Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителей

Адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе неизбежна. Утренние истерики перед сборами в садик-признаки тяжелой адаптации ребенка к детскому саду. Кто-то её проходит плавно, поплакав первую-вторую неделю, а чьё-то поведение заставляет родителей задуматься о том, что возможно рано малыша отдавать в сад, или стоит сменить группу и воспитателя.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителей

Как мама троих деток я имею определенный опыт и могу подтвердить, что утверждения психологов о том, что существуют три вида адаптации к детскому саду вполне справедливы. Поговорим о :

  • Понятие адаптации
  • Степень адаптации ребенка в детском саду
  • Советы психолога по адаптации ребенка в детском саду
  • Личный опыт того, как помочь малышу ясельной группы пройти адаптацию.

Разберемся что такое понятие адаптации. Это подстраивание/привыкание всего организма вашего карапуза под непривычную для него среду. Имеется ввиду как его эмоциональное состояние так и физическое.  Адаптация это всегда стресс. Что может быть страшнее для ребенка, чем разлука с мамой? Кто-то находится в этом сложном состоянии первый месяц, а кто-то пол-года не может адаптироваться к саду.

Психологами подмечено, что мальчики тяжелее девочек переносят это состояние. Именно в период от 3-5 они максимально привязаны к матери, плюс кризис 3 лет у них проходит обычно более выражено. Под гипнозом почти все взрослые вспоминают страхи и ощущение безмерного детского горя.

Психические травмы малыш прячет в себя (Петя укусил, а мамы нет рядом, воспитатель сказала, что если не будешь спать заберет бабайка, и мама любит только хороших и послушных деток),и этим подрывает своё здоровье, начиная часто болеть. К непривычному климату ясельной группы, воспитателям (по сути чужим тетям на первом этапе) добавляется адаптация к новым вирусам и микробам.

Поведение и есть те признаки по которым мама должна понять, что происходит с её сокровищем, и конечно же помочь ему в этот период всеми доступными методами. К первому дню в детском саду стоит готовиться заранее.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителей

Степень адаптации ребенка в детском саду

Тяжелая степень 

Это безусловно те детки, которые идут в сад с истериками, даже спустя месяц, так что слышит весь двор. Зачастую к этому прибавляются «бесконечные» простуды и повышенная нервозность, плаксивость.

Средняя степень

Утренняя плаксивость характерна на первых порах от 2 недель до месяца и время от времени возникающих позже. Особых нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит «вирусную и бактериальную адаптацию в ясельной группе», начинает болеть.

Легкая степень

Малыш по утрам более-менее охотно идет в сад. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

Советы психолога по адаптации ребенка в детском саду

Дети с тяжелой формой адаптации трудно идут на контакт. Воспитатель может установить контакт только через родителя (бабушку, сестру).Попытки воспитателя заинтересовать его игрушкой имеют кратковременный эффект, или вообще остаются без внимания.

Даже с учетом того, что все дети 2 лет играют особняком этот малыш заметнее других одинок и растерян. Переходит от одной игрушки к другой, старается забиться в угол, спрятаться. На похвалу / замечания не реагирует, словно его здесь нет. Отказывается от еды. При более активных попытках привлечь внимание начинает плакать ища маму.

Часто болеет. Болезни зачастую затяжные, с осложнениями.

В подходе к таким малышам справится только опытный воспитатель путем где-то повышенного внимания, а где-то просто оставив малыша в его «уголке». Таких малышей чаще остальных нужно брать на руки, даря им «оставленное дома» ощущение безопасности и любви ( для скорейшего привыкания к воспитателю). В такой ситуации не обойтись без помощи психолога (они есть в каждом дошкольном учреждении).

Не стесняйтесь поговорить о сложившейся ситуации, если ваш воспитатель сам не проинформировал специалиста. Ребенка забирайте почаще до дневного сна. Пусть врач пропишет комплекс витаминов. Психолог создаст «моделирование» положительной ситуации нахождения карапуза в группе.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителей

Средняя степень адаптации это когда малыш по утрам более- менее спокойно отправляется в свою группу, без регулярных истерик и умоляющего плача. У малыша также есть стресс от разлуки с мамой, но после того, как кроху оставляют в группе он совсем недолго хныкает, грустит время от времени.

 Проблемы заключаются в том, что стресс скрытый. Перемены в его поведении замечают только близкие (стал более «ручным», беспокойно стал спать). При обмене различными бактериями иммунитет не выдерживает двойной нагрузки и малыш болеет.

Отличие от тяжелой адаптации и в том, что оказавшись дома карапуз очень быстро идет на поправку, никаких осложнений после болезни нет.

Советы психолога в данной ситуации. Малыша рекомендуется переключать на игрушки,хваля отводить в группу, вовлекать в игры. Родителям рекомендуется почаще вслух хвалить малыша за  то,что он ходит в садик. С восторгом замечать все его достижения.

Хорошим признаком служит то, что после месяца — двух ваше сокровище активно начнет знакомиться с детками, будет инициатором игр (хотя это более характерно для деток после 3 лет).

Легкая адаптация в младшей группе сада характерна для половины малышей. Малыши поначалу активно хотят в сад. Им нравятся новые игрушки.

Некоторые плачут утром, но при легкой адаптации дети никогда не закатывают утренних истерик, только хныкание и незначительные капризы (хочу идти в тапочках, возьму железную дорогу, пойду в пижаме).

Привыкание к новому укладу жизни наступает примерно через 2-5 недель. Нет болезненности (иммунитет справляется).

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителейадаптация ребенка в группе

В отношении психологов у меня двойственное мнение. Одни из них за мягкость и плавность, другие настаивают на том, что чем больше родитель пытается смягчить процесс адаптации к саду, тем только все усложняет, словно растягивая душевную боль. Нужно ясно дать понять ребенку что будет только так и никак иначе. Болеют все дети, и это нормально.

Я знаю на примере своих знакомых десятки историй того, как какой малыш проходил адаптацию к саду. Анечку я родила в 36, и глядя на поведение малышей практически наперед угадывала, как пройдет у них этот процесс привыкания к садику.

Дети, у которых были двоюродные сестры и братья приспосабливаются легче.Труднее всего малообщительным малышам и как ни странно тем, с кем активно занимались до сада, уделяя им повышенное внимание. Так, моя принцесса к 2 годам знала животных, геометрические фигуры, цвета.

Я занималась с ней играючись по карточкам Домана.

Каждое утро она шла в группу с любимой игрушкой (это был розовый фламинго, сейчас переключилась на мишку). Я специально создала вокруг игрушки образ защитника, частичку меня.

Когда что-то случалось и мне приходилось её жалеть, то непременно подключалась игрушка (мишка тоже Анечку жалеет, как мама).

Одна моя знакомая имела возможность нанимать няню на весь день, но решила, что не будет создавать «тепличные условия» и отвела сыночка в обычный садик, но с бассейном, зарядкой, видеоплеером и прочими бонусами. Адаптация к саду шла печально.

После консультации у детского психолога они нашли выход- диктофон, куда мама записала ему сказки, песенки. В сложные моменты воспитатели включали ему записи. Это спасло ситуацию. Ставлю акцент, что это был именно диктофон, а не смартфон, который бы посадил малышу зрение и облучал бы его, вызвав привыкание. Пришлось бы потом ломать голову как отучить малыша от гаджета.

Другой пример. Малыш тяжело привыкал к яслям, капризничал, плакал, и в итоге его практически силой каждое утро тянули в сад.Нужно отдать должное маме, которая мгновенно приняла правильное решение. Она отправилась на разведку в другой сад. Обратила внимание, что там с детками по утрам делают зарядку, другое питание, воспитатели ближе к 40 годам.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителейзарядка для облегчения адаптации в ясельной группе

В день перевода в другой сад словно сама судьба подсказала ей, что она поступает правильно. Мамочка услышала разговор молодых воспитательниц о малышах из группы. Сейчас все дети дебильные и истеричные и какой у них каторжный труд.

Всех нормальных детей распределили в другие группы оставив им самых сложных и неуправляемых. Случается и такое. К моему сожалению мама при переводе не стала говорить об этом заведующей, когда та допытывалась о причинах перевода.

По словам мамы мальчишку словно подменили. Привыкание к саду проходило прекрасно. Шел с радостью, поскольку понимал, что там будет занята каждая минутка: зарядка, чтение, игры, поделки.

Мои советы , чтоб привыкание к саду протекало легко

  1. Готовьтесь к саду заранее,
  2. Осмотрите цветовую гамму будущей группы, наличие игрушек, книг, теплого покрытия на полу, отсутствие сквозняков,
  3. Дайте малышу в сад любимую игрушку,
  4. Будьте готовы к некоторой акклиматизации, пейте витамины,
  5. Обратите внимание на отношение воспитателей к другим детям,
  6. Фотографируйте сами своего малыша в группе сами, чтобы потом показывать ему по вечерам эти фотографии и общаться вопросами. Какие игрушки ты любишь? Малыш пальчиком покажет. Покажи на какой кроватке ты спишь?  А где ты сидишь за столиком? Твоя кроватка самая хорошая, да?
  7. Устраивайте «каникулы»  от посещений сада, оставляя малыша дома внепланово на день-другой,
  8. Если кроха остается дома (заболел, просто оставили) придерживайтесь режима дня как в ясельной группе,
  9. Всегда будьте на стороне своего малыша. Если адаптация/привыкание идет тяжело слушайте только своё сердце. Никто кроме вас не знает что лучше для вашего карапуза. Одним действительно нужна строгость, другим- мягкость.

Надеюсь, что моя статья о том, как протекает адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе вам поможет.

По личному опыту могу сказать, что даже проходив в сад год ребенок будет испытывать голод от общения именно с вами. Делайте выходные максимально насыщенными общением. Как никто другой знаю насколько это сложно.

Всего пару дней выходных и нужно многое успеть. Помните, что активное детство ребенка длится с 2 лет до 6. Всего 4 года.

Автор текста и владелица сайта: Наталья Чалая

Источник: https://3karapuzika.ru/adaptacija-rebenka-v-detskom-sadu-sovety-psihologa/

Подготовка ребенка к детскому саду + Схема плавной адаптации от психолога

Нина Ливенцова, детский психолог

Психолог Нина Ливенцова рассказала, как адаптировать ребенка к детскому саду.

Адаптация — способность человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей действительности, к внутренним переменам. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни.

Мы живем в изменчивом мире, и наша психика заточена под то, чтобы приспосабливаться к изменениям.

И дети тоже постоянно к чему-то приспосабливаются (к новому члену семьи, к новой кроватке, к новым родственникам).

К чему придется привыкать

Отводя ребенка в детский сад, мы меняем привычный уклад его жизни довольно сильно. Появляются новые обстоятельства, к которым теперь ребенку надо привыкнуть.

К каким обстоятельствам придется приспособиться 2-3 летнему ребенку?

  1. Расставание с родителями на долгое время. Изменения отношений с родителями, теперь все общение только по вечерам и в выходные. Нет родительского покровительства, поэтому в какой-то мере неизбежно будет фрустрирована потребность в эмоциональном общении, безопасности. Ребенок остается один на один с новыми обстоятельствами.
  2. Нахождение с другими, чужими взрослыми почти весь день. С ними нужно познакомиться, наладить отношения, которые заменят в каком-то смысле отношения с родителями.
  3. Нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей одного возраста, что, в принципе, не естественно. Даже в больших семьях не бывает столько детей, и дети разновозрастные.
  4. Бытовые моменты. Строгий режим дня, хочешь спать или нет, а надо. Хочешь есть или нет, а надо. Сон в другой кроватке. Смена ритуалов сна. Другая еда. Другой туалет. Другое место для прогулок. Другие игрушки и игры. Другое общение. Какие-то новые правила.

О стрессе

Смена привычного образа жизни всегда становится причиной психического напряжения, а то и стресса для организма. Для взрослого или для ребенка.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека, когда он оказывается в сложных условиях, когда приходится преодолевать какие-то трудности, которые требуют от человека большого количества физической и психической энергии.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека. Стресс — это не что-то эфемерное, это физиологическая реакция организма. Стресс — это изменения в нервно-эндокринных системах. Это физиология.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителей
Ребенок считывает ваши эмоции. Источник

Для одних перемены станут причиной небольшого беспокойства, кратковременного напряжения, для других — стрессом, который может стать причиной сложной, трудной адаптации ребенка к детскому саду, и, как следствие, произойдет ослабление организма. Это зависит от множества факторов: внешних и внутренних, зависящих от вас и не зависящих от вас. Другими словами, это такая мозаика, элементы которой сложатся благоприятным или неблагоприятным образом.

Как минимизировать стресс

Задача взрослых в процессе адаптации как раз и заключается в том, чтобы минимизировать стресс для ребенка. Как это сделать? Что зависит от родителей?

Факторы, которые помогут вашему ребенку.

  1. Твердая уверенность семьи, в частности мамы, в том, что садик семье нужен, что это хорошее и правильное решение для семьи и для ребенка. Решение, которое взрослые приняли внутренне. Могут быть тревоги о том, как все пройдет, беспокойства, связанные с новизной ситуации. Но эти тревоги не мешают родителю, не вгоняют его в сомнения, не становятся причиной метаний «а надо, а может не надо». У родителей должно быть внутреннее состояние, что так будет лучше, что это правильно. Это состояние родитель как бы транслирует ребенку. Оно становится опорой для ребенка. Если мама уверена, что так правильно, так хорошо, значит, я тоже в этом уверен. Это происходит на уровне эмоций, образов, ощущений. Поэтому если есть вина, какие-то смутные сомнения, сопротивление — разберитесь с ними. Ваш настрой будет опорой для ребенка.
  2. Большой плюс к благополучной адаптации, если ребенок уже умеет говорить. Понятно, что это такой фактор, на который нельзя повлиять прямо. Если ребенок уже разговаривает, то можно учить его просить воспитателя о помощи. Почему умение говорить это плюс: во-первых, легче внедрить пункты подготовки, ведь вы можете рассказать о них, а ребенок может вас понять. С другой стороны, ребенок сможет наладить коммуникацию с воспитателем, детьми, сможет пожаловаться или рассказать вам, что происходит в садике, что он чувствует, чего боится, что его расстраивает и что радует.
  3. Длительный подготовительный период (хотя бы от двух недель до месяца, чем больше, тем лучше).
Читайте также:  Истерическое расстройство личности: симптомы, причины, лечение

Что входит в подготовку.

  • Информационное поле. Информирование ребенка о том, что такое садик, что там дети делают, кто такой воспитатель, как устроен режим дня в садике, какие там правила. Для этого можно просто время от времени заводить разговор. Читать детям сказки, рассказывать истории про детский сад. Играть в детский сад. Приводить в пример знакомых детей, которые уже ходят в детский сад («А наш дружок сейчас в детском саду играет, вечером его мама заберет оттуда, и мы встретимся»). Проходя мимо любого детского садика, вы можете рассказывать, что это за здание, что там обычно происходит. Ваша задача как бы создать информационное поле о детском садике. И разговаривать об этом не раз и не два. Причем это должна быть не дидактическая беседа. Вплетайте информацию в ваши обычные будни («Приготовила кашу, как в садике», «А в садике детки писают на горшок», «Купили тебе рубашку для садика»).

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителей
Отправляйтесь на прогулку рядом с детским садом. Источник

  • Знакомство ребенка с местностью. Устраивайте прогулки около садика, даже если нельзя зайти на территорию, или просто познакомьтесь с местностью. Если есть возможность сходить в садик на экскурсию — сходите. Если есть возможность погулять по территории — погуляйте. Если у вас уже есть дети, которые ходят в садик, то, скорее всего, младшие дети бывают с вами в садике, когда вы забираете или приводите старших детей — это плюс. Если у вас есть знакомые, которые ходят в этот садик, то сходите вместе с ними, когда они забирают своих детей вечером из садика.
  • Совместные подготовительные мероприятия. Купите вместе одежду к садику. Сходите познакомиться с воспитателем. Сходите на прогулку с детками в детский садик.
  • Положительный настрой ребенка. Рассказывайте ребенку интересные положительные стороны посещения детского сада или просто веселые истории про детский садик, может быть, из вашего детства («Самая вкусная запеканка, которую я когда-либо ела, была в моем детском садике», «У меня был друг в детском садике, которого звали Сережа, и нам с ним было всегда весело»). Никогда не пугайте и не угрожайте ребенку детским садиком и воспитателем. Если у вас есть какие-то неприятные воспоминания о детском садике, то не надо ими делиться с ребенком. Если кто-то из родственников угрожает детским садиком («Вот пойдешь в детский сад, никто тебя с ложки кормить не будет»), то пресекайте это. Не допускайте негативных разговоров о садике при ребенке или детях.
  • Настройка режима дня, который близок к детсадовскому. Если ваш ребенок любит поспать долго, то за 2-3 недели до начала посещения детского садика сокращайте утренний сон на 10-15 минут. Все зависит от того, насколько долго спит ваш ребенок. Вечером укладывайте ребенка вовремя, избегайте ночных посиделок. Устраивайте дневной сон или хотя бы тихий час. Какой будет режим в вашем садике, можете узнать заранее у воспитателей, директора или у другим мам, которые уже посещают этот садик. Если вы подошли к садику не подготовившись по режиму, договоритесь с воспитателем, что будете некоторое время приходить к девяти вместо восьми часов (будет ли это возможно, зависит от детского сада, от желания воспитателя помочь вам).
  • Формирование навыков самообслуживания. Учим ребенка одеваться самостоятельно (пусть это будут хотя бы простые вещи — маечки, трусики, носочки), пользоваться столовыми приборами, кружкой, самостоятельно есть, пить. Мыть руки после туалета. Пользоваться полотенцем, после того как помыл руки. Пользоваться туалетом или горшком. Конечно, тут многое зависит от возраста. Если ребенку 1,5 года, то, скорее всего, многому научить не получится, и это с учетом возраста нормально. Но в 2,5-3 года всеми этими навыками ребенок уже должен владеть.

Примерная схема плавной адаптации

Дам примерную схему, которая вводит ребенка в сад постепенно, шаг за шагом. Но в вашем саду могут быть другие правила, и, конечно, игнорировать их не получится. Просто посмотрите, что из той схемы, которую опишу я, вы сможете внедрить, адаптировать к вашей реальности.

  1. Если есть возможность познакомить ребенка с садиком, с группой заранее — сделайте это. Можно найти повод для визита: например, узнать что-то, подать документы вместе с ребенком, сходить с кем-то, кто уже ходит в этот сад. Подробнее об этом я писала выше.
  2. Лучше если первый день (обычно это всего один час или меньше) вы будете с ребенком: пройдете с ним по группе, заглянете в спальню, найдете кровать ребенка, покажете его шкафчик. Посидите какое-то время в группе, чтобы ребенок мог исследовать пространство в вашем присутствии (все зависит опять же от внутренних правил). С вами ребенок чувствует себя в безопасности, а значит, он будет активно исследовать пространство. Может быть, ваш первый день пройдет на улице.
  3. Важно установить контакт с воспитателем и маме, и ребенку. Вы можете познакомиться, поговорить, представить ребенка воспитателю, а воспитателя ребенку. Лучше если в это время ребенок будет у мамы на руках. Но тут многое зависит и от воспитателя. Постарайтесь поздороваться, улыбнуться воспитателю, а потом как бы передать ребенка в руки воспитателю. Если воспитателей несколько, то знакомимся со всеми.
  4. При расставании целуйтесь, обнимайтесь, говорите ребенку, что придете за ним очень скоро, передавайте его воспитателю и уходите. Приходите через час. Обязательно радуйтесь ребенку, обнимайтесь, целуйтесь. Да, ребенок может плакать. Тогда обнимаете, утешаете и передаете воспитателю. Уходя — уходите. Спокойно идете заниматься своими делами. Не надо прыгать под окнами, под дверью, обуздайте свою тревогу. И верьте, что вашему ребенку под силу справиться с этой ситуацией.
  5. Важно при расставании с ребенком оставить ему что-то напоминающее о вас, о доме. Например, любимую игрушку, или можно приобрести специально игрушку-друга, которая будет ходить с ребенком в садик. Можно оставить платочек, пахнущий мамиными духами, какую-то записку-рисунок на клочке бумаги, можно нарисовать сердечко на ручке. Маленьким детям оставляем что-то вещественное. Детям постарше можно уже оставлять что-то символическое (например, поцелуй в кармашек).

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителей
Игрушка станет другом для ребенка в детском саду. Источник

  1. Какое-то время водите ребенка на пару часов. Обычно в течение недели.
  2. Затем оставьте ребенка на обед, потом на сон. Какое-то время забирайте малыша сразу после сна.
  3. Если видите, что ребенок плачет, но быстро успокаивается и спокойно играет, идет на контакт с воспитателем, интересуется игрушками, обедает, то это признаки того, что можно оставлять до вечера. Если у вас есть возможность, какое-то время забирайте через пару часов после сна, постепенно увеличивая время (если это нужно).
  4. Важно тепло прощаться с ребенком. И встречать всегда с радостью и улыбкой, обнимать, тискать. Не ругать ребенка за слезы, но сочувствовать, поддерживать, оказывать понимание. Если вам жалуются на ребенка, то не разбирайтесь в ситуации сразу же — на первом месте должна быть радость от встречи с ним.

Понятно, что это примерная схема. Удастся ли ее применить, зависит от факторов, на которые вы не можете повлиять:

1) правила садика, режим дня, атмосфера в группе, в садике (это то, на что особо повлиять не получится).

2) личность воспитателя, готовность к сотрудничеству (тоже особо не зависит от родителя. Но старайтесь расположить воспитателя к себе и будьте сами дружелюбны).

3) личность самого ребенка, его характер, темперамент, личностные адаптационные способности, жизненный опыт ребенка.

4) детский коллектив.

Это первая часть статьи об адаптации к детскому саду. Во второй части психолог Нина Ливенцова расскажет о самых распространенных ошибках родителей, признаках успешной и неуспешной адаптации, а также к чему нужно быть готовым, когда ребенок впервые идет в детский сад. Следите за публикациями в блоге!

Обложка поста: unsplash.com

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/08/19/podgotovka-rebenka-k-detskomu-sadu-sxema-plavnoj-adaptacii-ot-psixologa/

Адаптация в детском саду — информация для родителей 2019

Адаптация ребенка в детском саду — важный этап для родителей и их детей. Это первая ступенька к жизни без постоянного присутствия рядом с малышом мамы или папы. Она может затянуться, но может пройти быстрее и не так болезненно, если следовать несложным советам.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителей

Информация для родителей по адаптации в детском саду

Что такое адаптация к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду — это способность малыша принять новую среду, новые условия жизни и новое окружение. Ребенок сталкивается с рядом изменений:

  • рядом с ним не находятся постоянно мама, папа или другие близкие люди;
  • ему приходится быть рядом с другими детьми;
  • нужно слушаться воспитателя, чужих взрослых;
  • от него требуют соблюдать распорядок дня детского сада;
  • личностное общение воспитателя с ним недолгое, воспитатели общаются одновременно со всей группой ребятишек.

Все это приводит к внезапному стрессу у малыша. Он пытается протестовать или приспосабливаться к изменившимся условиям. Понять, что ребенок перегружен эмоционально и психологически, можно по признакам:

  • резкая смена поведения — активные малыши затихают, а спокойные начинают вести себя агрессивно;
  • откат в умениях ребенка — малыш, умеющий говорить, одеваться, ходить на горшок, после посещения детского сада
  • отказывается от всех или от одного из этих навыков;
  • у ребенка нарушается сон — он плохо засыпает и просыпается со слезами, отказываясь идти из дома в садик;
  • у малыша пропадает аппетит, он не хочет есть незнакомую ему еду в незнакомом месте;
  • у малыша на фоне общего стресса снижается иммунитет.

По мере того, как ребенок привыкает к детскому саду, все эти проблемы сглаживаются или полностью исчезают.

Как адаптируются дети: степени адаптации

По тому, как долго ребенок привыкает к детскому саду и как ярко выражены его реакции, проблемное поведение, выделяют степени адаптации.

Легкая адаптация

Это наилучший вариант развития событий. Ребенок привыкает к изменениям быстро, в течение месяца он втягивается в новые условия. По каким признакам судят о легкой адаптации:

  • малыш без истерик и слез отпускает маму, не пытается выбежать из группы, остановить уходящего родителя;
  • он умеет контактировать с другими детками, не боится первым идти на контакт;
  • когда обращается к воспитателям, смотрит им в глаза;
  • может попросить о помощи;
  • рассказывает дома о том, как провел время в детском саду;
  • легко подстраивается под распорядок дня;
  • адекватно реагирует на похвалу или неодобрительные замечания воспитателей;
  • может заниматься чем-то самостоятельно, не требует постоянного внимания к себе.

Средняя адаптация

Средняя адаптация затягивается на срок не меньше полутора месяцев. Малыш показывает, что ему не нравится такая смена обстановки, он часто болеет, но постепенно подстраивается под изменившееся окружение и способен влиться в детский коллектив. Как ведет себя малыш при средней степени адаптации:

  • ему тяжело отпустить маму, после того, как родители ушли, он некоторое время плачет;
  • если ребенка отвлечь, он забывает о расставании и играет;
  • малыш общается с воспитателями, с другими детками;
  • он адекватно реагирует на обращение старших, на замечания;
  • ребенок соблюдает правила и распорядок дня;
  • он не часто конфликтует с другими детьми или воспитателями

Тяжелая адаптация

Детки, которым адаптация дается особо тяжело, привыкают к садику от двух месяцев до нескольких лет. Бывают случаи, когда ребенок не может никак адаптироваться и не может посещать садик. Как понять, что у малыша тяжелая адаптация к детскому саду:

  • ему очень сложно отпустить родителей, расставание затягивается, сопровождается слезами, истериками или оцепенением;
  • малыш отказывается заходить из раздевалки в помещение группы;
  • он не хочет общаться ни со взрослыми, ни с другими детками;
  • он не хочет кушать, спать днем, играть;
  • проявляет агрессию или замкнутость;
  • когда к нему обращаются воспитатели, реагирует неадекватно (пугается или плачет).

Что влияет на адаптацию

Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, нужно учитывать ряд факторов. На длительность адаптационного периода влияет возраст малыша, уровень его психологического, интеллектуального и физического развития, его здоровье и степень общительности, социализации.

Возраст малыша

По мнению психологов, оптимальный возраст для начала посещения детского сада — три года. Если малыша отдают в сад слишком рано, он просто еще не умеет общаться с другими детками и ему трудно принять новую обстановку.

В возрасте от года до трех лет формируются детско-родительские отношения. Разлука с мамой в это время нарушает у малыша базовое доверие к миру, ему страшно, что мама не вернется.

Более взрослым деткам поход в садик дается легче еще и потому, что у них есть навыки самостоятельности, необходимые для посещения садика: одеваться, кушать, пить, ходить на горшок. Когда у ребенка есть базовые навыки самообслуживания, привыкание к саду проходит легче.

Здоровье малыша

Деткам с хроническими заболеваниями тяжелее привыкнуть в детскому саду. Из-за особенностей здоровья, повышенной привязанности к родителям им тяжело расставаться надолго с близкими.

Ребятишкам, болеющим часто и подолгу, врачи рекомендуют не торопиться с садиком.

Психологическое развитие малыша

  • Если психологическое развитие ребенка отклоняется от средних показателей, это сказывается на успешном привыкании к саду.
  • Когда малыш отстает в развитии, ему нужна особая программа корректировки, компенсации, чтобы он смог догнать остальных деток в развитии и познавательной активности.
  • Если у ребенка развитие выше среднего, ему тоже сложно влиться в детский коллектив, трудно контактировать с остальными ребятишками из-за разных уровней развития познавательных способностей.

Степень социализации

Чем проще малышу заводить знакомства, общаться с другими детьми и взрослыми, тем проще проходит его адаптация. К садику быстрее привыкают те детки, которые не общались раньше только с родителями и ближайшими родственниками.

Деткам, у которых нет опыта общения с другими детьми, тяжело дается адаптационный период. Они не умеют общаться, не знают, как разрешать конфликты — это пугает и тревожит их.

Этапы адаптации

Адаптация — процесс сложный, состоящий из нескольких этапов. На протяжении каждого из периодов есть своя интенсивность негативных реакций малыша:

  1. Первый этап — острый период. Ребенок возбужден, он нервничает, капризничает, плачет, могут быть истерики. На этом этапе стресс приводит в снижению иммунитета малыша.
  2. Второй этап — умеренно острый период. Негативные реакции уже не так ярко выражены, ребенок начинает приспосабливаться к переменам. Возбуждение снижается, улучшается аппетит, сон, эмоциональное состояние малыша.
  3. Третий этап — компенсированный. В этот период формируется стабилизация состояния малыша. Он вливается в коллектив, восстанавливаются его привычные реакции. Появляются новые навыки самостоятельности.

Памятка для родителей: что делать для успешной адаптации малыша, и основные ошибки

Ребенку тяжело расставаться с мамой — самым близким и любимым человеком. Детки плачут утром в детском саду, потому что им грустно и страшно расставаться с мамой. Нельзя оставлять ребенка и уходить тайком или отрывать его от себя силой и заталкивать в игровое помещение. Малышу нужно понимать, что расставание — это нормально, и мама обязательно вернется.

Читайте также:  Навязчивые движения у детей: причины и лечение в домашних условиях

Как помочь своему малышу — советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Подготовьтесь к саду. Расскажите ребенку, зачем ходят в садик, что там делают. Расскажите об игрушках, занятиях, новых друзьях. Обязательно объясните, как вести себя, если захотелось в туалет на прогулке, что делать, если малыша обидели, если он ударился или испачкался. Страх — в незнании. Когда ребенок знает, что его ждет, ему не так страшно.
  2. Будьте позитивны. Будьте готовы отпустить ребенка, доверить его чужим людям. Расставайтесь с малышом спокойно, с любовью, а не слезами на глазах и трепещущим сердцем. Не ругайте в присутствии ребенка ни садик, ни воспитателей.
  3. Создайте ритуалы, поддерживайте их. Однообразие, привычные и понятные действия очень успокаивают. Создайте со своим малышом особые ритуалы: как вы прощаетесь, обнимаете, целуете, что говорите. Как вы встречаетесь, что говорите и что делаете при встрече.
  4. Не говорите малышу грубостей. Не срывайте на нем свое раздражение. Не угрожайте, что оставите в саду и не придете за ним, если он не перестанет плакать и не отпустит вас. Сдерживайте себя, ваша злоба и несдержанность — опасные зерна. Ваша любовь и терпение — это то, что даст плоды любви и благодарности в будущем.
  5. Понимайте малыша. Жалейте его, поймите, как ему нелегко в этот период. Уделяйте ему больше внимания и ласки, и не перегружайте дополнительными занятиями, кружками и прочими развивающими играми.
  6. Будьте ответственны за свое решение. Не нужно ждать, что ваш ребенок легко и без проблем пойдет в садик. Будут слезы, будут негативные эмоции. Этого не нужно бояться. Важно понимать, для чего вы это делаете. Помогите ребенку пройти этот непростой период, поддерживайте его, дайте понять, что видите, как ему трудно, но он такой молодец, так хорошо справляется.
  1. Сравнивать. Ваш ребенок не обязан привыкнуть к садику так же быстро, как дети ваших друзей или знакомых.
  2. Обманывать. Если пообещали, что заберете ребенка через час, так и сделайте. Если будете обещать забрать пораньше, а приходить поздно вечером, ребенок перестанет вам доверять, будет чувствовать, что его предают.
  3. Наказывать долгим пребыванием в саду. Нельзя наказывать ребенка за провинности более долгим пребыванием в садике, от этого адаптация пойдет только хуже.
  4. Подкупать. Дарить игрушки и сладости только за хорошее поведение в саду. В дальнейшем это может привести к шантажу, когда дети требуют ежедневных подарков, а если их нет — устраивают истерики.
  5. Отводить в сад больного ребенка. Если малыш плохо чувствует себя, не нужно вести его в сад. Это только больше ослабит ребенка, и болезнь может затянуться на длительный срок.
  6. Уходить, не попрощавшись с малышом, тихо исчезнуть. Это подрывает базовое доверие ребенка к вам: раз мама может так внезапно исчезнуть, она может и не вернуться. В этом случае адаптация к саду только задерживается.

Категория: От 1 до 7 Семья

  1. 620

Источник: https://littleone.com/publication/0-6410-adaptaciya-rebenka-k-dou-sovety-roditelyam

Советы педагога-психолога "Адаптация ребенка в детском саду"

  • А как ребенок привыкнет?
  • Понравится ли ему?

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду

Мамам, чьи малыши идут в садик, очень хочется, чтобы адаптация прошла очень мягко. Идеальный вариант – ребенок ладит с воспитателем, идет к детишкам группы, каждое утро просыпается без слез и капризов.

Однако любая перемена в жизни является стрессом для малыша, и иногда, именно, взрослые вольно или невольно мешают ребенку адаптироваться к садику. Сегодня я расскажу о самых распространенных родительских ошибках в процессе привыкания детей к дошкольному учреждению и о том, как их избежать.

Итак, НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

1.Начинать отучать ребенка от ранее сложившихся привычек,которые не приняты в детском саду: отнимать от груди, забирать соску, отменять памперсы перед приходом в детский сад или с первых днейпосещения. Этого делать ни в коем случае нельзя. Начинать лучше либо за полтора-два месяца до посещения, либо уже после привыкания к садику.

2. Проявлять невнимательность к социализации малыша.

Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению).

Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

3.  Планировать выход на работу одновременно с приводом ребенка в садик. В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.

4. Излучать тревогу.Ребенок не знает, что его ждет впереди. Он не знает, как надо относиться ко многим вещам, что хорошо, что плохо. Он смотрит на родителей и считывает отношение к миру с их мыслей, слов, поведения.

Если мама отвела ребенка в сад, а потом проревела полдня от переживаний разлуки с крошкой, ребенку будет крайне сложно перенести адаптацию.

Если папа заранее уверен, что воспитатели в группе невоспитанные, необразованные, скорее всего, ребенок будет страдать от общения с этими людьми.

Прежде чем отдавать ребенка в сад, надо разобраться с собой, своими страхами, предрассудками. Надо быть готовыми отпустить от себя ребенка, доверить его профессиональным педагогам.

Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками, интересно проводить время, развиваться. Я хочу, чтобы он пошел в садик»

5. Болезненно реагировать на плач ребенка или уговорыпойти обратно домой или вообще не ходить в детский сад. Обычно все дети плачут, так как они привязаны к родителям, любят их и не хотят расставаться с ними. Это нормальная реакция здорового ребенка. Как только ребенок убедится, что ему в садике безопасно и интересно…он успокоится.

6. Перекладывать ответственность.

Иногда мамы говорят: «Попробуем походить в сад, если ребенку понравится, будем ходить, если не понравится, заберу». Такая установка в большинстве случаев заранее обречена на неудачу. Здесь родители банально перекладывают ответственность  за принятие решения с себя на очень маленького человечка.

Детский сад  — не цирк, не карусель, то есть не безусловно приятное место. Сложно подчиняться новым требованиям, сложно учиться общаться с десятью ровесниками.

В детском саду обязательно будет место негативным эмоциям, ведь любой новый жизненный этап всегда связан как с положительными, так и с отрицательными моментами. Конечно, прощание с мамой — это острое переживание.

И если родители вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с новой ситуацией, задают каждый раз вопрос: «А тебе нравится? А будешь ли ты ходить в детский сад?», — они, скорее всего, получат в ответ «Нет!» в виде утренних истерик.

Привычка ходить в детский сад сложится постепенно. В течение одного-двух месяцев ребенок может выражать нежелание идти в детский сад. Родители не должны соглашаться на уговоры ребенка. Лучше мягко настаивать на своем: «Мама идет на работу, а ты — в детский сад…».

Самая большая ошибка — уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, вызвать бабушку и так далее). Далее он будет проситься все настойчивее и настойчивее. Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка и знают, когда он пытается манипулировать ситуацией, а когда на самом деле — болеет.

При болезни следует обязательно оставаться дома и вызвать врача.

7. Говорить устрашающие фразы.

«Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду», «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду», «Что ты стоишь, как столб», «Все дети, как дети, а вот наша…».

Конечно, иногда себя сдержать трудно. Но любое ваше злое слово обернется обидой у ребенка сейчас и ответной грубостью в ваш адрес потом, лет через 12-15. Тот, кто не умеет безусловно любить и беречь своего ребенка, обязательно получит бумерангом соответствующее отношение от подростка.

8. Не щадить.

Надо понимать, что ребенку сложно. Поэтому, если он «копается» по утрам или слишком шумно ведет себя вечером, он это делает не вам назло, а  лишь разгружает свою нервную систему.

 Не стоит стремиться развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается его нервная система.

Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

9. Несистематически посещать садик.

Иногда мамы относятся к вопросу посещения садика несерьезно: проспали, не хочется рано вставать, малыш закапризничал, решили отдать его на недельку бабушке. Через некоторое время ребенок понимает, что посещать сад не обязательно, и начинает манипулировать взрослыми через крики и слезы.

Не забывайте, что детский сад – это своего рода работа для детей, а значит, ходить в дошкольное учреждение нужно каждый день. Систематичность и регулярность посещения поможет крохе скорее привыкнуть к новому статусу и новым обязанностям

10. Не обращать внимание на наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом.

Например, папа оставил семью, и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок.

Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.

11. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста.

Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована.

Еще пример:бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик и сама желает заботиться о внуке.

Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Как показывает практика, дети работающих матерей адаптируются легче.

12. Неправильный режим дня

В садик нужно вставать рано, что становится реальной проблемой для родителей, чьи дети привыкли засыпать после 22.00. Сонный ребенок трет глаза, хнычет, капризничает, не понимая, чего он хочет. Так же он ведет себя и в группе, болезненно реагируя на уговоры мамы, педагога.

    В уголке для родителей висит листок режима дня ребенка посещающего детский сад. Это еще один важный пункт привыкания.

Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большей степени с режимом ДОУ: завтрак — 9 утра; обед — 13 часов; сон с 1330 до 1530; полдник в 16 часов, укладывание на ночь не позднее 21-22 часов. И стараться максимально придерживаться этого режима.

13. Быстрый сбор

Эта родительская недоработка плавно вытекает из предыдущей. Маме жалко будить сладко спящего ребенка, она сама хочет подольше полежать в кровати. В результате сборы проходят в спешке, родители подгоняют малыша: «Собирайся быстрее», «Некогда разговаривать», «Потом тебя поцелую» и т.д.

Малыш же не понимает, почему мама раздражена: « наверное, она меня не любит», думает он и выходит из дома в плохом настроении.Просыпаться следует заранее, чтобы вы сумели уделить немного времени крохе: погладить ножки и ручки, сделать веселую зарядку, потанцевать. Выходить в детский сад тоже необходимо заблаговременно, обеспечив запас времени.

В этом случае вы не будете нервничать по дороге и не передадите свою тревогу детям.

14. Внезапное исчезновение при прощании, когда мама старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания.

Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки — формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома.

Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

15. Особый режим  питания дома

Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу, приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать овощное рагу и запеканку.

  • А кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике скорее всего будет убегать из-за стола; без концентрации внимания на мультике не сможет долго сидеть на одном месте.
  • И, напоследок, легчеадаптироваться малышу к саду помогут «ритуалы»расставания.  
  • «Ритуал» — это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом.
  • Например, уходя, мама всегда:
  • — на несколько минут берет малыша на руки, обнимает;
  • — целует и говорит, куда уходит и когда придет;

— просит принести сумку(ключи, платочек и т. д.);

  1. -говорит «спасибо» и «пока-пока»;
  2. — если ребенок плачет – говорит, что ей жалко, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
  3. —передает ребенка взрослому, с которым он остается;
  4. -уходит.

Такое поведение помогает ребенку привыкнуть красставанию. Не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬвзрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Успехов Вам и Вашему малышу!

Источник: https://spb-genius.ru/2018/10/02/sovety-pedagoga-psihologa-adaptatsiya-rebenka-v-detskom-sadu/

Советы педагога-психолога родителям "Адаптация ребёнка к детскому саду"

Советы педагога-психолога

Адаптация ребёнка к детскому саду

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Однако взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.

Читайте также:  Список противосудорожных препаратов, классификация: средства нового поколения, без рецептов

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.

Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечеров дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

— Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании).

При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство (встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей), и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал).

В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же, личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

— Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и, вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

— Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

— Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.

— Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

— Личное неприятие контактирующих с вашим малышом взрослых. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Способы, позволяющие уменьшить стресс ребёнка.

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно.

Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения.

Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.

— В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился. Придерживаясь данного совета все режимные моменты в группе не вызовут у вашего ребенка реакции протеста, что в свою очередь положительным образом скажется на его поведении.

— Желательно дома укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике, рассматривая все положительные моменты.

— В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желание малыша и рекомендации воспитателя можно оставить его на целый день в ДОУ.

— Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений мамы, которых совсем недавно было намного больше. Но будьте внимательными – не стоит самим «расчувствоваться», ведь дети на интуитивном уровне чувствуют какое настроение у родителей. Этим вы сами можете навредить своему малышу.

— Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления (если ваш малыш сможет с вами объясниться). Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Типичные ошибки родителей

Родители, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь это психологическая неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад.

Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду.

При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Всё, что нужно малышу, — это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.

Ещё одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Забота об общественном мнении, внутренний дискомфорт, волнение, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего, нужно успокоится, дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передаётся им.

Родителям очень важно понимать, что ребёнок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров.

Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегчённо вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Мы рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего боятся, потому что она всё также рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному.

Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему, преодолевать трудности.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.

Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).

  • Заранее спланируёте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
  • С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
  • Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
  • Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
  • Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
  • Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
  • Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
  • Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.

Что надо знать о своем ребенке ?

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети — глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку.

Чтобы избежать этого, а также чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей.

Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности.

Зачастую можно услышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!». Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители полностью считают себя властителями будущей жизни ребенка.

Очень часто они программируют систему взглядов, профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема.

А чему? Потому что многие родители не способны сказать себе: Это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг помогать их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!

Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного — жизненного опыта, а у родителей он есть, и они могут помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно.

Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий мотив: «Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!». А когда же у сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что виноваты сами.

Чтобы воспитать человека

НУЖНО!

1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

4. Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.

5. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ!

1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

2. Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.

4. Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.

5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

7. Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов бабушек и дедушек.

Как отвечать на детские вопросы?

1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3. давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?»

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос.

Источник: https://infourok.ru/soveti-pedagogapsihologa-roditelyam-adaptaciya-rebyonka-k-detskomu-sadu-1088373.html

Ссылка на основную публикацию