Признаки и профилактика суицидального поведения подростков, взрослых

Стремление отнять у себя жизнь или суицид – тенденция, присущая человечеству с давних времен. Самоубийство (агрессия, направленная на себя) как проблема психики и нерационального деструктивного поведения человека столь многогранна и разнообразна, что требует отдельного тщательного рассмотрения и определения.

Психология суицидального поведения

Признаки и профилактика суицидального поведения подростков, взрослых

Будучи результатом дезадаптации личности в социально-психологической сфере, суицидальное поведение рассматривается как внутреннее и внешнее.

Внутреннее выражение суицидального поведения одновременно указывает на этапы процесса формирования склонности к самоубийству:

  • переживания антивитального порядка – отчетливых представлений о своей смерти у человека пока не сформировано, но присутствует общее отрицание жизни;Признаки и профилактика суицидального поведения подростков, взрослых
  • суицидальные мысли, выраженные в пассивно – фантазирование и поверхностные идеи о собственной смерти, но при отсутствии плана самоубийства в конкретной форме;
  • замыслы по поводу суицида – повышение суицидальной активности, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением и построение плана суицида (времени его совершения, места и способа);
  • суицидальные интенции (намерения) – человеком принимается решение по поводу самоубийства, к замыслу присоединяется волевая составляющая действия, постепенно поведение переходит во внешнюю сферу и реализацию.

Логическим завершением внутренних суицидальных проявлений являются внешние:

  • совершение акта суицида (осознанное намерение и конкретное действие без доведения до конечного результата);
  • завершенный суицид (действие с летальным исходом).

Суицидальное поведение имеет возрастные особенности в детско-юношеской группе. Если у детей до 5-летнего возраста существует низкая вероятность суицида, самоубийственное поведение почти не прослеживается, в младшем школьном возрасте (до 9 лет) суицидальная активность немного возрастает, то суицидальное поведение подростков имеет значительную интенсивность:

  • 14-15 лет – резкий рост предрасположенности к суицидам и желание их реализовать (попытки самоубийства совершают в среднем 14-25% подростков);
  • 16-19 лет – пик суицидальной активности (попытки самоубийства – от 33 до 52 %).

Признаки и профилактика суицидального поведения подростков, взрослых

Причины и признаки

Признаки, объединяющие всех суицидентов (людей, совершающих попытку суицида или сам суицид), отображаются в ряде личностных особенностей:

  • через попытку суицида человек стремиться достичь решения своей проблемы;
  • стимулирующим к попытке суицида средством является сильная психическая (душевная) боль и терзания – проявляется стремление любыми путями избежать этой боли;
  • в суицидальном состоянии человеком переживается эмоция беспомощности – жизненная ситуация представляется беспросветной и безнадежной, бессилие, уныние и депрессия преобладают в эмоциональной сфере;
  • противоречивость (амбивалентность) превалирует по отношению к явлению суицида – страх перед ним наряду с пониманием, что это и путь к «освобождению»; возникает стойкое желание умереть, но чтобы каким-то образом тебя спасли;
  • суицид, в понимании совершающего это действие человека, – избегание большего зла;
  • склонность к аутоагрессии – в ходе суицида гнев и разрушающее воздействие направлено на себя самого.

Признаки и профилактика суицидального поведения подростков, взрослых

Признаки и профилактика суицидального поведения подростков, взрослых

Причины суицидов являются глубинными и многофакторными. Их природа основана на особом состоянии эмоционально-волевой сферы человека и может быть классифицирована в зависимости от факторов:

  1. Личностно-семейных: причины, связанные с разладами и конфликтами в семье; особенностями воспитания; болезнью и потерей близких; проблемами в любовной сфере, в т.ч., с половой несостоятельностью; унижения и оскорбления от социального окружения.
  2. Специфическое состояние здоровья: в психическом (шизофрения, психопатия) и физическом (уродства, увечья) плане.
  3. Конфликты и противоречия во взаимоотношениях (как результат антисоциального поведения): суицид выступает средством недопущения позора и наказания, уголовной ответственности.
  4. Деструктивные отношения в профессиональной сфере, учебе: конфликты и неполадки в коллективе, негатив в оценке профессионализма, успехов в учебной деятельности.
  5. Трудности материально-бытового характера.

Наиболее частые причины совершения суицидальных поступков в подростковый период сводятся к известным личностным проблемам:

  1. Потеря человека, к которому испытываются чувства любви или сильной влюбленности.
  2. Переутомление значительной степени и величины.
  3. Нарушение чувства собственного достоинства со стороны сверстников или взрослых.
  4. Потеря личностных защитных механизмов (вследствие приема психоактивных средств – алкоголя, наркотиков, психотропных препаратов).
  5. Уподобление себя со сверстником или взрослым, совершившим суицид (из-за «сходства судьбы», жизненных обстоятельств и т.п.).
  6. Особая форма проявления печали, страха, гнева как реакция на жизненно важные события.

Признаки и профилактика суицидального поведения подростков, взрослых

Коррекция

Коррекция поведения человека, склонного к суициду (или уже совершавшего попытку) должно учитывать влияние на суицидента со стороны социальной среды. Здесь психологическая помощь должна рассматриваться как минимум в 3 направлениях:

  1. Профессиональная работа: помощь со стороны психологов и психиатров. Эта работа особенно важна в период острого кризиса – накануне или после совершения попытки суицида. Как воздействие препаратами, так и психотерапевтическая работа призвана преодолеть эмоциональное состояние у суицидента на пике его напряжения.

Тут применима процедура установления эмоционального контакта и поэтапное, точное выявление мельчайших деталей – как причин самого поступка, так и особенностей личности суицидента. В ходе коррекции модель поведения, отличная от сценария суицида, постепенно интегрируется в личностные представления индивида.

Признаки и профилактика суицидального поведения подростков, взрослых

  1. Помощь со стороны ближайшего социального окружения – близких родственников и друзей. Суицидент требует адекватного внимания: не навязчивого с желанием гиперопеки, но терпеливого с эмоциональной поддержкой. Откровенные беседы, демонстрация безусловной любви или дружбы, умение выслушать и т.п.Признаки и профилактика суицидального поведения подростков, взрослых
  2. Общее воздействие социальной среды – коллектива (сотрудников, товарищей по учебе). Важно сформировать адекватное отношение к ситуации суицида. Заострять внимание на случившемся не стоит – не нужно лишний раз «приносить соболезнования» или обращаться по форме «да со всеми случается!». Конструктивным будет толерантное отношение с сохранением позитивной обратной связи на запросы человека со склонностью к суициду.

Профилактика

Профилактические меры, предотвращающие тенденции в сфере аутоагрессии, должны начинаться с возрастных групп, где суицидальная активность наивысшая.

Профилактика суицидального поведения подростков в школе призвана подготовить педагогов, родителей, социальных работников и школьных психологов к общему пониманию проблемы, а также сформировать комплексное представление у подрастающего поколения про особенности суицидального поведения и его разрушительном влиянии на личность.

Признаки и профилактика суицидального поведения подростков, взрослых

Мероприятия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних составляются с учетом всего спектра проблемы суицида:

  • общемедицинские – работа во время проведения медосмотров: выявление физиологических особенностей, формирующих суицидальное поведение (в т.ч., склонность к приему психоактивных средств);
  • психиатрические (суицидологические) – своевременное выявление патологий психики в ходе работы со школьниками во время профосмотров и помимо них;
  • психологические – коррекционная работа с неконструктивными личностными установками, аутоагрессией;
  • социальные – создание надлежащего социального статуса, коррекция (по возможности) социально-экономических условий жизни подростков, потенциально склонных к самоубийству;
  • информационные – меры, направленные на создание специализированных программ для распространения среди несовершеннолетних и всех заинтересованных (врачей, психологов, учителей, студентов) знаний про опасность суицидальных тенденций в современном обществе, показывающих конкретные примеры пагубного влияния суицидов; программ, создающих условия для здорового образа жизни.

Видео:

Источник: https://psihbolezni.ru/rasstrojstva/suitsidalnoe-povedenie-priznaki-prichiny-profilaktika/

Причины суицида у подростков

Признаки и профилактика суицидального поведения подростков, взрослых

Навигация по статье «Причины суицида у подростков»:

Когда я задумалась над этой статьёй, первый родившийся вопрос – это вопрос о том, для кого она будет.

Уже более 6-ти лет работая с подростковым суицидом, я не могу не отметить, что самой болезненной и тяжёлой эта тема остаётся для родителей.

А для некоторых из них тяжёлой настолько, что они предпочитают закрыть глаза и сделать вид, что всё, в общем-то, нормально и их уж эта тема точно никогда не коснётся. Вот только закрытые глаза проблему не решают.

Поэтому эта статья в первую очередь для родителей. О чём? О том, что для каждого родителя является самым родным, самым близким и самым значимым – о детях. О том, как понимать их, как разговаривать на их языке, но самое главное – как помочь им, чтобы не сделать хуже.

Прежде, чем рассматривать непосредственные причины суицида у подростков, вспомним некоторые особенности этого нелёгкого возраста.

Особенности подросткового возраста

Признаки и профилактика суицидального поведения подростков, взрослыхПубертатный период (ориентировочно от 12 до 16-17 лет)  относится к числу переходных и критических периодов жизни человека. Подросток стремится приобщиться к миру взрослых, начинает осознавать и примеривать для себя нормы и ценности этого мира.

У подростка:

  • возникает чувство «взрослости»,
  • развивается самосознание и самооценка,
  • увеличивается интерес к себе как к личности,
  • происходит оценка своих возможностей и способностей,
  • контроль над своими эмоциями и импульсами снижен,
  • нервная система обладает повышенной возбудимостью, что приводит к чрезмерной обидчивости, раздражительности, вспыльчивости.

А ещё подростки финансово и эмоционально зависимы от своей семьи. Если члены семьи не оказывают столь необходимой моральной, материальной, иной поддержки, возможности любого подростка резко сокращаются. Ему сложно отстаивать свои права, добиваться уважения и удовлетворения своих потребностей, собственных ресурсов зачастую не хватает, поэтому он чувствует себя беспомощным и уязвимым.

Многие взрослые  не понимают того, что происходит в душе у подростка, какие мотивы им движут, что для него важно и ценно. Мы склонны оценивать всё с высоты своего возраста и опыта и зачастую нам трудно понять подростка, даже если это наш ребёнок.

Но самое грустное в этой ситуации – это то, что зачастую подростки и сами себя не понимают. Гормональная перестройка организма, поиск себя и своего места в мире, внутриличностные конфликты, чувство одиночества, необходимость планировать своё будущее в условиях полной неизвестности, большие нагрузки в учёбе, борьба за успех среди сверстников    – всё это становится их постоянными спутниками.

Прибавьте к этому «фону» первый опыт отношений и их разрыва, семейные сложности, проблемы в школе и вы почувствуете, с какими трудностями сталкиваются подростки.

К сожалению, иногда этих трудностей оказывается так много, а сил на сопротивление им так мало, что это ведёт к печальным последствиям.

Суицид в условиях постоянных внутренних и внешних конфликтов видится подростку единственным выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. Цель суицида всегда —  уход от непрекращающейся душевной боли, прекращение сознания.

Причины суицида у подростков. Факторы риска

Признаки и профилактика суицидального поведения подростков, взрослыхКак правило, самоубийство не совершается при наличии лишь одной причины, чаще всего присутствует их сочетание, что увеличивает вероятность завершенной попытки.

Никому не известно, почему при одних и тех же обстоятельствах один человек закончит жизнь самоубийством, а другой – нет. Однако, можно выявить некоторые общие факторы риска, которые способны выступить как причины суицида у подростков.

Семейная проблематика:

  • Самоубийство одного из членов семьи (особенно одного из родителей)
  • Потеря одного из родителей ввиду смерти или развода. Потерей одного из родителей в случае развода являются ситуации, когда родитель, с которым ребёнок не остаётся жить, отказывается от всяческого дальнейшего взаимодействия с сыном/дочерью. То есть, не принимает участия в воспитании, прерывает контакт, не звонит и не пишет сам и не реагирует на попытки общения со стороны ребёнка.
  • Отсутствие эмоциональных привязанностей в семье, неприятие и постоянное осуждение подростка в семье.
  • Насилие в семье (физическое, эмоциональное, сексуальное). Подробнее читайте в статье «Насилие в семье».
  • Слишком авторитарные или напротив, всё позволяющие родители.
Читайте также:  Боязнь клоунов: как называется эта фобия, почему люди испытывают страх

Факторы окружающей среды:

  • Социальная изоляция, отчуждение, неприятие в группе сверстников
  • Проблемы в школе/колледже (травля со стороны одноклассников, тяжёлые и затяжные конфликты с учителем/учителями)
  • Утрата значимых отношений (распад пары, ссора с близким другом, смерть близкого человека)

Источник: https://PsyHelp24.org/prichiny-suitsida-u-podrostkov/

Признаки суицидального поведения у подростков

Признаки  суицидального поведения у подростков

• Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников.

Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория».

При этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.

• Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит.

Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п.

Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

• Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему.

Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении.

Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

• Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему.

Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка.

Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

• Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.

• Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды и др.

), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья.

В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

• Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются.

Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни.

Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

• Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему.

Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности.

Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

• Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни — это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве.

Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).

• Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.

      Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.

  • Внешние и поведенческие ключи суицидального риска:
  • • Тоскливое выражение лица.
  • • Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
  • • Гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица).
  • • Амимия (отсутствие мимических реакций).
  • • Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов.
  • • Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
  • • Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).
  • • Двигательное возбуждение.
  • • Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
  • • Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
  • • Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
  • • Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, чувство «бесчувствия».
  • • Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
  • • Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
  • • Тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
  • • Оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого.
  • • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
  • • Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • • Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди,  запоры, нарушение менструального цикла (задержка).
  • Словесные ключи (что проговаривает ребенок):

• Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».

• Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).

• Уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).

• Прощания.

• Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).

• Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

        Основными «инструментами» педагогов и специалистов СППС для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, полученная от сверстников (друзей, родственников, учителей предметников), данные медицинской документации. 

Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п. 

Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что раннее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п. 

Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные раннее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.

Источник: https://spc-korelichi.schools.by/pages/priznaki-suitsidalnogo-povedenija-u-podrostkov

Причины и признаки суицидального поведения подростков

12 Сентябрь 2013 Администрация

Суицид. Отношение к этому феномену у человека специфическое. Очень редко можно встретить человека, который принимает и понимает акт самоубийства.

Притча.

Жил был царь Соломон. Не смотря на то, что он был очень мудрым, его жизнь была очень беспокойной. Однажды решил он обратиться за советом к придворному мудрецу: «Помоги мне — очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя.

Я подвержен страстям, и это сильно осложняет мою жизнь!» На что Мудрец ответил: «Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо — на нем высечена фраза: «ЭТО ПРОЙДЕТ!» Когда к тебе придет сильный гнев или сильная радость, просто посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя.

В этом ты найдешь спасение от страстей!».

Соломон последовал совету Мудреца и смог обрести спокойствие.

Но однажды, во время одного из приступов гнева, он, как обычно, взглянув на кольцо, он это не помогло — наоборот, он еще больше вышел из себя.

Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ…»

  • НЕ ВСЕ ЛЮДИ ВЕРЯТ В ЭТИ СЛОВА!
  • Ежегодно кончают с собой:
  • 30 тысяч американцев
  • 25 тысяч японцев
  • 20 тысяч французов
  • 70 тысяч россиян.

С 2005 по 2010 год в Гомельской области по причине суицидов умерло 2469 человек. И является 3-й в списке причин смертности среди людей в возрасте до 35 лет.

Читайте также:  Сенильный психоз и старческая деменция: симптомы и лечение

50 % подростков думали об этом.

Самоубийство (суицид) — намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды.

Самоубийство есть, прежде всего, порыв отчаяния у человека, который больше не дорожит жизнью; но в действительности человек вплоть до последнего момента привязан к жизни, хотя эта привязанность и не мешает ему расстаться с нею.

В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.

За последние тридцать лет утроилось количество зарегистрированных случаев суицида среди молодежи.

Более 80% людей сообщают о своем намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и или страданиях.

  1. Самоубийство наиболее характерно для кризисных периодов жизни человека (молодой и предпенсионный возрасты),
  2. Существуют некоторые общие показатели, которые статистически увеличивают возможность самоубийства. Ими являются:
  3. ¨     мужской пол,
  4. ¨     подростки в возрасте от 12 до 16 лет  либо более старший, пенсионный возраст.
  5. ¨     психотравмирующее событие в возрасте до 15 лет,
  6. ¨     одиночество, или вынужденная социальная изоляция (переезд  на новое  место жительства),
  7. ¨     «потеря лица» — позор, унижение,
  8. ¨     смерть любимого человека, близкого родственника или друга,
  9. ¨     суицидальные попытки родственников, близких или друзей,
  10. ¨     суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом,
  11. ¨     соматическое заболевание,
  12. ¨     психическое заболевание,
  13. ¨     депрессия,
  14. ¨     сексуальное насилие,
  15. ¨     гомосексуальные факторы,
  16. ¨     нежелательная беременность,
  17. ¨     экономический кризис,
  18. ¨     злоупотребление алкоголем или наркотиками,
  19. ¨     высокий уровень жизни,
  20. ¨     бездетность.
  21. Общие причины самоубийств, характерные для большинства, людей, предпринявших попытку суицида или покончивших собой:
  22. 41% — неизвестна,
  23. 18% — душевная болезнь,
  24. 19% — страх перед наказанием,
  25. 18% — неприятности в семье и быту,
  26. 6% — любовная страсть.

В чем же причины возникновения суицидальных желаний у подростков? Прежде всего это крайне низкая самооценка и недостаточная любовь к себе, что, в свою очередь, обусловлено дефицитом любви со стороны родителей. Подростки чаще всего связывают свои проблемы с семьей, в колледже, изучаемой профессией, расставанием с другом или подругой, насилием, наркотиками.

Причинами, которые могут привести подростка к желанию покончить жизнь самоубийством, могут быть несчастная любовь, болезнь, плохие оценки в колледже. Конечно же, есть и более глубокие причины, которые при определенном поводе могут привести к угрожающим жизни кризисам.

В основном подростка мучают вопросы: “Кто я?” “Каким я должен быть?” “Кем меня считают?”

Подростки полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Подросток имеет моральное и экзистенциальное отношение к смерти. Подросток уже полностью может отличить «Я» от реальности.

Он уже способен понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни.

В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.

Если у подростков нет положительного отношения к себе, то они не ценят в достаточной мере жизнь и готовы с ней расстаться. Чувство покинутости и обиды, ощущение беспомощности заставляют их стремиться только к одному – чтобы это, наконец, закончилось.

Таким образом, выделяют следующие причины подростковых самоубийств:
— конфликты с окружающими — 94%, в первую очередь с родителями — 66%,
— переживание обиды — 32%,
— чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания — 38%,
— состояние здоровья — 15%.

Цели у подросткового суицида бывают разные:

  • Привлечение внимания
  • Заставить кого-то сделать что-то
  • Потребность в заботе и помощи близких и любимых
  • Прекратить боль
  • Отсутствие внутренних сил справляться со своей жизнью

Среди районов области наибольшие показатели отмечались в Петриковском, Октябрьском и Чечерском районах.

У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания

Необходимо различать суицидальные попытки, которые часто направлены на привлечение внимания к себе, и завершенные суицидальные действия.

Суицидальные попытки совершают или грозят совершить чаще всего подростки, причем девушки в возрасте от 14 до 17 лет совершают попытки самоубийства или собираются это сделать в три раза чаще, чем юноши того же возраста.

В то же время, две трети от общего количества реально совершенных самоубийств приходятся на юношей.

Каждая попытка самоубийства имеет свои причины, но при этом агрессия и злость направляются уже не во вне против других людей, а во внутрь — против самого себя.

В подавляющем большинстве случаев склонные к суициду люди заранее заявляют о своих суицидальных намерениях.

Подростки делают это самыми разными способами: внешним видом и манерами (например, изменением отношения к еде), вербальными высказываниями (“Я хочу к (умершей) бабушке / кошке / подруге.” “Мне все это надоело.” “Я хочу умереть.” “Я не хочу больше жить.

”), бросающимся в глаза поведением (например, побегами из дома или прогулами в занятий), Другие способы выражения суицидальных наклонностей могут иметь символический характер: рисование черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, черных цветов, пронзенных сердец, окровавленных ножей. Такие рисунки чаще всего повторяются в прощальных письмах подростков. Наиболее типичный для склонности к самоубийству спектр цветов в рисунках – черный и красный.

      Больше всего взрослых должны насторожить реальные практические шаги подростков по подготовке суицидального действия, например, собирание таблеток из домашней аптечки.

      Ряд исследователей описывают три стадии приближения подростка к осуществлению суицидальных намерений.

¨     В первый период времени самоубийство кажется лишь одним из возможных решений сложных проблем. Если ситуация приобретает критический характер, подросток может решиться на самоубийство, которое может казаться ему единственно возможным выходом.

¨     На втором этапе подросток активно занят продумыванием возможного самоубийства. Взвешиваются все “за” и “против”.

¨     На третьем этапе решение о самоубийстве уже принято. Подросток продумывает конкретный план, прощается с жизнью и близкими людьми.

У подростков, склонных к суициду, обычно значительно заужено восприятие. Часто они уже потеряли надежду на изменение условий своей жизни. Ситуация воспринимается как неконтролируемая, угрожающая, непонятная, внушающая страх.

Сам себя подросток воспринимает беспомощным. Мысли все время возвращаются к одним и тем же обидам, разочарованиям, самоупрекам.

При этом для склонных к суицидальным действиям подростков характерен неадекватно завышенный уровень притязаний как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Он не в состоянии соответствовать своим же собственным ожиданиям и требованиям.

В свою очередь, столь высокий уровень притязаний и идеалов является следствием неправильного формирования «Сверх-Я» в условиях неадекватно завышенных требований и ожиданий родителей.

Признаки в поведении подростка, которые могут дать повод для беспокойства:

  • слишком возбужденное поведение,
  • необычное снижение активности, безволие,
  • необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы,
  • плохое поведение в колледже, нарушения дисциплины,
  • потеря интереса к обычной деятельности; ко всему, что обычно занимало и приносило удовольствие,
  • внезапное снижение успеваемости,
  • увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков,
  • инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках,
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство,
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,
  • погруженность в размышления о смерти,
  • отсутствие планов на будущее,
  • нарушение сна (кошмары), бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,
  • постоянная тревога, депрессия, подавленный вид, часто плохое настроение,
  • подросток тяжел на подъем, ему трудно как и раньше выполнять свои обязанности (вставать по утрам на занятия, делать уроки, ходить в секции),
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА

  1. 1.     Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Подросток мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
  2. 2.     Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
  3. 3.     Внешняя удовлетворенность — прилив сил и энергии. Если  решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  4. 4.     Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  5. 5.     Словесные указания или угрозы.
  6. 6.     Вспышки раздражения, гнева, особенно у импульсивных подростков.
  7. 7.     Бессонница.

МИФЫ И ПРЕДРАССУДКИ, СВЯЗАННЫЕ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Миф: Люди, которые много говорят о самоубийстве, никогда не совершат его.

Факт: Почти каждому удачному суициду предшествуют предупреждение или другие сигналы о готовности к поступку. Когда кто-то говорит о совершении самоубийства, речь скорее всего вдет о предупреждении или же это «крик о помощи».

  • Миф: Разговор с кем-либо о его суицидальных мыслях может подсказать собеседнику идею суицида или даже побудить его совершить его.
  • Факт: Разговор о суицидальных настроениях собеседника, в действительности демонстрирует ему, что кто-то готов понять и разделить его боль.
  • Миф: Самоубийства совершают душевнобольные люди.

Факт: Большинство суицидентов не страдают психическими заболеваниями. Они могут испытывать отчаяние, разочарование, депрессию, но все это в пределах нормы аффективных переживаний.

Миф: Если кто-то решил покончить жизнь самоубийством, предотвратить его шаг невозможно.

Факт: Как уже отмечалось выше, мотивация большинства суицидентов амбивалентна. Многие из них стремятся не столько к смерти, сколько к избавлению от страданий (и физических и душевных). Они несчастны, но они хотят, чтобы их спасли

Миф: Если кто-то совершил неудачную попытку самоубийства, последующие маловероятны, т.к. он «получил хороший урок».

Факт: Около 80% совершивших успешный суицид имели до того неудачные попытки.

Читайте также:  Анафранил: инструкция по применению, побочные действия, аналоги

Что делать?:
         Нужно понимать, что подростку сейчас очень плохо. Он чувствителен к неудачам, раздражителен, постоянно грустит.

Это потому, что ему очень нужна поддержка и тепло, хотя он не умеет просить поддержки.

Предложите помощь сами….

  • УСТАНОВИТЕ доверительные отношения, эмоционально поддерживаете.
  • ВЫСЛУШИВАЙТЕ — «Я слышу тебя».
  • НЕ БОЙТЕСЬ задавать вопросы в т.ч. и конкретные о планах и попытках
  • ВЫЯСНИТЕ, насколько реально воплощение слов о суициде у подростка: что произошло? может ли что-то измениться? Есть ли выход? Есть ли конкретный план? Что могло бы изменить решение? (можно предложить свои способы изменения ситуации), Что должно произойти, чтобы ситуация изменилась?
  • ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ  о самочувствии, о том, что ему было бы приятно, если бы вы сделали
  • ОБСУЖДАЙТЕ — глупо делать вид, будто ничего не происходит, лучше говорить
  • ПОМОГИТЕ выразить словами, то, что происходит, выразить свои чувства, связанные с проблемой.
  • БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ

        Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.

Более 80% людей сообщают о своем намерении совершить самоубийство.

Источник: http://ggkjt.by/prichiny-i-priznaki-suicidalnogo-povedeniya-podrostkov/

Профилактика суицидального поведения у детей и подростков

Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. К суицидальному поведению относятся суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид.

Тема нашего разговора достаточно серьезная, но и актуальная, ведь по данным ВОЗ в классификации причин смертности у населения суицид занимает третье место (после сосудистых и онкологических заболеваний), а в подростковом возрасте — второе (после несчастных случаев). 

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности.

Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать.

Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни. 

Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков.

Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними.

Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение.

В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями.

Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.

Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

  • недостаток сна или повышенная сонливость; 
  • нарушение аппетита;
  • признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
  • усиление чувства тревоги, печальное настроение;
  • признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
  • неряшливый внешний вид;
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • склонность к быстрой перемене настроения;
  • отдаление от семьи и друзей;
  • излишний риск в поступках; 
  • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
  • открытые заявления: «Ненавижу жизнь»; «Не могу больше этого выносить»; «Жить не хочется»; «Никому я не нужен».
  • Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.
  • Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
  • Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.
  • При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:
  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
  • оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства — ему срочно нужна помощь,
  • оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, — это может служить основанием для тревоги,
  • внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
  • не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
  1. Рекомендации родителям
  2. Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, р
  3. одитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
  4. Родителям можно рекомендовать:
  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы. 

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.

Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка.

Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

  • В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.
  • Оптимизация межличностных отношений в школе
  • Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению их в социально-значимые виды деятельности.
  • Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:
  • вселять у детей уверенность в своих силах и возможностях;
  • внушать им оптимизм и надежду;
  • проявлять сочувствие и понимание;
  • осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Если учитель замечает изменения в поведении ребенка, ухудшение его эмоционального состояния, в этом случае необходимо подключить к работе с ребенком школьного психолога и несомненно уведомить родителей.

Родителям для обращения к психиатру и психологу необходимо посетить детский психиатрический диспансер по адресу: г. Севастополь, ул. Очаковцев 35-А. 

Запись по телефонам: 65-92-14, +7 (978) 920-85-57, электронная регистратура doctor-92.ru.

Источник: https://dzs.sev.gov.ru/suicide.php

Ссылка на основную публикацию