Атипичный аутизм — что это такое, симптомы у детей, причины и лечение

Атипичный аутизм – психическое расстройство, которое проявляется у детей дошкольного возраста. Эта форма заболевания отличается тем, что ребенок в большинстве случаев неплохо развит интеллектуально, но при этом наладить коммуникативные навыки ему довольно сложно. Как распознать атипичный аутизм у детей, узнайте в нашей статье.

Что такое атипичный аутизм

Диагноз «аутизм» в медицинской практике встречается в последнее время довольно часто. Одни специалисты связывают это с ухудшением экологических условий, другие – с возрастом рожениц (по статистике, большая часть женщин рожает после 30 лет). Но точную причину не может назвать ни один ученый.

Атипичный аутизм - что это такое, симптомы у детей, причины и лечение

Атипичный аутизм отличается от классического вида патологии. Первые признаки заметны на 3 − 4 году жизни ребенка. Иногда родителям тяжело увидеть отклонения у своего чада, именно поэтому многие педиатры рекомендуют ежегодно проходить обследование у невропатолога.

При атипичном аутизме у ребенка отмечается структурное поражение головного мозга.

Основные причины возникновения недуга следующие:

  1. Наследственный фактор. Специалисты определили, что у детей с атипичным аутизмом есть ген, который способствует его развитию. В большинстве случаев отклонения в психологическом развитии выявлены у близких родственных. Во время УЗИ и генетического скрининга выявить этот ген не представляется возможным. Не всегда он приводит к развитию именно такой патологии.
  2. Трудная беременность. Риск появления аутизма возникает, если во время беременности у женщины наблюдалась угроза выкидыша, маточное кровотечение, гестоз, внутриутробная инфекция.
  3. Хронические заболевания, которые развиваются у крохи еще внутриутробно. Аутизм может развиться на фоне эпилепсии, синдрома Дауна и многого другого.

Многие родители полагают, что вакцинация может вызвать атипичный аутизм у детей. Из-за этого они отказываются от прививок. Специалисты давно доказали, что аутизм не может быть приобретенным. Он возникает еще внутриутробно.

Симптомы и признаки возникновения

Симптомы атипичного аутизма следующие:

  1. Ребенку трудно найти контакт со сверстниками. Игры с ними его не интересуют. При общении полностью отсутствует зрительный контакт.
  2. Небольшой словарный запас. Заучивание новых слов происходит тяжело, малыш долгое время не может правильно применять новые слова в разговорной речи.
  3. Яркое проявление эмоций. У крохи может из-за пустяков начаться истерика, которая переходит в смех. В запущенных случаях, наоборот, эмоциональность будет полностью отсутствовать. Может создастся впечатление, что ребенку все равно, что происходит вокруг него.
  4. Повышенная раздражительность.
  5. Неадекватное поведение при появлении новых людей.
  6. Однообразные, монотонные игры. Ребенок может часами перекладывать несколько кубиков с места на место. При этом он полностью будет погружен в себя, реакция на окружающих в это время отсутствует.

Признаки атипичного аутизма проявляются у детей с рождения. Но многие родители списывают эту симптоматику на индивидуальную особенность своего чада. В этом и заключается их основная ошибка.

Если вовремя обнаружить проблему и начать ее корректировать, шансы на то, что ребенок будет полноценно чувствовать себя в социуме, довольно большие.

Диагностические мероприятия

Как распознать атипичный аутизм? Если родители замечают отклонения в развитии и поведении ребенка, они прежде всего должны обратиться к педиатру, который даст направление к невропатологу. Врач проводит осмотр, делает заключение.

Атипичный аутизм - что это такое, симптомы у детей, причины и лечение

Помимо этих специалистов ребенка нужно показать:

  • неврологу;
  • психологу;
  • психиатру;
  • ЛОРу (чтобы исключить проблемы со слухом).

Стоит отметить то, что диагноз «атипичный аутизм без умственной отсталости» поставить довольно сложно. С ребенком долгое время работают специалисты, чтобы подтвердить или опровергнуть наличие заболевания. Помимо общих осмотров, ребенку могут быть назначены МРТ, КТ, скрининговые тесты на аутизм. Диагностика затягивается на 4 − 6 месяцев.

Терапевтическое лечение детей без умственной отсталости

Лечение атипичного аутизма без умственной отсталости проходит под строгим наблюдением психолога и невропатолога. Медикаментозные препараты против данной патологии отсутствуют.

Задача специалистов – психологическая коррекция поведения ребенка.

Атипичный аутизм - что это такое, симптомы у детей, причины и лечение

Какие методы лечения? В каждом конкретном случае врачи разрабатывают индивидуальную программу, ищут к малышу особый подход.

Что может включать в себя схема лечения:

  • посещение специализированных реабилитационных центров;
  • ежедневные занятия со специалистами;
  • посещение кружков для развития мелкой моторики (рисование, лепка, оригами, бисероплетение);
  • занятия музыкой (например, уроки на фортепиано);
  • иппотерапия;
  • дельфинотерапия.

Лечение должно осуществляться не только со стороны врачей. Большую роль в социальной адаптации ребенка в обществе и корректировке его поведения играют родители.

Как лечат атипичный аутизм с отсталостью в развитии

Ситуация значительно усугубляется, если при атипичном аутизме ребенок еще и отстает в развитии.

В большинстве случаев помимо основных признаков у детей присутствует:

  • агрессивность;
  • нарушение сна;
  • гиперактивность.

Если диагноз подтвердился, врачи могут рекомендовать к приему следующие медикаменты:

  1. «Налтрексон», «Фенфлурамин» или «Галоперидол». Эти препараты относятся к группе нейролептиков и имеют одинаковый спектр действия (помогают справиться с гиперактивностью, агрессией детей, успокаивают ЦНС).
  2. «Глицин», «Пирацетам», «Энцефабол», «Пантогам». Эти препараты специалисты называют ноотропами. Они оказывают положительное действие на высшие функции мозга.
  3. Психотропные средства. Наиболее популярны среди них: «Сомакс», «Рипсолепт», «Неулептил». Препараты помогают справиться с психическим расстройством.

Все вышеописанные средства должны назначаться только врачом после полного обследования ребенка. Самолечение может привести к неблагоприятным последствиям.

Помимо медикаментозного лечения, обязательны занятия с психологом и другими узконаправленными специалистами.

Когда оформляют инвалидность

Оформление инвалидности при атипичном аутизме – отдельный вопрос, который требует тщательного рассмотрения. Если у ребенка нет умственных отклонений, то добиться правильного диагноза достаточно сложно. Но все же родителям нужно заняться этим вопросом. Для ребенка при оформлении инвалидности государством предусмотрено много льгот и социальное пособие.

Атипичный аутизм - что это такое, симптомы у детей, причины и лечение

Для того чтобы выйти на комиссию МСЭК, нужно пройти ряд специалистов. Среди них:

  • невропатолог;
  • логопед;
  • ЛОР.

Также потребуются обследования:

Со всеми заключениями нужно обратиться к психиатру, который и оформит карту на инвалидность, даст заключение для комиссии.

При классической форме аутизма оформить инвалидность немного проще, чем при атипичной.

Осложнения заболевания

  • Если вовремя не обнаружить недуг и не начать лечение, у ребенка возникнет ряд осложнений.
  • Атипичный аутизм - что это такое, симптомы у детей, причины и лечение
  • Среди них:
  • полная социальная изоляция;
  • постоянный стресс;
  • затяжная депрессия;
  • агрессия;
  • ненависть к окружающим.

Задача родителей и специалистов − вовремя заметить проблему и начать лечение.

Прогноз и профилактика

Атипичный аутизм неизлечим. Но если у ребенка нет умственных отклонений, недуг вовремя замечен и начато грамотное лечение, то шансы на успех довольно высокие. Правильная психоэмоциональная коррекция позволяет деткам с подобным диагнозом посещать обычные детские сады и школы. При этом ребенок должен стоять на учете у невропатолога, проходить специальные программы и курсы.

Атипичный аутизм - что это такое, симптомы у детей, причины и лечение

Если у ребенка есть умственные отклонения, то прогноз неутешительный. Задача родителей научить его элементарным жизненным понятиям, например, как правильно себя обслуживать.

Профилактики аутизма нет. Ведь ученые до сих пор не могут наверняка сказать, почему в некоторых случаях ген, отвечающий за развитие этой патологии, дает о себе знать.

Атипичный аутизм в последнее время диагностируется у многих деток. Коварство недуга в том, что на начальной стадии проблема не заметна. Явные признаки начинают проявляться к 3 − 4 годам.

Если ребенку поставили подобный диагноз, родителям нужно сделать все, чтобы малыш нормально чувствовал себя в обществе и прошел социализацию.

Источник: https://attuale.ru/atipichnyj-autizm-u-detej-simptomy-lechenie-i-prognoz/

Атипичный аутизм у детей

Появившись сравнительно недавно, понятие «аутизм» все чаще звучит как медицинский диагноз.

Быстрое распространение этой, совершенно особой болезни кто-то связывает с развитием медицинских технологий в репродуктивной сфере, кто-то с возрастом родителей, кто-то с загрязнением окружающей среды. На самом деле точно никто не знает, почему у ребенка аутизм.

А уж если аутизм атипичный, то здесь и вовсе темный лес. Что такое «атипичный аутизм»? Как он отличается от «типичного»? И что делать родителям ребенка с таким диагнозом?

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

Атипичный аутизм - что это такое, симптомы у детей, причины и лечение

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.
Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом.

При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола.

Она ходила как моряк, игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

Статья в тему: Аутизм у девочек — как проявляется

Читайте также:  Успокоительный сбор трав для нервной системы

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики.

Раньше, до появления понятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга.

Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

Статья в тему: Отличие аутизма от шизофрении

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:

  • Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
  • Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
  • Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
  • Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
  • Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
  • Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.

В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.

Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.

Лечение

Лечение психолого-педагогическое. Медикаментозное лечение аутизма назначается при выраженном умственном отставании, асоциальном поведении или поведении саморазрушающем. Терапия антипсихотическими препаратами назначается индивидуально, после комплексного обследования.

В социализации и обучении хорошие результаты дают:

  • обучающие групповые и индивидуальные методики под руководством педагога-психолога;
  • посещение реабилитационных центров;

Статья в тему: Медицинские центры лечения аутизма

  • иппотерапия;
  • систематические домашние занятия.

Следует понимать, что без психолого-педагогического сопровождения семей с особенными детьми, реабилитация ребенка и родителей имеет крайне мало шансов.

Атипичный аутизм - что это такое, симптомы у детей, причины и лечение
Прогнозы. Общение семей, у которых есть похожие проблемы, дают родителям кроме необходимых знаний, осознание того, что они такие не одни, что в случившемся нет их вины, что не стоит стыдиться ребенка и прятать его от окружающих.

При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогнозы делать сложно. Здесь следует сосредоточиться на обучении ребенка навыкам самообслуживания и максимально возможной социализации.

Прогнозы развития при аутизме с сохранным интеллектом благоприятные при упорной реабилитации. Без целенаправленной работы велика вероятность регресса даже существующих навыков.

Реабилитационные центры, общественные организации, добровольные объединения родителей есть во всех регионах страны. Просто узнайте где ближайший и обратитесь туда.

Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом

invamama.ru

Форум на сайте обсуждает детско-родительские отношения с ребенком у которого атипичный аутизм. Кратко:

Обязательно следует заботиться о собственном восстановлении, о своей личной и внутренней жизни.
Ребенок с атипичным аутизмом сильно выравнивается с возрастом и к подростковому периоду меньше отличается от сверстников, чем в детстве.

  • При агрессивном поведении нужна медикаментозная терапия, бояться ее не следует.
  • baby.ru

Форум обсуждает маленьких (4-5 лет) детей с атипичным аутизмом. Родители делятся опытом того, как последующий здоровый ребенок положительно влияет на социализацию атипичного аутиста. Однако есть примеры и обратного влияния при задержке умственного развития, когда здоровый ребенок копирует поведение больного. Вывод: все индивидуально и нужно наблюдать за поведением и общением детей.

logoped-forum.ru

Обсуждение микротоковой рефлексотерапии как метода лечения атипичного аутизма. Отзывы положительные. Родители утверждают что курс лечения положительно влияет на коррекцию поведения и способность усваивать знания. Отмечают важность работы с ребенком, его обучения.

Видео — Атипичный аутизм, занятие

Источник: https://autizmy-net.ru/atipichnyj-autizm/

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм - что это такое, симптомы у детей, причины и лечение

Атипичный аутизм – это психоневрологическое расстройство, вызванное структурными нарушениями головного мозга и характеризующееся дизонтогенезом. Проявляется ограниченностью социальных взаимодействий, снижением познавательной активности, речевыми и двигательными стереотипиями. У больных нарушено восприятие действительности, мышление конкретное, зачастую имеется интеллектуальное недоразвитие. Клиническое обследование проводится психиатром и неврологом, дополнительно назначается ЭЭГ и психологическое тестирование. Помощь пациентам включает медикаментозное лечение, специальное интенсивное обучение и реабилитацию.

Атипичный аутизм наиболее распространен среди больных с глубокой олигофренией, а также среди пациентов с тяжелыми специфическими нарушениями развития речи, обеспечивающей понимание грамматических структур, интонаций, жестикуляции.

Расстройство получило свое название из-за особенностей клинической картины, атипичным является либо возраст дебюта (позже 3 лет), либо комплекс симптомов – заболевание может проявиться в первые 3 года жизни, но из трех обязательных клинических критериев РДА (стереотипии, речевые и коммуникативные нарушения) определяются только два или один. Эпидемиология атипичной формы аутизма составляет 0,02%. Среди больных преобладают лица мужского пола.

Атипичный аутизм - что это такое, симптомы у детей, причины и лечение

Атипичный аутизм

Физиологической основой заболевания являются структурные изменения различных отделов в головном мозге. Они могут быть спровоцированы разными факторами – эндогенными (внутренними) или экзогенными (внешними), генетическими. Причины развития атипичного аутизма подразделяются на три больших группы:

  • Наследственная отягощенность. Более чем у половины пациентов выявляются близкие родственники с таким же диагнозом. В конце XX века исследователи обнаружили ген, ответственный за аутизм. Его наличие не гарантирует развитие болезни, но увеличивает риск при влиянии иных факторов.
  • Пренатальные и натальные осложнения. Вероятность аутизма повышается при осложненном периоде беременности и родов. Большинство больных детей были подвержены внутриутробной гипоксии, инфекциям, токсемии, рождены раньше срока.
  • Соматические и психические болезни. Тяжелые психотические варианты аутизма дебютируют при злокачественном течении детской шизофрении и ряде генетических заболеваний. Симптоматически они проявляются при фенилкетонурии, ЦМВИ, эпилепсии.

Патофизиологическая основа болезни – поражения мозга. Провоцирующим механизмом при дебюте аутизма является воздействие повреждающего фактора в определенном возрасте, совпадающем с критическим периодом развития систем организма, в особенности ЦНС.

Онтогенез нервной системы представляет собой последовательность кризисов, обеспечивающих качественные изменения психических и физиологических процессов. Этим периодам свойственна повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов.

Возникновение тяжелых форм атипичного аутизма приходится на возраст 16-18 месяцев и совпадает с важными структурными онтогенетическими процессами в мозге, пиком естественной гибели нейронов в зрительной коре.

Согласно МКБ-10 различают две разновидности патологии. Первая – атипичный аутизм, сочетающийся с олигофренией. Включает все виды умственной отсталости с аутистическими чертами, характер течения – малопрогредиентный. Данная форма встречается при синдроме Мартина-Белла.

Вторая разновидность – атипичный аутизм без интеллектуальной недостаточности. Его также называют атипичным детским психозом, атипичным психотическим расстройством у детей. Данный вариант заболевания выявляется при синдроме Ретта, синдроме Дауна и детской злокачественной шизофрении.

Выделяют три общих стадии атипичного психоза:

  1. Аутистическая. Ее продолжительность составляет от 4 недель до полугода. Ключевые проявления – отрешенность, угасание эмоциональных реакций, нарастание пассивности. Естественное развитие приостанавливается, аутизм углубляется.
  2. Регрессивная. Разворачивается в промежутке от полугода до года. Характеризуется усилением симптоматики аутизма, редукцией речи и навыков гигиены. Больные начинают поедать несъедобное, значительную часть их двигательной активности составляют стереотипии.
  3. Кататоническая. Является наиболее продолжительной, длится от полутора до двух лет. Снижается глубина аутизма, появляются кататонические расстройства – двигательное возбуждение со стереотипиями. Больные кружатся, прыгают, раскачивают туловище, бегают кругами.

После завершения кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. При ремиссии наблюдаются устойчивые гиперкинетические расстройства с импульсивностью, неврозоподобные симптомы в форме примитивных навязчивых действий.

Проявления аутизма редуцируются, появляется слабая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, понимание обращенной речи, навыки опрятности.

Стабильной остается отгороженность от реальности, эмоциональная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.

Одно из ключевых проявлений патологии – нарушение способности устанавливать социальные контакты. Этот симптом бывает выраженным либо слабым. В стабильном периоде пациенты не отказываются от общения, но не могут начинать и поддерживать разговор.

При тяжелых формах аутизма ярко выражено стремление остаться в одиночестве, отгородиться от окружающего мира. Больные не хотят взаимодействовать с людьми при помощи речи, жестов или взглядов.

Попытки принуждения к контакту вызывают импульсивные эмоциональные и двигательные реакции – крик, плач, самоповреждения, агрессию.

Специфическое нарушение речи включает неумение формулировать и высказывать собственные мысли, в тяжелых случаях затруднено понимание обращенных фраз и слов. Утрачивается способность к абстрагированию – больные не понимают переносное значение выражений, сарказм, юмор.

Аффективная холодность характеризуется трудностями в выражении эмоций, чувств и переживаний. Пациенты кажутся безразличными и безучастными к происходящему, неспособными радоваться, грустить. Они не могут сопереживать, проявлять любовь или ненависть.

У детей эмоциональные отношения с матерью часто проявляются как патологическая привязанность, основанная на страхе незнакомых ситуаций, объектов и людей, а не на любви и потребности в материнской заботе.

Чрезмерная раздражительность больных объясняется повышенной чувствительностью к внешним факторам.

Ригидность психомоторной сферы представлена стереотипиями и отсутствием гибкости мышления.

Двигательная активность включает различные варианты повторяющихся нецеленаправленных действий: пациенты стучат предметами о твердые поверхности (игрушками о пол, ложкой о стол), раскачиваются в положении сидя или стоя, ходят по кругу или по периметру помещения.

Из-за выраженного снижения адаптивных способностей при любых переменах в окружающей обстановке или режиме дня возникает чувство страха, паника. Больные стремятся жить в окружении привычных вещей, изо дня в день совершать одинаковые ритуалы. Еще один симптом – сенсорные расстройства.

Читайте также:  Фазы сна - чем быстрый сон отличается от медленного

У аутистов восприятие и обработка чувственной информации, поступающей от зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового анализатора, происходит иначе. Это нарушает процесс познания действительности, а иногда проявляется необычными способностями, например, эйдетической памятью, синестезией.

У пациентов с детской злокачественной шизофренией возникают регрессивно-кататонические приступы, глубина аутистического компонента прогрессирует до тяжелой степени.

У больных с синдромом Ретта аутизм нарастает постепенно, от легкого до выраженного, затем начинается стадия регресса, в исходе формируется негативизм, моторное возбуждение и импульсивность, стереотипные движения и действия.

Для синдрома ломкой X-хромосомы типичны приступы кататонии с регрессом на 12-14 месяце жизни. В период психоза глубина аутизма тяжелая, в ремиссии – легкая и умеренная. При окончании психотического состояния наблюдается кататония и ступорозные состояния, эхолалии, селективный мутизм.

При трисомии по 21 хромосоме расстройство проявляется в 24-36 месяцев, носит характер регрессивно-кататонического психоза с последовательной сменой всех трех стадий. Психоз завершается спустя 4-7 месяцев после начала, тяжесть аутизма ослабляется.

Качество жизни пациентов остается неудовлетворительным. Практически все больные оказываются вне общественных отношений, не имеют социальной поддержки для создания будущего, значительно ограничены в возможностях самоопределения, получения образования, трудоустройства. Основная причина развития осложнений – социальный дефицит.

Дети, страдающие атипичными формами аутизма, испытывают трудности в обучении, нуждаются в индивидуализированном интенсивном психолого-педагогическом сопровождении. Взрослые не создают семьи, не реализуют себя в профессии.

Если аутизм сочетается с выраженным расстройством рецептивной речи или тяжелой олигофренией, больным необходим постоянный уход.

Диагноз «атипичный аутизм» подтверждается врачом-психиатром. Кроме него в процессе обследования больного принимают участие педиатр, невролог, клинический психолог.

Для диагностики используется ряд критериев: аномальность развития по типу дизонтогенеза, манифестация без привязки к раннему возрасту, симптомы качественных нарушений социального взаимодействия и/или стереотипии, отсутствие необходимых критериев детского аутизма. Обследование пациентов включает следующие методы:

  • Клиническую беседу. Информативные клинико-анамнестические данные предоставляются родителями, а при нахождении больного в медицинском учреждении – персоналом. Беседа с пациентом возможна в редких случаях, после нескольких встреч с врачом (после привыкания). В речи отмечаются повторения фраз, эхолалии, односложные ответы, рассказы о себе в третьем лице («Миша пошел спать», «он не хочет есть»).
  • Наблюдение. Анализ непосредственных эмоциональных и поведенческих реакций является основным способом получения диагностической информации. При первой встрече больные часто не вступают в контакт, стремятся избежать контакта с врачом (плачут, проявляют агрессию). Позже обнаруживаются более разнообразные проявления болезни: стереотипии, холодность эмоций, отсутствие интереса к социальному взаимодействию.
  • Исследование познавательных функций. При диагностике важно дифференцировать аутизм психотического типа от аутизма с олигофренией. Исследование когнитивной сферы осложняется нарушением межличностных взаимодействий, речевого развития. Психолог использует невербальные методики – сбор пирамидки, составление отдельных картин и сюжетных историй, кубики Коса, тест прогрессивных матриц Равена.
  • ЭЭГ. По данным электроэнцефалографии подтверждается вероятность диагноза. При устойчивом психозе определяется усиление тета-ритма, на регрессивной стадии – редукция альфа-ритма, при кататоническо-регрессивном психозе тета-ритм не обнаруживается, усиливается бета-ритм. Во время ремиссии восстанавливается альфа-ритм, уменьшается либо полностью исчезает тета-активность.

В отношении больных аутизмом правильнее говорить не об изолированной терапии, а о комплексной медико-психолого-педагогической поддержке, направленной на повышение качества жизни, свободы и независимости в повседневных делах, восстановление субъектности в социуме. Единая схема помощи не разработана, потому что не существует метода или системы, одинаково эффективной для всех пациентов. Подход всегда индивидуален, реализуется в трех направлениях:

  • Интенсивное структурированное образование. Обучающие и поведенческие методы ориентированы на освоение навыков самопомощи, общения, полезного труда. Их формирование повышает уровень функционирования, снижает выраженность симптомов, корректирует неадаптивные формы активности. Широко применяются техники прикладного анализа поведения, занятия с логопедом, трудотерапия.
  • Медикаментозная терапия. Выраженные аутистические симптомы купируются с помощью лекарственных средств. Многим пациентам назначаются психотропные либо противосудорожные препараты. Относительно безопасны антидепрессанты, психостимуляторы, антиконвульсанты. При выраженном психомоторном возбуждении используется нейролептики, однако они способны спровоцировать атипичную реакцию или побочные эффекты. По этой причине их применение обосновано лишь в случаях неконтролируемого поведения с агрессией, нанесением самоповреждений.
  • Социальная реабилитация. При восстановлении социальной активности больных практикуется инклюзивный подход к образованию и осуществлению профессиональных обязанностей. Реабилитационные мероприятия проводятся комплексно, группой специалистов – психиатрами, медицинскими психологами и специальными педагогами, логопедами, дефектологами, инструкторами ЛФК, преподавателями музыки и творчества. Создаются интегративные группы в учебных учреждениях и на крупных предприятиях.

Положительный исход преодоления когнитивных нарушений, восстановления навыков самообслуживания и общения, улучшения моторики и адаптации в условиях семьи возможен при раннем выявлении болезни и безотлагательном проведении коррекционной работы, включающей специальное обучение, фармакотерапию и вовлечение больных в социальные институты. При активной терапии симптомы не прогрессируют, психическое состояние приближается к норме (если нет тяжелой олигофрении). Профилактические меры в настоящее время не разработаны.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/atypical-autism

Атипичный аутизм -характерные признаки заболевания

Атипичный аутизм - что это такое, симптомы у детей, причины и лечение

Атипичный аутизм – одна из разновидностей заболеваний, входящих в группу расстройств развития человека. Для рассматриваемого недуга характерны основные признаки «обычного» детского аутизма, но такое отклонение, в отличие от ранней формы, впервые дает о себе знать в возрасте позднее 3 лет либо же имеет особое течение.

Общие сведения о заболевании

Пациенты, чей мозг поражен таким заболеванием как атипичный аутизм, в возрасте после 3 лет начинают проявляться симптомы детской ранней формы недуга либо же у них появляются его характерные признаки, но не в полной (по 3 ключевым сферам) мере. В качестве вышеупомянутых трех сфер диагностирования рассматривают нижеперечисленные расстройства:

  • проблемы социального взаимодействия;
  • специфические нарушения поведения;
  • трудности общения.

В соответствии с положениями Международной классификации болезней, изучаемое отклонение может иметь 2 формы. О них далее.

  1. Начало заболевания. При таких обстоятельствах в клинической картине отмечаются все свидетельствования наличия детского раннего аутизма, но, что характерно, впервые они дают о себе знать не раньше, чем в 3 года.
  2. Атипичная симптоматика. Для этого случая не исключается вероятность проявления признаков недуга ранее 3 лет, но полной клинической картины «стандартной» формы заболевания не отмечается.

Последнее утверждение в особенности сильно сохраняет актуальность для пациентов с явными нарушениями умственного развития.

Нередко такие больные страдают нарушениями речи, в первую очередь, проблемами ее понимания. При таких обстоятельствах обычно и заходит речь о нарушении интеллектуального развития по типу аутизма

Вышеприведенная классификация на 2 группы имеет важное практическое значение для специалистов области медицины. Нередко родители, общаясь с психологом, психиатром или другим профильным специалистом насчет состояния своих детей, интересуются, чем они болеют – недоразвитием в интеллектуальном плане или именно аутизмом.

  • При наличии интеллектуального недоразвития в его классическом понимании, нередко отмечаются развернутые признаки наличия синдрома Каннера, при этом нарушения интеллектуального развития у таких больных редко выходят на первый план.
  • В случае же с атипичной формой недуга ситуация выглядит с точностью до наоборот: аутистические черты проявляются в комплексе с умственной отсталостью.
  • Практика показывает, что родители гораздо проще примиряются с наличием аутизма у своих детей, нежели с тем, что их наследники являются умственно отсталыми.

Конкретных статистических данных в отношении распространенности изучаемой сегодня формы заболевания нет. Далее вам предлагается ознакомиться с описанием основных признаков недуга и особенностями терапевтической помощи таким пациентам.

Характерные признаки заболевания

Симптомы, свидетельствующие о наличии изучаемого заболевания, можно классифицировать на несколько основных групп.

  1. Социальные нарушения. Симптомы этой группы могут различаться по тяжести и иметь разную степень выраженности. Некоторые пациенты не проявляют абсолютно никакого интереса к взаимодействию с другими представителями социума, некоторые хотят общаться, но не имеют для этого необходимых навыков.
  2. Языковые нарушения. Больные с изучаемой патологией имеют определенные трудности с овладением языком и пониманием того, что говорят другие люди. Словарный запас аутистов крайне мал и при любых обстоятельствах не отвечает их возрасту. Устную и письменную речь они понимают исключительно в прямом значении. Помимо этого, для них не характерны сопереживание и понимание чувств других людей.
  3. Трудности с выражением эмоций. Больные не способны воспринимать невербальные сигналы, из-за чего окружающие считают таких людей безэмоциональными и равнодушными ко всему происходящему.
  4. Упрямство, раздражительность, отсутствие гибкости мышления. Больные не способны нормально воспринимать любые нарушения привычного уклада их жизни. Даже незначительные изменения привычного уклада приводят к целой буре эмоции. Раздражение также вызывают шум и яркий свет.

Атипичный аутизм - что это такое, симптомы у детей, причины и лечение

Особенности лечения

Диагностирование изучаемой патологии сводится к изучению текущих способностей пациента и последующему за ним наблюдению.

Если у специалиста возникают основания полагать, что ребенок болен, однако имеющиеся у него симптомы не сходятся с привычной картиной расстройств аутической группы ввиду неполного соответствия характерных критериев, в большинстве случаев ставится именно такой диагноз как атипичный аутизм.

С этого момента возникает целый ряд важных вопросов. Так, специальная программа лечения для подобных детей отсутствует. Обычно все действия направляются на максимальное минимизирование выраженности характерных симптомов.

«Прямых» же методов лечения на текущий момент нет. Успешность борьбы с проявлением недуга зависит от его формы, особенностей течения и тяжести.

При условии успешного подавления проявлений расстройства, отмечается заметное улучшение состояния больных.

В отдельных ситуациях наибольшую эффективность проявляют методы индивидуальной терапии, которой приходится уделять внимание в течение существенной части дня. Наряду с этим, больным детям надо меньше взаимодействовать с обществом, т.к. это тоже позволяет уменьшить интенсивность выраженности характерных симптомов.

Очень важно, чтобы специалист, ведущий ребенка, имел соответствующие навыки и опыт. Врач должен понимать, в чем нуждается конкретный больной и в совершенстве владеть требуемыми для его случаями методиками лечебного воздействия

В некоторых случаях приходится проходить длительный путь проб и ошибок, на протяжении которого специалист пытается применять различные методики, стараясь добиться улучшения. И даже если признаки патологии имеют не слишком сильную выраженность, лечение приходится проводить на протяжении длительного периода до момента наступления ощутимых улучшений.

Читайте также:  Как успокоить ребенка во время истерики

Источник: https://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/atipichnyj.html

Мягкий аутизм: признаки и особенности

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

Несмотря на приставку «а» в названии, у атипичного аутизма много общего с аутизмом классическим. Часто атипичный аутизм диагностируют в более поздних возрастах, чем классический — во многом потому, что страдающие им дети не так бросаются в глаза, а их симптомы не так заметно выражены.

В то время как классический аутизм объединяет в себе проблемы в трёх сферах (поведении, коммуникации и социальных навыках), об атипичном аутизме говорят когда у ребенка присутствует стереотипное, шаблонное поведение и есть проблемы с:

  • Либо социальными навыками, включающими в себя взаимодействие с другими людьми;
  • Либо с навыками коммуникации, включая вербальное и невербальное общение.

СИМПТОМЫ АТИПИЧНОГО АУТИЗМА

У детей с атипичным аутизмом могут быть такие же симптомы, что и у ребят с классическим, но выражены они слабее. При этом часто диапазон проявлений болезни не так широк.

Вот перечень симптомов, некоторые (но не обязательно все!) из которых, могут встречаться у малышей с атипичным аутизмом:

  • Трудности с пониманием и применением невербальных средств коммуникации (жесты, кивки, глазной контакт, выражение лица и принятая поза);
  • Отсутствие сочувствия к эмоциям других людей или нежелание разделять свои эмоции;
  • Отсутствие соответствующих возрасту малыша дружеских отношений со сверстниками;
  • Отсутствие роевых игр
  • Повторения в речи одних и тех же фраз или же отсутствие внятной речи;
  • Неспособность «разделять внимание» — показывать кому-то предметы, указывать на вызвавший интерес объект, следовать указательному жесту других людей;
  • Задержки в развитии речи;
  • Большая заинтересованность какой-либо узкой областью: поездами, машинками, животными и т.д.
  • Проблемы при поддержании беседы с другим человеком;
  • Склонность к шаблонам и строгому распорядку;
  • Большая заинтересованность предметами или их частями в отрыве от функционального назначения
  • Стереотипии: взмахи руками, покачивание, похлопывание.

АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Атипичный аутизм - что это такое, симптомы у детей, причины и лечение

Родители детей с атипичным аутизмом в среднем обращаются к врачу не в столь ранних возрастах, как в других случая. Это отрицательно сказывается на терапии, которая начинается позже, чем могла бы.

Прогноз развития недуга разнится от ребенка к ребенку. Некоторые не получавшие лечения взрослые успешно научились преодолевать свои особенности в отдельных сферах, тогда как есть и другие случаи, когда терапия начиналась до пяти лет, однако и во взрослом возрасте сохранялись явные симптомы атипичного аутизма.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ У СВОЕГО РЕБЕНКА АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

Если вам кажется, что ваш малыш ведет себя «странно» или «неправильно», как можно скорее пообщайтесь с врачом. Чем раньше начнется лечение, тем больших успехов оно может добиться. Если малыш усвоит способы справляться со своими трудностями, у него есть все шансы жить полноценной, нормальной жизнью во взрослом возрасте.

РАЗВИТИЕ ДИАГНОСТИКИ

В США атипичный аутизм (так же как и синдром Аспергера) больше не выделяют в отдельные диагнозы, а относят к более общей области расстройств аутичного спектра.

Это связано с тем, что диагностика аутизма до сих пор остается во многом субъективной, и в зависимости от специалиста, один и тот же малыш может диагностироваться как атипичный или же классический аутист.

Единый диагноз позволит проводить терапию без оглядки на «мягкость» или «серьезность» диагноза.

Источник: http://autism.lovetoknow.com/What_Is_Atypical_Autism

Источник: http://www.corhelp.ru/obshhie-voprosy/atipichnyj-autizm-simptomy-i-osobennosti/

Симптомы атипичного аутизма у детей с умственной отсталостью и без нее / Mama66.ru

Атипичный аутизм — это один из видов психического расстройства у детей. Ребенок первые годы своей жизни может развиваться совершенно нормально, не отличаясь от сверстников. Заболевание обнаруживается у него только в дошкольном или школьном возрасте, в зависимости от возникновения первых признаков нарушений со стороны психики.

Если сравнивать атипичное расстройство с классическим аутизмом, то совпадений между этими диагнозами можно найти немного.

В первом случае ребенок может обладать достаточно высоким уровнем интеллекта, он без проблем способен адаптироваться в обществе, и в целом на фоне окружающих детей выглядеть вполне нормально.

Но, если понаблюдать за ним, можно столкнуться с некоторыми особенностями в поведении, которые не влияют на его взаимоотношения с окружающей действительностью.

Особенности и симптомы заболевания

Заметные нарушения захватывают три сферы развития ребенка:

Основной характерной чертой атипичного аутизма являются нарушения, связанные со сферой взаимодействия в социуме. Эти признаки выражаются в вариативной степени, и могут различаться между собой своеобразными чертами.

Например, одни пациенты проявляют абсолютное равнодушие к общению со своим окружением, а другие, напротив, стремятся всячески взаимодействовать с людьми, но не могут в силу своих психических особенностей должным образом успешно выстроить коммуникации.

При атипичном расстройстве психики у детей часто выявляются затруднения в овладении речевыми навыками, в частности, возникает непонимание речи со стороны окружающих. Об этом может говорить скудный словарный запас, несоответствующий возрастным критериям пациента. При этом любое слово, независимо от его переносного значения, воспринимается человеком исключительно в прямом смысле.

Нарушение эмоционального развития также является обязательным симптомом атипичного аутизма. Невербального способа общения для таких пациентов просто не существует — они не выражают каких-либо эмоций, в связи с чем окружающие вешают на них ярлык равнодушных, безучастных ко всему, личностей.

Также у детей следует отметить повышенную раздражительность, отсутствие гибкости мышления и восприятия окружающей действительности.

Например, такие внешние раздражители, как чрезмерно громкий звук или яркий свет? могут вызвать у человека, страдающего атипичным расстройством психики, непредвиденную реакцию в виде бурного неприятия возникших изменений, сопровождающегося истинным эмоциональным взрывом.

К симптомам атипичного аутизма (нельзя забывать об их различных комбинациях и степени проявления) относятся:

  • проблемы с коммуникабельностью, например, отсутствие зрительного контакта во время диалога с пациентом;
  • устойчивое отсутствие потребности в социальных контактах, в том числе и дружеских отношениях;
  • трудности в усвоении новых словесных элементов, выпадение из памяти прежних заученных фраз;
  • выраженные проблемы во взаимоотношениях с незнакомыми людьми;
  • невозможность различить смысловые и переносные значения речи, буквальное восприятие получаемой информации;
  • абсолютное непонимание невербальной формы общения;
  • постоянное равнодушие к окружающей действительности, безразличие к людям, наряду с неумением выражать собственные эмоции;
  • стойкая привязанность к монотонному характеру жизни и определенным привычкам;
  • странности в поведении, связанные с особенностями времяпровождения: долгие часы человек может раскладывать какие-то предметы, при этом оставаться погруженным в самого себя и практически не реагировать на внешние раздражители;
  • реакция на новые звуки, запахи, цветовые оттенки и структуры может быть нестандартной.

Диагностика

Атипичный аутизм с умственной отсталостью у детей имеет характерные отличия от классической формы заболевания.

Специалисты считают диагностику данного расстройства затрудненной, требующей всестороннего обследования.

Родителям следует проконсультироваться относительно верной постановки диагноза одновременно у нескольких врачей: детского невролога, психолога, психиатра, и даже отоларинголога.

Некоторые родители первоначально проблемы поведения своего ребенка списывают на неполноценный слух, так они объясняют отсутствие детской реакции на речь со стороны окружающих.

Но консультация специалиста должна опровергнуть эти догадки, и подтвердить наличие у пациента нормального слухового восприятия.

То есть ребенок, в какие-то моменты оказывается настолько погруженным в собственное «Я», что звуки извне игнорируются его подсознанием.

Проявление этого вида психического расстройства у детей варьируется разнообразием симптомов и степенью их проявления.

Например, при легком течении заболевания диагностировать отклонение способны лишь опытные специалисты.

Для того чтобы определить наличие проблем в развитии ребенка, необходимо систематически наблюдать за его поведением, анализировать адаптацию к социуму и проверять имеющиеся у него способности.

Большую часть информации дети берут из своего ближайшего окружения — от родителей и родственников, а те, в свою очередь, первыми могут заметить нарушения в психоэмоциональном развитии своего чада.

Поэтому при появлении подозрений на наличие каких-либо отклонений у ребенка, и отсутствии симптомов, характерных для заболевания, необходимо обратиться к специалисту, который на основании определенных жалоб диагностирует атипичный аутизм.

Причины, которые вызывают данную патологию у детей, изучены недостаточно, в связи с чем лечебное воздействие в целом направлено на имеющиеся психические нарушения. Подробнее: Как распознать аутизм и помочь ребенку? →

Лечение

Единственной верной лечебной тактики в отношении атипичного расстройства психического развития в настоящее время не существует.

Лечение носит симптоматический характер, направленный на степень уменьшения проявления основных признаков заболевания.

Успешно проведенное терапевтическое воздействие и устранение явных симптомов патологии, приводит к тому, что ребенок ощущает улучшения в самочувствии.

Лечебный подход к каждому должен быть индивидуальным с длительными временными затратами и усилиями в отношении маленького пациента. Первостепенное значение имеет человеческий фактор, то есть люди, которые занимаются человеком с определенными психическими расстройствами, должны понимать, что требуется данному ребенку и четко владеть различными медицинскими методиками.

Именно полагаясь на свой опыт и знания, специалист методом проб и ошибок, находит индивидуальный подход к пациенту и определяет эффективность проводимого терапевтического воздействия на основании улучшений в его состоянии.

Лечение планируется на длительный промежуток времени- это необходимая мера даже при легкой форме заболевания.

Занятия по специфическим методикам не могут быть для такого пациента лишними, то есть с каждым сеансом терапии они приносят ему только пользу.

Полностью вылечить атипичное расстройство психического развития невозможно, но улучшить качество жизни и самочувствие больного вполне осуществимо, и в этом должна помочь согласованная работа профильного специалиста и родителей.

Каких-либо профилактических мероприятий по данному заболеванию среди детей не бывает, его природа остается до конца не изученной. Но своевременная диагностика и эффективно проведенное лечение в самом начале болезни значительно повышает возможности социализации маленького пациента в обществе.

Ольга Рогожкина, врач, специально для Mama66.ru

Источник: https://mama66.ru/detskie-bolezni/atipichnyjj-autizm

Ссылка на основную публикацию