайчик пошел в школу.
  • Яблоко соленое.
  • Бегемот залез на дерево.
  • Дом пошел гулять.
  • На березе выросли шишки
  • Волк бродит по лесу
  • Волк сидит на дереве
  • В кастрюле варится чашка
  • Кошка гуляет по крыше
  • Собака гуляет по крыше
  • Лодка плывет по небу
  • Девочка рисует домик
  • Домик рисует девочку
  • Ночью светит солнце
  • Зимой идет снег
  • Зимой гремит гром
  • Рыба поет песни
  • Корова жует траву
  • Мальчик виляет хвостом
  • Хвост бежит за собакой
  • Кошка бежит за мышкой
  • Петух играет на скрипке
  • Ветер качает деревья
  • Строитель строит дом
  • Игра «Солнечный лучик».
  • Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие координации движений и коммуникативных навыков.
  • Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
  • Воспитатель;
  • — Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и
  • задремали. Но вот солнечный лучик:
  • коснулся глаз — откройте глаза;
  • коснулся лба — пошевелите бровями;
  • коснулся носа — наморщите нос;
  • коснулся губ — пошевелите губами;
  • коснулся подбородка — подвигайте челюстью;
  • коснулся плеч — приподнимите и опустите плечи;
  • коснулся рук — потрясите руками;
  • коснулся ног — лягте на спину и подрыгайте ногами.
  • Слепой и поводырь
  • Цель: снижение чувства страха, формирование выдержки, доверия.

Взрослый расставляет по залу несколько стульев и делит детей на пары. Один ребенок в паре исполняет роль «слепого», другой — «поводыря».

«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья. Затем участники меняются ролями.

  1. Остальные дети наблюдают за парой.
  2. 'Под лирическую  музыку.
  3. Цель: развитие навыков релаксации, позитивное отношение к себе.

Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Алине, Тане, Саше … (перечисляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги).

— А что вы хотите пожелать мне?

— Вдохните глубоко и с вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

— Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло  солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

«СОРОКОНОЖКА»

Цель: Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Ход; Несколько детей (5—10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего.

По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.

) и выполняет другие задания. Главная задача играющих — не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.

  • Игра «Обнималки»
  • Цель:умение  действовать в коллективе; воспитание чувства  партнерства и дружелюбия.
  • Ход; под музыки дети двигаются, по сигналу 1- обнять себя;

2 обняться вдвоём, 3 обняться троём и т.д.

«Обнимашки»Цель: удовлетворение тактильных потребностейИнструкция: Ведь чтобы человека поддержать,Не дать пропасть в отчаянии и боли,Достаточно порою — лишь обнять

Читайте также:  Термоневроз у взрослых и детей: симптомы и лечение, как проводить аспириновую пробу

И прошептать: « Я рядом! Я с тобою!»

    Елизавета ЦвилиховскаяОбъятия — это защита от стресса, депрессии, одиночества.Объятия — это источник удовольствия, защищенности, здоровья.21 января — День международных объятий.

Давайте обнимемся друг с другом, ведь психологи рекомендуют обниматься друг с другом не менее четырех раз в день.

  1. «Эмоциональные руки».
  2. Цель: знакомство с различными эмоциональными состояниями, анализ средств выражения, позволяющие окружающим правильно понять их.

Ход: В отличие от животных и в отличие от роботов человек — очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции “написаны на лице”. Способность человеческого лица передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, ах можно показать руками. Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить:

злость; грусть; испуг; радость; неприязнь.

Существует еще множество игр, направленных на снятие напряжения, снижение агрессивности, эмоциональных зажимов, преодоление барьеров в общении.

«Рукавички». Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети расходятся по залу.

Отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как договариваются.

Победителей поздравляют.

«Волшебные очки».

Воспитатель  рассказывает: «Жил-был один волшебник, который изобрёл удивительные очки. Через них можно было увидеть только радостные события. Мне хочется, чтобы каждый из вас примерил     эти очки и рассказал о самом радостном событии в своей жизни». Первым надевает очки и рассказывает воспитатель .Затем дети по желанию рассказывают о своих радостных событиях.

«Улитка».

Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности.

Ход: взрослый показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняя им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности. Затем взрослый встает во главе строя детей, а дети пристраиваются «паровозиком» — каждый обнимает за талию стоящего впереди.

Взрослый говорит, что теперь они все вместе — большая улитка. По команде воспитателя “Лягушка” улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде “Лягушка ускакала” дети, не разрывая цепочки прохаживаются по комнате и хором говорят: “Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет”.

Упражнение повторяется до тех пор, пока не перестанет доставлять детям удовольствие.

«Добрый бегимотик».

Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.

Ход: дети встают в шеренгу. Воспитатель говорит, что все вместе они маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию или кладет руки на плечи стоящего впереди.

Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке. Затем воспитатель просит “бегемотика” походить по комнате, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются.

Иногда игра превращается в общую “кучу-малу” к всеобщему удовольствию всех участников.

«Драка».

Цель: снятие эмоционального напряжения, направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.

Ход: дети становятся в пары, а взрослый дает им инструкцию: что вы с другом поссорилась. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы.

Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. А теперь задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь.

Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

  • «Коробка переживаний».
  • Цель: направлено на снятие эмоционального напряжения.
  • Ход: Я принесла сегодня небольшую коробку.
  • Предлагаю отправить ее по
  • кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы.
  • Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку.
  • Потом я ее заклею и
  • унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/11/28/igry-i-uprazhneniya-dlya-snyatiya-psihoemotsionalnogo

Песочная терапия — успокоение и самоисцеление

Песочная терапия. Уже в этих двух словах чувствуется что-то успокаивающее, умиротворяющее. Структура песка такова, что одно прикосновение к нему настраивает на отдых и расслабление.

Вместе с тем реабилитологи очень уважительно относятся к этому податливому и простому в использовании природному материалу, с помощью которого (разумеется, в комплексе с другими методами) можно восстановить когнитивные функции больного после инсульта. Не менее тесно работают с песком логопеды, уже давно оценив положительное влияние песочной терапии при когнитивных нарушениях у детей, таких как дислексия, дисграфия и др.

Психотерапевты называют песочную терапию невербальным методом психотерапии, который способствует активизации внутренних самоисцеляющих возможностей организма. Как прекрасно, когда что-то способствует тому, чтобы восстановление после серьёзных нарушений происходило за счёт глубинных механизмов, самостоятельно с минимумом применяемых дорогих препаратов.

Песочная терапия после инсульта

Каждый год случается свыше 300 инсультов на каждые 100 тыс. человек населения нашей страны. Треть из них — люди трудоспособного возраста. К сожалению, к труду возвращаются лишь 20% из перенёсших инсульт. 

При очаговых поражениях мозга нарушаются: 

  • память и интеллект,
  • внимание,
  • умственные способности,
  • эмоциональная сфера,
  • волевая сфера.

Эти когнитивные нарушения, возникающие после инсульта, препятствуют возвращению человека к нормальной жизни, затруднена коммуникация с другими людьми, что приводит к тревожным и депрессивным состояниям.

Таким больным просто необходима когнитивная реабилитация после инсульта, которая чаще всего проводится с помощью медикаментов.

Однако существенными недостатками терапии препаратами является пассивное положение больного, дороговизна эффективных лекарств, необходимость длительного приема, побочные действия. 

Именно поэтому большое значение имеет поиск немедикаментозных методов реабилитации для коррекции нарушения когнитивных функций. 

Чем тут может помочь песочница? В раннем периоде после перенесённого инсульта задачей реабилитологов является сенсорная и сенсомоторная стимуляция, с чем прекрасно справляются дозируемые занятия песочной терапией. 

Одним из факторов эффективности является грамотное проведение занятий и широкий набор инструментов, которые, к слову, предельно просты: коробка с песком, вода, камушки, бусины, искусственные кристаллы. Работа проводится на подносе, используется сухой и влажный песок, важно иметь предметы разного цвета и фактуры, именно тогда достигается максимальная эффективность занятий.

Песок и вода как естественные материалы имеют удивительные свойства гармонизировать психоэмоциональное состояние человека, вызывать образы, нивелировать негативные переживания.

Простейшие задачи на занятиях песочной терапией (например, пересыпание песка) активизируют волевую активность, творческие способности и тренируют адаптивные качества организма. 

Часто в песочницах психотерапевт помогает пациенту строить композиции из прошлого и будущего, обозначить своё положение в настоящем и всецело принять его. Такие занятия стабилизируют эмоциональное состояние реабилитанта, дают умеренные сенсомоторные нагрузки, стимулируют активность и способствуют скорейшему восстановлению. 

Песочная терапия в группе

Во многих реабилитационных центрах организуются группы для занятий песочной терапией. Групповые занятия проводятся курсом не менее 10.

Среднее количество человек в группе — 6, разных возрастов и пола.

Назначают песочную терапию при реабилитации сердечно-сосудистых, неврологических заболеваний и нарушений опорно-двигательного аппарата, в т.ч. приведших к инвалидности. Занятия длятся 60 минут. 

Групповые занятия песочной терапией позволяют оказывать помощь реабилитантов друг другу, проявлять инициативу, что является мощной тренировкой для интеграции в общество. 

Тренинг в песочнице имеет элементы: 

  1. Рисование песком (с использованием световых столов и просто на подносах).
  2. Рисование цветным песком. 
  3. Упражнения для мелкой моторики.
  4. Элементы музыко- и сказкотерапии.
  5. Коммуникативные упражнения. 

Сигналы, поступающие в мозг при касании пальцами сыпучей структуры песка, стимулируют работу нервной системы. Регулярные занятия тренируют мелкую моторику, что способствует улучшению речевой деятельности, интеллекта и влияет на общее физическое здоровье. 

Начинают групповые тренинги с использованием песка с самых простых заданий, делается акцент на анализе ощущений реабилитанта от соприкосновения с материалом: отпечатки рук ладонью, кулаками, рисование несложных картин. 

На световых столах используют различные техники рисования, которые постепенно осваиваются в реабилитационных центрах — щепотью, ребром своей ладони, пальцами и др. Каждый раз интенсивность и сложность заданий возрастает. 

Своими наблюдениями поделились работники реабилитационного центра для инвалидов в г. Самара, которые ещё раз подтверждают эффект восстановления волевых качеств с помощью песочной терапии.

Вначале тренинга некоторые участники (а иногда и многие) проявляют пассивность, даже негатив.

Однако с каждым новым занятием интерес возрастает, творческая активность увеличивается, а также реабилитанты проявляют позитивное взаимодействие друг с другом. 

Результатом песочной терапии оказалось снижение тревожности клиентов центра. Стимуляция мышечносуставной чувствительности очень благоприятно сказывается на психических процессах, улучшается кожная чувствительность. Также работники центра отмечали улучшение памяти, воображения и речи.

Песочная терапия в логопедии

Песочная терапия не только помогает расслабить ребёнка и стимулировать к игровой деятельности, но и делать занятия у логопеда более эффективными за счёт стимуляции естественных процессов. Логопеды проводят занятия с помощью ящика с выкрашенными синей краской дном и бортиками. Песок регулярно моется и сушится.

Разумеется, присутствует огромный набор обучающих игрушек для занятий с песком — животные, растения, фигуры и т.п. 

Педагоги-логопеды проводят с помощью песочницы артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, ставят звуки. 

Как замечательно, когда ребёнок одновременно играет, занимается у логопеда и тренирует память, внимание, развивает интеллект!

Песочная терапия для здоровых людей

Несмотря на облегчение жизни благами цивилизации у современного человека растёт уровень испытываемого стресса. Сделать его последствия минимальными поможет песочная терапия. Начать можно в летние дни на пляже. Пересыпайте, мните песок руками, рисуйте, стройте замки вместе с детьми — это не только поможет улучшить ваши отношения, но и целительно скажется на здоровье. 

Дома можно смастерить песочницу самостоятельно, да и световой стол можно изготовить своими руками. Рисуйте простым, цветным песком, солью, стройте композиции. Это очень успокаивает, помогает восстановить силы после работы, улучшает настроение и запускает процессы самоисцеления!  

Источник: https://azbyka.ru/zdorovie/pesochnaya-terapiya-uspokoenie-i-samoiscelenie

Ссылка на основную публикацию