Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

  • Подростковый возраст — один из самых сложных периодов жизни.
  • В момент гормональной перестройки обостряются и манифестируют многие болезни, в том числе, психические расстройства.
  • К счастью, психика ребенка в этом возрасте еще довольная подвижна, поэтому большинство заболеваний поддаются корректировке.

Как избавиться от компьютерной зависимости подростку? Узнайте об этом из нашей статьи.

Виды патологии

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием.

От последнего оно отличается тем, что обычно не сопровождается соматическими заболеваниями и легче лечится.

В психиатрии выделяют ряд отклонений, характерных именно для пубертатного периода. По этиологическому фактору психические расстройства подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В возникновении первых виноваты внешние обстоятельства: наркотики, алкоголь, травмы, серьезные заболевания. Вторые являются следствием врожденных патологий: хромосомных мутаций, генетических заболеваний.

Если близкие родственники ребенка страдают от заболеваний психики, то вероятность наследования составляет 25%.

В подростковом возрасте проявляются следующие виды психических расстройств:

    Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

  1. Ипохондрия выражается в убежденности, что у подростка имеется тяжелое заболевание. При этом ребенок физически ощущает симптомы болезни, пытается убедить в этом окружающих. Он настолько поглощен мнимой болезнью, что перестает общаться с друзьями, ходить в школу. Все время он посвящает «лечению».
  2. Дизморфофобия (мания) — это отклонение, выраженное в патологическом страхе быть неидеальным. Ребенок считает себя неполноценным внешне и внутренне. Он убежден в своем уродстве, которое приводит к отсутствию друзей и успехов.
  3. Анорексия относится к расстройству пищевого поведения. Обычно страдают девочки. Они в погоне за стройностью отказываются от еды, изнуряют себя диетами. При этом, даже дойдя до истощения, они убеждены, что у них есть лишний вес.

    Иногда анорексия сменяется булимией, когда человек начинает поглощать огромное количество пищи и не чувствует насыщения.

  4. Дереализация — состояние, при котором подросток воспринимает окружающий мир как нереальный, иллюзорный. Больной видит искаженные картины, меняются вкусовые и слуховые ощущения.
  5. Деперсонализация — расстройство психики, характеризующееся «потерей» собственного «я». Ребенок воображает себя вымышленным персонажем. Он начинает придумывать собственные научные теории, касающиеся смысла жизни. Они захватывают его настолько, что он перестает ходить в школу и общаться с друзьями. Непонимание окружающих вызывает у ребенка приступ агрессии.
  6. Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

  7. Девиантное поведение — это тип поведенческого расстройства, характерный для пубертатного периода. Подросток игнорирует общественные правила, хочет принадлежать к определенной неформальной группе, отрицает все нормы. Такие дети склонны к суициду. Крайним проявлением девиантного поведения является гебоидное поведение. Обычно оно проявляется на фоне шизофрении. Отличительными признаками являются: садизм, сексуальные извращения, агрессия, общественная изоляция.
  8. Социализированное расстройство поведения выражается в сочетании в одном ребенке дружелюбности и агрессии. С некоторыми людьми подросток сохраняет нормальные отношения, ненависть и агрессия обычно направлена на педагогов или родителей. Расстройство проявляется в лживости, воровстве, прогулах школы. При этом ребенок не общается с плохой компанией и внешне выглядит вполне «примерным» школьником.
  9. Невроз подростка относится к обратимым заболеваниям, отличается частыми сменами настроения, депрессией, страхами. Это отклонение тяжело диагностировать, так как многие родители не обращаются к врачам, списывая поведение ребенка на «трудный возраст». Выделяют неврозы навязчивых состояний, истерические, депрессивные, астенические, ипохондрические.
  10. Шизофрения. Данное заболевание диагностировано у 2% населения. Дебют болезни приходится на пубертатный период. Зачатую шизофрению сложно отличить от подросткового кризиса. Основные симптомы патологии характерны почти для всех подростков: замкнутость, молчаливость, грустные настроения, нежелание общаться.

    Если эти проявления дополняются бредом, галлюцинациями, странностями поведения, то речь идет о шизофрении.

Симптомы и признаки

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

  1. Все подростки время от времени ведут себя странно.
  2. Они протестуют, стремятся к самовыражению не всегда привычными способами, грустят, проявляют агрессию.
  3. Такое поведение считается нормальным и не требует корректировки.
  4. Насторожить родителей должны следующие симптомы:
  1. Длительная меланхолия (более 3-4 недель).
  2. Неконтролируемая жестокость, опасная для окружающих.
  3. Попытки суицида, членовредительства.
  4. Внезапные приступы страха, паники, сопровождаемые нарушением дыхания и сердечного ритма.
  5. Длительный отказ от еды.
  6. Неряшливость, безразличие к своему внешнему виду.
  7. Плохая концентрация внимания, ухудшение памяти, восприятия.
  8. Невозможность адаптироваться в коллективе.
  9. Постоянная смена поведения от патологической веселости до приступов меланхолии.
  10. Отказ от общения не только с родителями, но и с друзьями.
  11. Длительные истерические припадки.
  12. Ощущения болей и других симптомов болезней, которых на самом деле у ребенка нет.

Возможные последствия

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

  • Психические расстройства у подростков нельзя оставлять без внимания.
  • При отсутствии адекватной терапии они перерастут в полноценные заболевания психики, которые невозможно будет вылечить.
  • Это сделает ребенка инвалидом или приведет к самоубийству.
  • К возможным последствиям психических расстройств относятся:
  • тяжелая шизофрения;
  • суицид;
  • задержка психического развития;
  • развитие эпилепсии.

Диагностика

Правильная постановка диагноза — это длительный и сложный процесс. Важно дифференцировать психические расстройства от серьезных заболеваний психики, установить причину и стадию патологии.

Первый шаг — это беседа с родителями, подростком. У психиатров есть специальные тесты, при помощи которых они делают первоначальные выводы.

Очень важно изучить семейный анамнез, выяснить, есть ли среди близких родственников те, кто страдает психическими отклонениями.

Для исключения или подтверждения органических поражений мозга назначают энцефалографию, МРТ головного мозга, рентген.

Лечение

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

Для терапии психических расстройств применяют методы медикаментозного воздействия и психотерапию.

Тактика лечения зависит от тяжести заболевания. В некоторых случаях (анорексия, булимия) требуется помещение в стационар, иначе ребенок может погибнуть.

Лечение психических расстройств проводится в несколько этапов:

  • купирование приступов;
  • стабилизация;
  • адаптация;
  • профилактика

Психотерапия проводится как индивидуально, так и в группах. Она включает в себя следующие методы:

  • беседа;
  • аутотренинг;
  • применение гипноза;
  • метод внушения.
  1. Если психотерапевтических методов недостаточно, то назначают медикаментозную терапию.
  2. Психотропные средства применяют в малых дозировках и непродолжительное время, чтобы не спровоцировать синдром привыкания.
  3. Выбор лекарства зависит от вида расстройства:
  1. Седативные средства назначают при повышенной агрессии, бессоннице.
  2. Нейролептики помогают в случаях острого психоза. Они снижают психическую возбудимость, снижают агрессию, подавляют эмоциональную напряженность.
  3. Транквилизаторы купируют приступы тревоги, беспокойства, эмоциональной напряженности. Эффект достигается за счет седативных свойств средства, при этом восприятие окружающей действительности не меняется.
  4. Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

  5. Антидепрессанты помогают справиться с депрессией. Лекарства снижают апатию, вялость, улучшают настроение, нормализуют сон, аппетит.
  6. Нормотимики приводят в порядок проявление эмоций. Назначают при деперсонализации и других биполярных расстройствах.
  7. Ноотропы улучшают мозговое кровообращение, нормализуют когнитивную сферу.

Также в качестве вспомогательных средств применяют отвары трав: мяты, мелиссы, ромашки, валерианы. Эффективны настойка элеутерококка, женьшеня.

Все препараты имеют ряд побочных эффектов, из-за которых их нельзя применять длительное время:

  • сонливость;
  • утомляемость;
  • снижение давления;
  • слабость мышц;
  • тошнота;
  • сухость во рту;
  • снижение аппетита;
  • головные боли.

Дополнительно назначают физиотерапевтические методы: магнитотерапия, лазеротерапия. Большую роль в лечении играют родители ребенка.

Важно, чтобы они поддерживали подростка, предотвращали стрессовые ситуации, помогали справиться с болезнью. Больной нуждается в понимании, а не критике и осуждении.

Этап стабилизации предполагает закрепление результатов, устранение остаточных явлений болезни. При адаптации психотропные препараты постепенно отменяются.

Профилактика

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

  • Профилактика психических расстройств делится на первичную и вторичную.
  • Первичная заключается в недопущении возникновения заболевания.
  • Вторичная — это закрепление результата лечения и предотвращение рецидива.
  • Не допустить возникновение заболевания иногда невозможно, учитывая наследственную природу многих болезней. Однако, существенно снизить риски помогут следующие меры:
  1. Здоровый образ жизни.
  2. Отказ от вредных привычек.
  3. Занятия спортом.
  4. Активная общественная жизнь подростка.
  5. Хобби, общение с друзьями.
  6. Поддержка родителей.
  7. Избегание стрессовых ситуаций и травм головы.

Вторичная профилактика заключается в недопущении рецидива болезни. К сожалению, при некоторых расстройствах этот период должен продолжаться всю жизнь.

Родителям следует пристально следить за поведением ребенка, чтобы вовремя заметить ухудшение состояния. Меры вторичной профилактики:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха.
  2. Избегание стрессов.
  3. Занятие спортом или хобби.
  4. Нормализация питания.
  5. Прием витаминов.
  6. Полноценный сон.
  7. Своевременное лечение вирусных заболеваний.
  8. Регулярные профилактические осмотры у психиатра, особенно подросткам с отягощенной наследственностью.
  9. Прохождение санаторно-курортного лечения.

Прогноз

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

  1. Большинство психических расстройств успешно лечатся.
  2. Для этого важно вовремя диагностировать болезнь и назначить адекватную терапию.
  3. Проблема в том, что подростки и родители боятся признать наличие заболевания и не обращаются к специалистам.

Менее благоприятный прогноз имеет шизофрения. Многие больные получают группу инвалидности.

Если пациент не может самостоятельно себя обслуживать, то ему присваивают 1 группу. При сохранении способности трудиться подросток получает 2 или 3 группу, в зависимости от длительности стадии ремиссии.

Психические расстройства подростков легче предупредить. Родители должны научить ребенка справляться с трудностями, не принимать неудачи близко к сердцу, доверять родителям и рассказывать о своих проблемах.

Биполярное расстройство — смертельная опасность для подростка:

Источник: https://psyholic.ru/psihiatriya/psihicheskie-rasstrojstva-u-podrostkov.html

Причины возникновения психических заболеваний у детей

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

Каждый без исключения родитель желает видеть свое чадо счастливым, здоровым, полным жизненных сил и энергии. Взрослые уделяют много времени и внимания его физическому воспитанию, игнорируя эмоциональное развитие. В связи с этим могут проявляться различные психические расстройства у детей. Их коварство состоит в том, что они не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс.

Поэтому наряду с телесным развитием немаловажную роль играет развитие психологических центров. А при обнаружении отклонений родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированному медику. В статье будут рассмотрены самые распространенные психические отклонения у деток, а также особенности их проявления и терапии.

Самые распространенные нарушения психики у детей

Психические расстройства у детей – это своеобразная группа заболеваний, которые формируются вследствие нарушения эмоционального развития.

К ним могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются корректированию, а также более серьезные процессы, ограничивающие жизнь крохи.

Читайте также:  Синдром хронической усталости: симптомы, причины и методы лечения

Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга во многом зависит от возрастных особенностей малыша и от этапа, на котором была обнаружена проблема.

Зачастую психические отклонения остаются незамеченными и невылеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство явлений сопровождается постановкой на учет к психиатру, неврологу.

Плюс то, что все это сопряжено с продолжительным периодом лечения и длительной тяжелой реабилитацией, а это влечет дополнительные затраты времени родителей и самого ребенка.

На самом деле, чем быстрее будет обнаружено заболевание, тем более оперативно будут приняты меры по его лечению.

Список недугов, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка, является небольшим и включает в себя всего 4 класса отклонений. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику:

  • умственную отсталость;
  • ранний аутизм у детей;
  • ЗПР;
  • синдром недостатка внимания.

Чаще всего эти болезни характерны для ребят дошкольного возраста. Чем раньше они будут диагностированы, тем больше шансов на полноценное избавление от данных патологий. Для этого необходимо знать описание каждой из них.

Синдром дефицита внимания

Это существенное отклонение в поведенческой и неврологической реакции.

Чаще всего болезнь дает о себе знать в младенческом возрасте в ходе развития и прогрессирования болезни центральной нервной системы в случае повреждений мозга, а также по причине генетической предрасположенности. Признаки синдрома проявляются в виде различных изменений, в зависимости от типа заболевания. Всего существует три разновидности.

Импульсивный тип

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

Малыш, страдающий от такого расстройства, будет вести себя чрезмерно импульсивно, вспыльчиво и активно. Ему постоянно хочется двигаться, он не может усидеть на одном месте ни минуты. Ребенок тороплив и не может довести начатое дело до конца.

Такого малыша выделяет поведение в группе людей: он не может играть в командные игры, поскольку постоянно переключает свое внимание на другие вещи. Малыш может игнорировать запреты и лезть туда, где крайне опасно. Аналогичное поведение проявляется и во сне: ребенок крутится, беспокойно себя ведет, сбрасывает одеяло.

Преимущественно невнимательный тип

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

Дети, страдающие от этого недуга, не могут концентрировать внимание на одном предмете/вопросе. Они не в состоянии сосредоточиться на объекте, что мешает рациональному планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.

На самом деле, крохе трудно собрать все услышанное в единую картину и сделать правильный вывод. При этом он все прекрасно понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной утрате личных вещей, нежелание решать задачи, предполагающие умственную нагрузку.

Комбинированный тип

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний Этот вид расстройства внимания является на практике наиболее распространенным. Он включает в себя все прежние виды болезни и ее признаки. Поэтому ребенок, заболевший таким недугом, является невнимательным и очень активным.

Поскольку симптоматика имеет яркую выраженность, распознать ее крайне легко и просто:

  • легкая возбудимость;
  • взбудораженность;
  • быстрое отвлечение от дел;
  • невозможность концентрации внимания;
  • стремление перебить собеседника;
  • рассеянность;
  • болтливость;
  • желание постоянно что-то делать.

Появляется данный недуг по причине генетической предрасположенности, заболеваний мозга и ЦНС.

Аутизм

Это сложный и малоизученный недуг, который на практике встречается достаточно редко. Его коварство состоит в том, что далеко не всегда можно сразу же заметить признаки поражения.

Более того, иногда характерные проявления родители и медики списывают на особенности возраста.

Ключевой признак болезни заключается в неспособности строить отношения с другими людьми, склонности к одиночеству, невозможности делиться собственными чувствами и эмоциями.

Такие детки проблематично расстаются со старыми привычками и не хотят привносить в свою жизнь что-то новое (например, менять распорядок дня).

Иногда даже банальная стрижка в парикмахерской или перестановка мебели в квартире травмирует их психику. Поэтому больной ребенок стремится к тому, чтобы постоянно сохранять одну и ту же обстановку.

Из-за отсутствия коммуникативных навыков могут развиваться проблемы с речевой функцией.

Аутизм – это заболевание, природа которого до конца не изучена, поэтому определить истинную причину его проявления проблематично. Большинство ученых предполагает, что проблематика связана с нарушением развития центральной нервной системы.

Проявление раннего детского аутизма может быть скорректировано, но для этого необходимо обратиться к опытным специалистам (логопедам, психиатрам, педиатрам), которые смогут без проблем установить контакт с малышом, причем занятия проводятся по различным направленностям – психике, поведению, развитию речи.

Причины развития

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний Ученые выдвинули большое количество гипотез касательно причинных факторов развития данного заболевания, общее их число составляет 30. Все они способствуют прогрессированию болезни, однако ни один из них не может выступать в качестве самостоятельной причины.

Известно, что чаще всего проявление признаков происходит в связи с врожденной патологией, базирующейся на недостаточности центральной нервной системы. Она образуется из-за генетической предрасположенности, аномалий хромосомного состава, нарушений нервной функции в случае патологической беременности или осложненных родов.

Задержка психического развития

В случае прогрессирования ЗПР личность малыша является крайне незрелой, а психика при этом развивается очень медленными темпами. Познавательная сфера, как и поведенческая реакция, является нарушенной. При установлении прогноза стоит обратить особое внимание на причины проявления недуга, а также уделить его некоторым признакам патологии.

Важно своевременно организовать обучающие и воспитательные мероприятия, что позволит сгладить основные симптомы недуга и привести состояние здоровья ребенка в норму.

Особенно важно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, педиатра.

Важную роль играет ежедневное поведение домашней работы с родителями для общего развития крохи.

Олигофрения

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

Тем не менее, все они формируются по причине недостаточно развития психики. Заболевание имеет обширную классификацию и включает в себя большое количество форм:

  • слабо выраженную разновидность (дебильность);
  • среднюю форму (имбецильность);
  • сильную степень (идиотию).

В настоящее время наиболее часто используется классификационная картина заболевания в соответствии с параметрами IQ.

  • легкая степень – 50-70 баллов;
  • умеренная олигофрения – 30-50 баллов;
  • тяжелая форма – 20-35 б.;
  • глубокая разновидность – менее 20 балльных единиц.

Решить эту проблему можно исключительно комплексным способом, избрав тщательный подход к каждой сфере развития личности.

Шизофрения

В процессе прогрессирования этой болезни происходят определенные личностные изменения, которые обычно могут проявляться оскуднением эмоциального фона, снижением энергетического уровня, потерей единства психических опций. Среди наиболее распространенных клинических признаков у лиц дошкольного возраста можно выделить следующие особенности:

  • редкий плач (в грудном возрасте), отсутствие реакции на мокрые пеленки и пробудившийся аппетит;
  • необоснованный страх, чередующийся с абсолютным бесстрашием;
  • возникновение состояния двигательного угнетения или, наоборот, возбуждения;
  • стереотипное поведение.

У школьников, больных этим недугом, часто возникают следующие симптоматические проявления:

  • речевые расстройства и частое употребление стереотипных выражений;

Источник: https://DeteyLechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/psihicheskie-zabolevaniya-u-detej.html

Психические заболевания у детей: как определить, тест, симптомы, лечение, видео

Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов,  остаются наедине со своими проблемами.

Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится  на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным.

Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.
Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.

Как определить?

Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов.

Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств.

Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

Тест «11 признаков»

  1. Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
  2. Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
  3. Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
  4. Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
  5. Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
  6. Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
  7. Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
  8. Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
  9. Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
  10. Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
  11. Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний
Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.

Умственная отсталость

Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

Симптомы

Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

  • нарушается или отсутствует познавательная потребность;
  • замедляется, сужается восприятие;
  • возникают трудности с активным вниманием;
  • ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
  • бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
  • слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
  • отсутствуют устойчивые мотивации;
  • ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
  • возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.
Читайте также:  Велафакс: инструкция по применению, аналоги

Причины

Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины олигофрении обусловлены:

  • генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
  • прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
  • инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
  • физическое повреждение тканей мозга во время родов;
  • заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
  • факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.

Можно ли вылечить?

Умственная отсталость – патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием, выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

Задержка психического развития

При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.

Психический инфантилизм

Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы.

Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине.

 Также выделяют другие формы ЗПР: задержка развития чети, письма, чтения и счета.

Каков прогноз?

Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений.

К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия.

 Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.

Чем помочь ребенку?

Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.

Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.

Источник: https://LechenieDetej.ru/psixologiya/psixicheskie-zabolevaniya.html

Психические расстройства у детей и подростков — как выявить

У детей возникают различные психические расстройства: шизофрения, эпилепсия, депрессия, неврозы и экзогенные поражения головного мозга. Однако эти болезни развиваются и у взрослых, хотя симптоматика немного отличается.

Поэтому мы разберем специфические для детского и подросткового возраста психические расстройства: детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нервные тики, олигофрению, нарушение психологического развития, смешанные эмоциональные расстройства и нарушение социального функционирования.

Психические расстройства у детей и подростков

Детский аутизм (синдром Каннера) – психическое расстройство детского возраста. Проявляется крайней социальной дезадаптацией, стереотипным поведением и специфическими увлечениями.

Одна из теорий происхождения детского аутизма заключается в нарушении созревания межсинаптических связей – «мостов» между нервными клетками, которые передают электрический импульс и информацию. Созревание синаптических связей нарушается из-за генетических сбоев и мутаций в генах.

У аутистов нарушается развитие нервной системы. Первые проявления обнаруживаются в младенчестве, когда ребенок реагирует на внешние события не так, как другие дети.

С раннего возраста заметен парадокс: ребенок бурно реагирует на слабые раздражители, и слабо реагирует на сильные.

Например, младенец громко плачет и возбуждается из-за тихого телефонного звона, и почти никак не реагирует на громкую музыку.

У здоровых детей после первых нескольких месяцев жизни формируется «комплекс оживления»: ребенок улыбается, смеется и тянется, если увидит маму или папу. У аутистов этот комплекс искажен: младенец может смеяться и улыбаться без присутствия родителей, тянуться к игрушке или светильнику.

К первому году жизни и позже у ребенка младшего школьного возраста нарушается социальная адаптация. Дети не тянутся к сверстникам, их не интересуют привычные общественные мотивы. Их внутренняя жизнь преобладает над внешней: они могут часами проводить за конструктором и рисовать, пока их одногодки играют в социальные игры «дочки-матери» или «казаки-разбойники».

Аутисты избегают прямого взгляда, редко понимают особенности обстановки, как и где нужно сказать или промолчать, как повести себя в той или иной ситуации. Они не привязываются к людям, но сильно привязываются к опекунам, которые заботятся о них.

Дети с аутизмом с трудом распознают эмоции и скрытые невербальные знаки. Им трудно понять и прочувствовать, что сейчас испытывает другой человек.

Хотя некоторые аутисты утверждают, что очень хорошо чувствуют переживания и эмоции собеседника или любимого персонажа из приключенческой книги.

У аутистов мало друзей. Обычно за жизнь они встречают 3–4 близких дружеских связей. Они любят проводить время в одиночестве. Некоторые же аутисты любят общаться и проводить время в компании друзей.

Низкая общественная активность связана скорее не с нежеланием вступать в социальный контакт, а с внутренними барьерами, со стеснением. Основная причина – коммуникативные навыки развиты очень слабо.

Также для детского аутизма характерны такие симптомы:

  1. стереотипия – это бесцельные движения руками, ногами и головой;
  2. компульсии – навязчивое соблюдение собственных правил; чаще всего – выставлять предметы по определенной закономерности: по цвету, по линии, по размеру;
  3. предпочтение однообразия и страх перемен;
  4. узконаправленные интересы: чрезмерная любовь к одному и тому же мультику, игре;
  5. агрессия, направленная на себя: дети кусают собственные руки, могут вырывать волосы.

Реже у аутистов возникают припадки, неконтролируемые вспышки гнева, недостаток внимания и гиперактивности; наблюдается сниженная способность к обучению и чрезмерная чувствительность. У некоторых аутистов присутствует синдром саванта – выдающиеся способности в запоминании, рисовании или арифметике.

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

Детское гиперкинетическое расстройство

Им страдает от 3 до 8% детей. Мальчики болеют в 5 раз чаще девочек. Основные признаки – избыточная двигательная активность, недостаток внимания, сниженные способности к обучению и запоминанию новой информации.

Такие дети обычно никогда не доводят начатое дело до конца.

Из-за дефицита внимания способные дети не могут учиться: они быстро теряют интерес к заданию, переключаются на другие темы, часто дерутся, конфликтуют с учителями, задирают одноклассников.

Одна из причин патологии – минимальная дисфункция центральной нервной системы. При этом признаков органического поражения головного мозга нет. У большинства детей симптомы устраняются самостоятельно после 12 лет. К 20 годам патология самоустраняется.

Расстройства физиологических функций

Сюда относится:

Заикание встречается у 4% детей. Чаще возникает у мальчиков. В среднем возникает в 4–5 лет. У 17% детей заикание имеет наследственную связь.

Заикание может быть двух видов: психогенное и дизонтогенетическое. Психогенное заикание возникает после травмирующей психической ситуации, например, после сильного испуга.

Дизонтогенетический вариант возникает при органическом поражении головного мозга.

Энурез – это недержание мочи. Бывает психогенным (невротическим) и дизонтогенетическим. Обычно невротический энурез сопровождается другими психическими нарушениями, чаще всего инфантилизмом.

Тики

Возникают у 5% мальчиков и 2.6% девочек. Первые тики обычно появляются после 7 лет. Тики имеют благоприятный прогноз – в подростковом и зрелом возрасте они устраняются самостоятельно. Однако во время школьного возраста усиливаются провоцирующими факторами: тревогой, страхом, волнением, недосыпанием, вниманием окружающих.

Тики могут входить в структуру синдрома Жиля де ля Туретта. Это психическое расстройство характеризуется вокализмами (непроизвольными звуками гортани, произношением матерных слов) и двигательными тиками. Недуг сопровождается навязчивостями, тревогой, неуверенностью в себе, рассеянностью внимания.

Олигофрения

Это врожденное или приобретенное (до трех лет жизни) слабоумие у детей. Дети с олигофренией неспособны обучаться или обучаются с трудом, у них снижена способность абстрактного и логического мышления, нарушена социальная адаптация и сфера самообслуживания.

Психические расстройства у детей, подростков: описание, признаки, симптомы заболеваний

Кретинизм

Вызван нехваткой йода. Относится к эндокринным заболеваниям, а не к психиатрическим. Сопровождается задержкой умственного и физического развития из-за недостатка гормонов щитовидной железы.

Подростковые психические расстройства

Подростки чаще всего страдают нарушением пищевого поведения (нервная булимия, нервная анорексия, психогенное переедание и психогенная рвота), суицидальными попытками, депрессией, рискованными формами поведениями, ранним алкоголизмом и приемом наркотиков, незащищенными половыми контактами, шизофренией.

Особенности течения основных психических расстройств у детей и подростков

Триада Вальтер-Бюэля или психоорганический синдром возникает из-за органического поражения головного мозга, например, вследствие детских инфекционных заболеваний или черепно-мозговой травмы.

Характеризуется тремя симптомами: снижением памяти, ослаблением интеллекта и эмоциональными нарушениями.

Психоорганический синдром часто сопровождается общей слабостью, истощенностью и раздражительностью.

Шизофрения у детей протекает более злокачественней, чем у взрослых. Чаще проявляется атипично, без псевдогаллюцинаций и бреда воздействия. Шизофрения – детское психическое расстройство при сохранном интеллекте и памяти. Чаще проявляется гебефренической или кататонической формой.

Второе самое распространенное психическое расстройство – биполярно-аффективное расстройство. Обычно у детей он не возникает, но редко наблюдаются эмоциональные приступы у детей не младше 9–10 лет. В основном дети жалуются на ощущение тоски, нарушение сна, снижение аппетита и запор. Такие дети медлительны, плохо запоминают и концентрируются.

Основные принципы терапии – медикаменты и психотерапия. Особенности лечения зависит от типа заболевания и течения. Медикаментозное лечение психических расстройств у детей преимущественно симптоматическое: назначают антидепрессанты, противотревожные, снотворные, антипсихотические средства, антиконвульсанты.

Читайте также:  Детский церебральный паралич (дцп): что это такое, признаки, причины, лечение

В психотерапии чаще всего применяется когнитивно-поведенческий метод. Он наиболее эффективен при заболеваниях с нарушенной адаптацией и навязчивостями.

Не существует специфической профилактики нервно-психических расстройств у подростков и детей. Большинство из них имеют наследственное происхождение, то есть причины кроются в генных мутациях, которые невозможно предугадать и предотвратить. Неспецифическая профилактика – здоровый сон и пища, занятия спортом, продуктивные увлечения, демократический тип воспитания.

Не нашли подходящий ответ?Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/u-detej

Психические расстройства у детей

Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств.

Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии.

По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей.

После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью.

Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям.

Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными.

Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит.

Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии.

При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

  • тревожные расстройства, страхи;
  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, агрессивность;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;
  • детская шизофрения.

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип.

Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация.

Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития.

Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка.

Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности.

Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта.

Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность.

Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу.

Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет.

Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

  • Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.
  • Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:
  • — склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;
  • — чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;
  • — сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;
  • — отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;
  • — шизоидность и циклоидность;
  • — стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;
  • — непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

  1. Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:
  2. — чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;
  3. — попытки убить себя или навредить;
  4. — всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;
  5. — участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;
  6. — бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;
  7. — отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;
  8. — сильные тревоги, мешающие обычной активности;
  9. — трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;
  10. — употребление алкоголя или наркотиков;
  11. — сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;
  12. — перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

Источник: https://psihomed.com/psihicheskie-rasstroystva-u-detey/

Ссылка на основную публикацию